Наталья Азизова: «На каждом предприятии района можно встретить тех, кого мы обучили»

Усть-Вымский район – единственный сельский район в республике, где уровень безработицы достаточно предсказуем и стабилен и не превышает общереспубликанских значений. Об особенностях рынка труда и о том, как в районе реализуются государственные программы содействия занятости населения, в интервью «Республике» рассказала директор усть-вымского центра занятости населения Наталья Азизова.

– Усть-Вымский район в сравнении с другими сельскими районами республики находится в наиболее выигрышном положении: на его территории действуют железнодорожные, нефте- и газотранспортные предприятия, крупнейшее деревообрабатывающее предприятие – Жешартский ЛПК. Благодаря этому уровень безработицы здесь достаточно невысок. И все-таки каковы основные признаки безработицы в районе, в каких специалистах нуждается рынок труда?

– В банке вакансий района сегодня заявлено работодателями 327 рабочих мест. Вроде бы неплохо, если учесть, что официально у нас зарегистрировано 270 безработных. Однако так же, как и везде, у нас существует проблема несоответствия спроса и предложения. К примеру, сегодня в больницы района требуется 30 врачей и старшего медицинского персонала, а среди наших безработных людей с такой квалификацией нет. Тем не менее работодатели, даже зная об этой ситуации, обращаются к нам: все вакансии, заявленные в центр занятости, отображаются на общероссийском официальном сайте «Работа в России». Благодаря этому сайту врачи, ищущие работу на территории России, заинтересовавшись вакансией, могут приехать к нам в район. То же самое можно сказать о воспитателях и учителях, которые у нас в районе тоже в дефиците. Сегодня в школы и детские сады требуется 26 учителей и воспитателей. Конечно, при помощи курсов нам таких специалистов не подготовить. Ведь учителя, воспитатели и врачи – это специалисты, которые должны иметь высшее образование. А вот переобучить рабочего, который имеет узкую специальность, мы можем.

Например, электромонтер связи – это узкая специализация, и свободных вакансий по ней почти не бывает. Но переквалифицировать его на электрика, который всегда востребован, это мы можем. Для этого в службе занятости существует программа профобучения и дополнительного профобразования безработных. В прошлом году мы обучили 80 человек, а за прошедший период текущего года – уже 38. И основные профессии, которые мы готовим, – это рабочие профессии, причем наиболее востребованные на рынке труда. Ведь мы обучаем не для того, чтобы выполнить план, а для того, чтобы человек мог в кратчайшее время найти работу, найти себя в жизни и не пополнить вновь ряды безработных. Наиболее востребованные специальности, которым хотят обучиться безработные, – это сварщики, электромонтеры, стропальщики, машинисты строительных машин, операторы котельной. Но к нам обращаются люди не только с рабочими профессиями, но и со средним профессиональным и высшим образованием, и, если им необходимо пройти курсы повышения квалификации, мы идем навстречу. К примеру, в этом году уже шесть человек обучили по программе 1С:Предприятие.

Сейчас район готовится к открытию нового бассейна в Микуне. Там тоже понадобятся специалисты, причем достаточно узкие. В этом году через центр занятости мы уже направили на повышение квалификации на базе СГУ одного человека, имеющего специальность «учитель физкультуры».

– В республике есть свои вузы, где вроде бы достаточно готовят педагогов, воспитателей и врачей. И тем не менее в банке вакансий эти профессии постоянно значатся в большом количестве. Вероятно, потому что многие, по большей части учителя, получив диплом вуза, не хотят работать по специальности, теряют квалификацию. Если в центр занятости обратится человек, имеющий диплом педагога или воспитателя, но утративший квалификацию или никогда не работавший по этой специальности, можете ли вы отправить его на курсы повышения квалификации? И вообще, обращаются ли к вам с такими просьбами?

– Конечно, к нам обращаются люди, имеющие профессию учителя, но никогда по ней не работавшие. Как правило, те, кто не работал по специальности или работал, но недолго, в школу возвращаться не хотят: либо желание утрачено, либо его изначально не было. К сожалению, не так уж редко бывает, что человек выбирает профессию, не задумываясь о том, сможет ли он по ней работать. Просто нравится какой-то предмет в школе, и он идет изучать этот предмет в пединституте. Но ведь работа учителя требует не только знания предмета, но и особых личностных качеств для работы с детьми. Поэтому много людей к нам обращается, которые, имея высшее педагогическое образование, предпочитали работать где угодно, даже на заправочной станции, но только не в школе. А тех же, кто захочет вернуться к педагогике, мы можем обучить и вернуть тем самым в профессию – в республике есть профильные учебные заведения, осуществляющие такое обучение.

Вообще, обучение и переподготовка кадров – одно из важнейших направлений в работе службы занятости. Мы таким образом помогаем предприятию получить те кадры, которых ему не хватает, а людям даем реальный шанс найти работу. У нас процентов 80 окончивших обучение трудоустраиваются по полученной специальности. Какое предприятие в районе ни возьми, везде мы можем найти своих учеников, которые обучились через центр занятости. Некоторые люди, когда-то получившие у нас путевку в жизнь, уже занимают достаточно высокие должности. Это говорит о том, что это очень нужное направление деятельности.

– Обычно специалисты службы занятости отмечают, что летний сезон характеризуется повышением безработицы. Люди, особенно на селе, на лето увольняются, чтобы заниматься подсобным хозяйством или сбором и продажей дикоросов. Существует ли такая тенденция в вашем районе?

