Сажать не меньше, чем рубить

На форуме в Ыбе обсудили проблемы восстановления лесов

На работы по лесовосстановлению на Северо-Западе России с каждым годом остается все меньше времени: на смену зиме практически сразу приходит «технологическое лето», когда сеянцы с открытой корневой системой высаживать уже поздно. Об этом заявил на проходившем 29-30 ноября Лесном форуме в Ыбе начальник Департамента лесного хозяйства по СЗФО Алексей Эглит. Тема возобновления природных ресурсов стала на форуме одной из ключевых.

Свой доклад о ситуации с защитой и возобновлением лесных ресурсов на Северо-Западе России Алексей Эглит предварил замечанием, что в этой области все не так оптимистично, как ему хотелось бы, тем более для текущего Года экологии, когда лесовосстановление было одной из главных задач.

Если смотреть в среднем по округу, планы по искусственному лесовосстановлению близки к выполнению – 99 процентов, по содействию естественному восстановлению лесов – 98 процентов. Но если в одних регионах все получилось как планировали и даже лучше, то другие преследовали неудачи. Например, Калининградская и Новгородская области не смогли в полном объеме провести лесопосадки из-за затопления территорий. Кроме того, Алексей Эглит отметил, что по Северо-Западу не соблюдается баланс между площадями сплошных рубок и площадями лесопосадок.

– Например, в 2013-2015 годах в среднем по СЗФО вырубалось по 251 тысяче гектаров в год. А площадь лесовосстановления даже в 2017 году, когда Федеральное агентство лесного хозяйства уже командно-административным методом увеличило объемы по посадкам, составила 244,7 тысячи гектаров, – сообщил начальник департамента. – Если мы не обеспечим баланс убытия, тогда и об интересах лесопромышленного комплекса говорить не приходится. Истощение лесов приведет к его краху.

Алексей Эглит

Республику Коми Алексей Эглит в этом плане похвалил – баланс рубок и насаждений в регионе соблюдается. Но при этом стоит обратить внимание на работы по уходу за молодняком и на объекты лесного семеноводства.

– Речь идет о качестве посадочного материала. Мы одной рукой увеличиваем количество посадочного материала с закрытой корневой системой, но при этом забываем о маленьком нюансе: когда мы с вами создавали лесные культуры классическим способом, с открытой корневой системой, мы сажали 4,5 тысячи сеянцев на гектар. И это была не только защита от разгильдяйства, чтобы хоть что-то выросло, а возможность впоследствии провести дополнительную ручную селекцию, убрав самый слабый молодняк. А сегодня мы сажаем 2-2,5 тысячи на гектар, они лучше приживаются, но мы, таким образом, на 50 процентов уменьшаем возможность дальнейшего исправления ситуации по качеству насаждений. Соответственно посадочный материал должен быть с улучшенными наследственными свойствами, – рассказал Алексей Эглит.

Представители лесничеств на это отреагировали предложением поддержать питомники, где выращивают сеянцы с открытой корневой системой из местных семян (сейчас такие питомники уже на грани исчезновения). Во-первых, чтобы вернуть послепосадочную селекцию, во-вторых – в некоторых почвах такие сеянцы приживаются лучше.

– По поводу открытых и закрытых корней – это давняя дискуссия. Массовое увлечение ЗКС случилось в первую очередь из-за технологических процессов, которые происходят в лесу. Мировая практика склоняется к более техногенным вещам, к тому, что может быть произведено меньшим количеством людей. И лесопосадок это тоже касается, – пояснил Алексей Эглит. – Если у вас достаточно рабочих рук, можно сажать и сеянцы с открытой корневой системой. Но по ряду регионов, и в Коми тоже, в последние годы бывает такое, что только была зима, а тут же настало технологическое лето. Вчера снег растаял, а сегодня уже плюс 20. А мы как обычно открытые корни сажаем? По черемухе. Начинает она распускаться – начинаем сажать, зацветает – пора заканчивать. А сейчас такое бывает, что черемуха цветет одномоментно с сиренью. Природные процессы сместились, и времени на посадку лесных культур с открытыми корнями у нас все меньше и меньше. И это вторая причина, почему массово используют сеянцы с ЗКС. И чем дальше мы отходим от природных процессов, тем скрупулезнее должны выполнять все требования и правила – начиная от генетико-селекционной работы, заканчивая планированием посадок.

Говоря о пожарном сезоне 2017 года, Алексей Эглит сообщил, что он в этом году выдался относительно спокойным, исключением стал только север Коми, где леса горели из-за отсутствия дождей и сильного ветра. По сравнению с прошлым годом количество лесных пожаров по округу уменьшилось в два раза, а вот площади, пройденные огнем, наоборот, увеличились в два с лишним раза.

На следующий день форума по этому поводу прозвучали комментарии от Александра Емельяненко, руководителя Коми лесопожарного центра: сейчас предварительно рассчитывается, сколько будет средств затрачено на тушение того или иного лесного пожара и каковы будут финансовые потери, если тот или иной участок выгорит. Если выходит так, что борьба с огнем обойдется в десятки миллионов рублей, а ценного леса на той территории нет, пожар контролируют, но не тушат. Такая практика уже давно применяется во многих странах.

Достаточно остро в Коми стоит проблема с лесными санитарно-оздоровительными мероприятиями. Погибшими в регионе числятся 72,7 тысячи гектаров леса. Основные причины гибели – погодные условия и лесные пожары. Из-за болезней и вредителей погибло 30 гектаров, 23 гектара из них – из-за майского хруща.

– Выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий на 1 октября составляет 5,1 процента от планового объема. А в бюджетных корректировках, которые нам были изначально представлены, вообще санитарно-оздоровительных мероприятий не было запланировано. Я бы обратил внимание, что при площади погибающих насаждений и хоть небольших очагов болезней это недопустимо, – отметил Алексей Эглит.

Также, по его словам, наболевшая тема для Северо-Запада вообще и для республики в частности – недоимки по платежам за использование лесов. С точки зрения статистики они уменьшились, но произошло это только за счет того, что были списаны безнадежные к взысканию недоимки. Одно из проблемных предприятий в регионе – Сыктывкарский промышленный комбинат, который был исключен из списка приоритетных инвестпроектов, соответственно, по льготной цене за лес он платить не может, были произведены доначисления.

– Надо работать с собственниками, причем не только на уровне лесных служб, но объединять усилия с правоохранительными органами, посмотреть, насколько неосознанно произошла такая ситуация. Собирался ли инвестор вкладываться в этот проект или это был жест мошеннического характера? – заявил Алексей Эглит. – А в целом по приоритетным проектам ситуация в республике неплохая, календарный план по инвестициям в Коми выполнен на 130,2 процента. Это показатель, который говорит о серьезности намерений инвесторов. Лидерами по сверхплановому вложению средств являются Монди СЛПК, Лесозавод №1 и ПечораЭнергоРесурс.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Сажать не меньше, чем рубить"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.