Опыт требует поддержки

Парламентарии Коми обсудили возможности и перспективы дуального профессионального образования

Деятельность образовательных кластеров в республике должна быть законодательно закреплена. К такому выводу пришли участники совещания «Дуальное образование: новые возможности роста кадрового потенциала», прошедшего в рамках выездного дня депутатов Госсовета региона. Опыт взаимовыгодного партнерства профессиональных учебных заведений в плане подготовки кадров парламентариям был представлен на примере Сыктывкарского лесопромышленного техникума и лесного института.

IMG_0985

Из института – в техникум

Уже пять лет в республике действует лесной образовательный кластер, куда входят 18 учебных заведений не только из Коми, но и соседних регионов. Причем участниками кластера являются не только техникумы и вузы, готовящие кадры для лесной промышленности, но и школы, в которых есть профильные классы и школьные лесничества. В чем выгода образовательного сообщества? Во-первых, это возможности использования материально-технической базы всех учебных заведений кластера. Это совместное проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих конкурсов.

Студенты вузов, входящих в состав кластера, могут на бюджетной основе обучаться рабочим специальностям в техникумах, которые тоже в него входят. По словам заместителя председателя Госсовета Валентины Жиделевой, сотрудничество СЛИ и лесопромышленного техникума прибавило учащимся техникума уважения к своему учебному заведению: ведь теперь наравне с ними те же профессии осваивают и студенты вуза.

Одна из главных целей такого образовательного кластера – получение будущим инженером одной или двух смежных рабочих специальностей.

В Сыктывкарском лесопромышленном техникуме ведется подготовка специалистов для «Монди СЛПК» – автомехаников, машинистов лесозаготовительных и трелевочных машин, сварщиков, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарей КИПиА. А в вечернее время здесь организуются курсы повышения квалификации, а также курсовая подготовка по 58 рабочим профессиям. Большую поддержку в оснащении техникума оказывает «Монди СЛПК», которое, естественно, заинтересовано в подготовке высококлассных специалистов.

В рамках тройного договора между министерством образования региона, Сыктывкарским лесным институтом и техникумом с 2012 года на базе лесопромышленного техникума начали обучать рабочим профессиям студентов СЛИ, которые параллельно, помимо высшего образования, получают еще и среднее профессиональное. По словам директора техникума Ирины Герко, поначалу у руководства и преподавателей техникума были страхи: что из всего этого выйдет? Но первый блин получился совсем даже не комом. Из 22 человек, которые вошли в первый набор студентов СЛИ, трое получили красные дипломы. Что очень важно: все они проходили практику на лесных делянках. В вузе такой практики у них бы не было. Трое ребят из этого набора остались работать в техникуме преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения.

В 2013 году набрали уже три группы – машинистов лесозаготовительных и трелевочных машин, электриков и газосварщиков. А год спустя решили расширить перечень осваиваемых студентами СЛИ профессий и набрали еще и группу плотников.

Мудрая кадровая политика

Депутатам показали мастерские, в которых учащиеся техникума осваивают азы своих профессий. Особенно впечатлил всех учебный цех столяров. В 2011 году в мастерскую закупили форматно-раскроечный станок, и будущие столяры буквально поставили на поток производство мебели. Вся мебель в кабинетах техникума сделана самими ребятами. Во всех комнатах общежития стоят платяные шкафы с зеркалами, тоже изготовленные в студенческой мастерской. Кстати, даже ремонт в техникуме сделан руками студентов-отделочников.

В мастерской электросварщиков всех поразили образцы буквально ювелирной сварки. В своих учебных работах будущие сварщики продемонстрировали не только основные профессиональные навыки, но и художественный вкус. Сваренные из металла розы, различные забавные фигурки достойны выставки художественных работ.

Помимо учебно-производственных мастерских, гостям показали и гордость техникума – автодром, на модернизацию которого в 2012 году «Монди СЛПК» выделило пять миллионов рублей. По словам Ирины Герко, благодаря налаженному сотрудничеству со своими деловыми партнерами во время производственной практики предприятие студентам техникума платит зарплату, отдельные доплаты идут и их наставникам.

Партнеры лесного института тоже не остаются в стороне от проблем вуза. Пятьдесят процентов выпускников после вуза приходят работать на предприятия, где проходили практику.

Для лаборатории, где студенты осваивают лесную технику, предприятие, «Леспромсервис» предоставило макеты всех основных узлов.

– Чтобы понять, насколько уникально это оборудование, достаточно сказать, что, когда специалист «Леспромсервиса» передавал это нашей лаборатории, у него слезы были на глазах. Это по сути продолжение той лаборатории, которую мы видели в лесопромышленном техникуме. А программное обеспечение для нее было заказано по предложению германских специалистов. К примеру, произошла какая-то поломка в механизме, ребята, сидя за компьютером, решают эту проблему. Представляете: где-нибудь на делянке в Усть-Куломском районе сидит оператор, он передает в сервисный центр информацию о поломке, а в Сыктывкаре специалисты благодаря программному обеспечению помогают ее устранить, – рассказала гостям института Валентина Жиделева, еще недавно возглавлявшая СЛИ.

Работодателя надо простимулировать

После экскурсии по учебным заведениям состоялось совещание. По информации управления по занятости населения министерства труда и соцзащиты Коми, ежегодно республике не хватает около девяти тысяч специалистов рабочих профессий. Одна из основных причин – слабое взаимодействие учебных заведений с работодателями. Пока заинтересованность в партнерстве проявляют только крупные предприятия.

В качестве одного из решений этой проблемы председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрий Шатохин предложил привлечь к такому сотрудничеству акционерные общества с государственным участием. Тем более что такой опыт уже есть. Например, в Сыктывкаре при поддержке «Комиавиатранса» открыты профильные классы в средних школах.

По мнению председателя Госсовета Надежды Дорофеевой, в Коми в плане развития системы профобразования проводится большая работа. Создаются ресурсные и учебные центры, а также центры повышения профессиональной квалификации. Преимуществами таких центров является то, что они оснащены современным новым технологическим оборудованием, а при обучении используются инновационные технологии. Это интересно работодателям еще и тем, что обучение в этих центрах ведется по коротким учебным программам.

По словам Надежды Дорофеевой, до сего дня участники образовательного кластера действовали без соответствующей законодательной поддержки. Чтобы дальше продвигать опыт дуального образования и в других отраслях, работодателей нужно мотивировать на сотрудничество. Один из наиболее приемлемых вариантов – путем налоговых преференций.

– Сегодня надо просто законодательно их стимулы закрепить. Мы надеемся, что правительство республики обратит внимание на вопросы дуального образования, а межведомственная комиссия активизирует работу в этом плане, – подытожила председатель Госсовета.

Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_0945

Оставьте первый комментарий для "Опыт требует поддержки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.