– Для нашего района это малохарактерно. Летом, конечно, к нам приходят после окончания сезонных работ. В основном это люди, которые работали в отопительный сезон на котельных либо на снегоуборке железнодорожных путей. Какое-то время они у нас стоят на учете. Но летом бывает больше тех, кто хочет получить временную работу. Например, школьники. Это ведь тоже граждане, обратившиеся с целью поисков работы, пусть и временной. И мы вместе с работодателями заблаговременно стараемся подготовить для них рабочие места.

– Сколько школьников в этом году планируете трудоустроить?

– Триста человек. На организацию отрядов глав выделено более семисот тысяч рублей из районного бюджета. В начале апреля прошел координационный совет по летнему трудоустройству школьников, где принимали участие все работодатели, организующие рабочие места, главы поселений и представители администрации района. На совете была поставлена задача – ни в коем случае не уменьшать количества рабочих мест для детей. Потому что летняя занятость подростков – достаточно важная стратегическая задача. Летняя трудовая смена длится около месяца. Обычно работают в июне и в июле. В августе желающих поработать  меньше, потому что дети хотят отдохнуть перед школой.

– Куда в основном трудоустраиваются дети?

– Если брать по прошлому году, то 140 детей из 300 были трудоустроены в отряды глав. Из 12 поселений района семь глав поселений создавали такие отряды. На координационном совете все главы муниципалитетов в один голос говорили, что школьники – это незаменимые помощники. Потому что виды работ, которые они выполняют, очень важны для поселений. Это и благоустройство, и уборка территорий и памятников, озеленение, очистка от мусора парковых зон и речного берега. Поэтому в нынешнем году у нас будет увеличено число поселений, где такие отряды будут работать, – с семи до одиннадцати.

Отдельно хочется сказать о летнем трудовом отряде «Чистый Жешарт». В республике таких позитивных примеров социально ориентированных предприятий не так уж много. При Жешартском ЛПК такие отряды создаются уже 11 лет. Плюсы ЛТО просто несомненны. Во-первых, ребенок трудоустраивается в отряд на целый месяц. Во-вторых, для труд-
отрядовцев предусмотрен не только труд, но и отдых. В свободное от работы время ребят вывозят на экскурсии, готовят с ними концерт к закрытию смены. Досуговой деятельностью детей занимается специальный сотрудник ЛПК из числа работников предприятия.

Руководители этих отрядов говорят, что, когда учителя узнавали о том, кто из их учеников участвовал в концертах, их удивлению не было предела, потому что в школе этих детей невозможно было чем-то увлечь. А объяснение, на мой взгляд, здесь простое: в трудовом отряде нет деления на отличников и двоечников, здесь у всех равные возможности, и потому даже так называемый трудный ребенок раскрывается в труде. Еще один несомненный плюс жешартского ЛТО: детей кормят два раза в день – завтраком и обедом – за счет средств работодателя. А по окончании работ ребята получают зарплату, а особо отличившиеся в труде – еще и премию, и ценные подарки. Хорошо, если бы другие работодатели республики переняли этот опыт. Это ведь своеобразные инвестиции в будущее. Сегодня подросток работает на предприятии как участник ЛТО и тем самым приобщается к корпоративной культуре, а завтра он, возможно, захочет прийти на это предприятие молодым специалистом.

Кстати, трудотерапия – прекрасная профилактика правонарушений. На прошедшем координационном совете один из глав поселений подтвердил это ярким примером. Он рассказал, что зачастую работодатели неохотно берут трудных детей, которые стоят на учете в КПДН или на школьном учете, потому что с ними тяжело работать, замотивировать их на труд. Однако опыт показывает, что при умелом руководстве их поведение вполне поддается коррекции. В этом поселении часто происходили случаи вандализма: по ночам кто-то вырывал дорожные знаки. Обнаружить виновников не удавалось. Летом в трудовую бригаду были приняты ребята, стоящие на учете в КПДН. Эта бригада, помимо прочих видов работ, должна была восстанавливать вырванные дорожные знаки. После того, как эти дорожные знаки были поставлены, никто уже больше на них не покушался. То ли ребята, работавшие на восстановлении, такие авторитетные были, что хулиганы остыли к этому развлечению, то ли сами вандалы, поработав, зауважали чужой труд. Но результат был налицо. Еще пример. В Жешарте в «отряд главы» в прошлом году было принято около 30 процентов детей, состоящих на всевозможных профучетах. И когда глава поселения пришел в школу в начале сентября вручать благодарственные письма детям, которые хорошо отработали летнюю смену, то большее число этих писем получили именно так называемые трудные дети.

– Еще одна возможность летней занятости детей и безработных – участие в народных проектах, на которые выделяются грантовые средства из бюджета республики. Какие поселения района планируется летом благоустроить в рамках народных проектов?

– Сельское поселение Гам в этом году выиграло грант в размере 300 тысяч рублей на благоустройство памятников. Сейчас мы обсуждаем с руководством поселения, какие виды работ будут производиться в рамках проекта и сколько можно будет туда привлечь безработных и школьников. Работы начнутся с июня. В прошлом году в Айкино был реализован народный проект по уборке несанкционированных свалок. В рамках этого проекта было трудоустроено свыше 20 человек из числа подростков и безработных. Главы очень высоко оценивают эти проекты, потому что они позволяют решить застаревшие проблемы поселения.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Наталья Азизова: «На каждом предприятии района можно встретить тех, кого мы обучили»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.