На «завтрак» – факты и намеки

Журналисты пытались выведать у прокурора Коми подробности громких дел

Прокурор Коми Сергей Бажутов пообщался с журналистами ряда региональных СМИ, в том числе и с корреспондентом газеты «Республика» за «деловым завтраком». Впервые такого рода встреча с прессой состоялась в прошлом году, в минувший четверг прокурор снова ответил на самые острые вопросы, касающиеся работы его ведомства.

 

IMG_0176

Об уголовном деле Ивана Поздеева

Как известно, бывший мэр Сыктывкара сейчас находится под домашним арестом. Сергей Бажутов пояснил, что вменяются ему не просто нарушения, допущенные при выделении земельных участков под строительство различным компаниям, а в первую очередь многомиллионный ущерб бюджету, причиненный такими действиями. Всего прокуратура и управление ФСБ проверили пятнадцать объектов, по которым городской администрацией принимались решения об увеличении и уточнении границ земельных участков, выделении дополнительных площадей, на которых позже были построены жилые дома. В результате было возбуждено пять уголовных дел – по числу расследуемых эпизодов. Два из них – выделение земли ЗАО «Стройматериалы-К» (более трех соток в районе гостиницы «Сыктывкар» и 13 соток по улице Клары Цеткин), еще два – ООО «Деловой Альянс» (более 30 соток в районе улицы Заводской и еще порядка 25 соток неподалеку от бывшего рынка «Торжок» на Первомайской), один – ООО «Стройком» (более 16 соток в районе пересечения улиц Куратова и Карла Маркса). Кроме того, выявлен ряд нарушений Градостроительного кодекса РФ.

Суть дела в том, что земельные участки выделяли не по результатам торгов, заявляя кадастровую стоимость как стартовую цену, тогда бы их получали компании, предложившие больше денег, а фиктивно применяли положение Земельного кодекса, позволяющее передать физическому или юридическому лицу участок, на котором уже есть принадлежащая ему недвижимость. В результате вышеупомянутые компании значительно сэкономили на покупке земли, приобретя ее примерно за 10 процентов от кадастровой стоимости.

– Чтобы не выставлять участки по кадастровой стоимости, им выделялась земля для обслуживания якобы имеющихся домов, которые на самом деле только потом строились. Вот эта разница в кадастровой стоимости Ивану Александровичу и вменяется, – пояснил прокурор.

Однако журналистов интересовал еще и вопрос аффилированности Ивана Поздеева с компаниями, которые так выгодно получили земли в городе – неспроста же им достались такие дорогие подарки.

– У меня, наверное, с вами сегодня весь диалог будет такой: вы меня будете пытать по каждому уголовному делу, а я не буду давать вам прямых ответов, – предупредил прокурор. – Аффилированность со «Стройматериалами-К» всем понятна, Иван Поздеев там раньше работал. А с другими компаниями через реестр юридических лиц аффилированность не выявлена. Причины, по которым именно этим организациям выделялись земельные участки, я думаю, через какое-то время вам станут известны. Пока дело расследуется.

Предположение прокурора сбылось: в течение двух с лишним часов журналисты требовали конкретики, а Сергей Бажутов в ответ делал прозрачные намеки. Прокурор напоминал о пресс-релизах с рассказами о разных уголовных делах, на основании которых можно было делать далеко идущие выводы, советовал читать между строк.

На вопрос, почему так вышло, что под уголовное преследование два мэра Сыктывкара – Роман Зенищев и Иван Поздеев попали, будучи своего рода «хромыми утками», то есть на излете своей карьеры, когда уже всем было понятно, что дальше они этот пост занимать не будут, Сергей Бажутов ответил, что прямой связи между уголовными делами и окончанием работы в мэрии нет, все зависело от хода проверок, расследования.

О финансировании террористов Акифом Саядовым

Осенью прошлого года московский адвокат теперь уже бывшего депутата Госсовета Коми и гендиректора ОАО «Ухтанефтегазгеология» Акифа Саядова заявил, что его подопечного завуалированно обвиняют в финансировании терроризма. В ответ на просьбу прояснить ситуацию, содействовал ли Акиф Саядов террористам, Сергей Бажутов заявил: официально сообщалось лишь то, что обвиняется экс-депутат в присвоении и растрате средств в особо крупном размере, злоупотреблении полномочиями, мошенничестве, легализации денежных средств, полученных преступным путем.

При этом прокурор сослался на заключение Росфинмониторинга, которое имелось в материалах дела. Там действительно было написано, что похищенные Саядовым деньги проходили в числе прочих через юрлицо, стоящее в базе данных как занимающееся легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Сергей Бажутов счел, что на основании этой информации всякий может делать свои выводы, но прокуратура никогда и никаких официальных заявлений по поводу причастности Акифа Саядова к финансированию террористов не делала. Зачем тогда надо было акцентировать внимание на данных Росфинмониторинга?

– На мой взгляд, для того, чтобы отвлечь внимание и дискредитировать работу прокуратуры и управления ФСБ, каким-то образом показать ненужность этой работы. Преподносилось это примерно так: «Ну вы подумайте – где Саядов и где терроризм. Разве может какой-то Саядов заниматься терроризмом?» – заявил прокурор. – Мы освещаем свою работу, но в такой форме: такого-то числа возбудили такое-то дело в отношении такого-то лица. А свои выводы СМИ на основании имеющихся фактов мы делать не запрещаем.

