Девушка на воздушном шаре

Почетным гостем Сыктывкарской недели молодежной книги стала пилот воздушного шара и мотопараплана Дарья Холод. В Юношеской библиотеке Коми она провела открытую встречу-лекцию и рассказала, как не потеряться среди облаков.

lxxsZMDSuj4

В свои 25 лет Дарья Холод уже является членом женской и молодежной сборных России по воздушному спорту. Свой путь наверх она начала в раннем детстве: в пять лет впервые оказалась в корзине воздушного шара, еще подростком прыгнула с парашютом, в 21 год стала пилотом. Тяга к небу у нее наследственная: оба родителя были инструкторами парашютного спорта.

– Когда у тебя родители инструкторы, тебя не отдают нянчиться никому. Ты все время на аэродроме. Ты качаешься не на качелях, а на тренажерах. Когда тебя некуда деть – тебя сажают в самолет, – поделилась воспоминаниями девушка.

О своем первом прыжке Дарья Холод до сих пор рассказывает с восторгом: как долго готовилась и упрашивала родителей, как забыла о счете, как не смогла открыть парашют, но ее спасла страховка. После этого сыктывкарка переключилась на другие, более масштабные задачи – освоить мастерство пилотирования воздушного шара. В Коми тепловой аэростат – один на всю республику, в этом году ему уже 20 лет. Производство шаров в России налажено только в Москве, и цена на один экземпляр начинается от одного миллиона рублей.

Все свои навыки Дарья Холод получила от отца, но экзамен по пилотированию сдавала в Великих Луках, в Псковской области.

– По дисциплинам – медицинская помощь, воздушное право, знание материальной части и контрольный полет. Если чего-то не знаешь – вылетаешь, – рассказала девушка. – Пилот – это командир воздушного судна. Он должен понимать, какая на нем ответственность: не только за себя, но и за окружающих, за тех, кто находится в корзине, и тех, кто на земле.

«Чем меньше летаешь – тем дольше живешь, чем дольше живешь – тем больше летаешь» – такая пословица в ходу у поклонников воздухоплавания. Трагические случаи – спутники экстремальных видов спорта, поэтому экипаж всегда состоит не только из пилота и штурмана, но и команды подбора.

– Каждый раз страшно. Не боятся либо глупые, либо мертвые. Сурово, но так и есть, – уверена Дарья.

Тем не менее этот постоянный страх не мешает ни летать для себя, ни участвовать в соревнованиях. На масштабных конкурсах команды оценивают не только по высоте и дальности полета, но и за выполнение серьезных заданий. Так одна из самых часто встречаемых задач – поражение маркером цели на земле с воздуха. Наиболее сложная – это выполнение фигур: даже сделать круг определенной площади не всегда получается из-за маневренности и ветра. На фестивале воздухоплавания «Небесная ярмарка» в Кунгуре проводятся также воздушные баталии прямо над городом: участники делятся на «армии» и опять же маркерами с воздуха поражают цели – это могут быть памятники или здания. В боевые задачи входит захват жизненно важных объектов, разведка, уничтожение воздушных и водных судов, артиллерии противника, спасение пленных.

– Есть возможность выполнить задание при помощи диверсанта. Если ты не можешь подлететь и поразить цель, то ты можешь приземлиться неподалеку и за три минуты высадить человека, он должен поразить цель и вернуться обратно. Наша команда однажды высадилась во двор ГИБДД, и все отделение держало нас, чтобы нас не унесло. Местные очень рады этим соревнованиям и поддерживают их, – рассказала пилот.

Максимальная высота, на которую воздухоплаватели могут подняться в Сыктывкаре, – полторы тысячи метров. Такое ограничение накладывается аэропортами и воздушными службами. Дарье Холод на соревнованиях в Рязани удалось забраться выше: ее рекорд – 3333 метра.

После воздушного шара сыктывкарка переключилась на мотопарапланы и уверена, что это самый совершенный вид воздушного транспорта:

– Мне есть с чем сравнивать. Воздушный шар летит только по ветру. Интерес здесь в том, что постоянно нужно продумывать, куда ты полетишь, все время просчитывать это в голове.

Прыжки с парашютом: тебя подняли на высоту, ты выпрыгнул из самолета и спустился. Причем не ты решаешь, куда выпрыгивать. Когда ты пилотируешь мотопараплан, ты сам решаешь, куда полетишь, откуда взлетишь, сколько, на какой высоте, в какую сторону ты будешь лететь, где ты сядешь. Тебе не нужна посторонняя помощь.

По словам Дарьи Холод, воздушный спорт в Коми развит недостаточно – нет поддержки, а удовольствие это дорогое. Исправить такое положение можно, но для этого нужно создать техническую базу и заинтересовать всех – власти, инструкторов-педагогов. И только личный пример может вдохновить людей подняться в небо. Сейчас пилот активно готовится к участию в чемпионате мира по воздухоплаванию среди женщин, который пройдет в Литве в начале июля.

Елизавета Морохина
Фото из архива библиотеки

Добавить комментарий