Ответ прокурора на вопрос о возможной связи дела экс-депутата с делом Гайзера, был следующий: «Уголовное дело Саядова с делом, которое расследуется в Москве, соединяться не будет». При этом он, как мог, постарался навести журналистов на мысль, что в верхних эшелонах власти Коми образца осени 2014 года аресту Акифа Саядова были совсем не рады.

О «деле Гайзера»

Обсудили на встрече и буквально витающий в последнее время в воздухе вопрос: «А чем занимались правоохранительные органы республики, когда Коми управляла ОПГ?» Сергей Бажутов высказался в том духе, что его ничуть не удивляет, когда такие вопросы задают жители других регионов, а наше население, глядя на деятельность прокуратуры за последние четыре года, а именно – на привлечение к уголовной ответственности руководства комитета лесов, руководителя комитета информатизации, двух руководителей агентства по управлению имуществом, первого заместителя министра образования, руководителей муниципальных администраций, могло делать соответствующие выводы. И полученные в ходе проверок и расследования уголовных дел сведения потом использовались при подготовке материалов для возбуждения уголовных дел в отношении Вячеслава Гайзера и прочих.

– Я думаю, в самом начале пути нам мало кто верил, поддержки особой не было, люди, которых мы допрашивали, практически не давали показания, говорили: «Все равно до конца не доведут, все договоритесь, все куплено». Но с каждым делом появлялись новые обстоятельства, новые ниточки, потому что свидетели все меньше боялись, – рассказал прокурор о том, что предшествовало «делу Гайзера».

Об «Альфа-Трансе»

Долгую историю с развалом крупнейшего в регионе предприятия-автоперевозчика сейчас тоже склонны связывать с «делом Гайзера». Как рассказал Сергей Бажутов, это ООО попало в поле зрения прокуратуры по нескольким причинам: во-первых, в России произошло несколько крупных ДТП с участием автобусов, соответственно нужно было проводить проверки такого рода предприятий в Коми, во-вторых, поступали жалобы от трудового коллектива и профсоюза «Альфа-Транса» на неправильное начисление зарплаты и другие нарушения. В результате на предприятии и в аффилированных ему компаниях были выявлены более ста нарушений федерального законодательства (Трудового кодекса, требований к обеспечению безопасности, режима труда и отдыха). Кроме того, выявлены факты заключения «Альфа-Трансом» заведомо невыгодных сделок. Так, заключение договора сублизинга на 10 автобусов привело к выводу из предприятия более 20 миллионов рублей без получения техники взамен. Расследуется уголовное дело по присвоению руководством компаний «Альфа-Транс» и «Гермес» «казенных» денег, которые они должны были отдавать предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке льготников. Предполагаемый ущерб – более 50 миллионов рублей. Кроме того, по словам прокурора, особое внимание деятельности «Альфа-Транса» и аффилированных ему предприятий, прокуратура уделила еще и потому, что активное участие в управлении ими принимали Валерий  Веселов и Антон Файерштейн. Те самые фигуранты «дела Гайзера».

О защите прав предпринимателей

Федеральные призывы ликвидировать административные барьеры и снижать давление на бизнес звучат все громче и настойчивее, предполагается, что после того как предпринимателям станет «легче дышать», страна наконец выйдет из кризиса. По словам Сергея Бажутова, прокуратура способствует малому бизнесу, проверяя планы проверок контролирующих органов. В результате такие планы ежегодно сокращались примерно на двадцать процентов. В конце концов сами контролирующие органы поумерили аппетиты, и планы стали куда короче.

Так, в 2013 году намеревались провести десять тысяч проверок, а в 2016 году хотят только пять тысяч. Внеплановые проверки по обращениям граждан тоже должны согласовываться с прокуратурой, и в итоге в текущем году с подачи прокуратуры были отменены проверки 226 предпринимателей. Впрочем, в особых случаях (например, различные ЧП уровня пожара в пермской «Хромой лошади») «благословления» прокуратуры не требуется. Кроме того, прокуратура работает по жалобам предпринимателей, устраняя, например, административные барьеры, связанные с получением разрешений на присоединение к инженерным сетям.

В целом за последние три года органами прокуратуры региона пресечено около четырех тысяч нарушений прав предпринимателей.

Впрочем, многие бизнесмены, сталкиваясь с фактами ущемления их прав, не спешат обращаться в правоохранительные органы, поскольку и сами не очень-то чисты перед лицом закона, и прокурорская проверка может это выявить. Либо предприниматель не желает ссориться с руководством муниципалитета, чтобы в дальнейшем его не «обошли» с госзаказом.

У поддержки предпринимателей в части сокращения числа проверок есть и обратная сторона – не всегда это идет на пользу. Дело в том, что та же сфера ЖКХ, по словам прокурора, это полностью малый и средний бизнес. И в этой сфере наблюдается бардак.

– Различные ООО получают средства на возведение домов для переселения из ветхого и аварийного жилья, а дома вовремя не строят. И это люди, которых мы по идее должны защищать. Это неизбежное противоречие. И нет, к сожалению, на это реакции самого предпринимательского сообщества, общественных организаций, которые его представляют, не ставится вопроса: что делать с таким малым бизнесом? Помимо правовой оценки действий таких предприятий, должна быть и моральная, – заявил Сергей Бажутов.

Об аресте Василия Осипова

С высказанным на встрече мнением, что с бывшим руководителем комитета лесов обошлись слишком строго – какой вред он может причинить следствию, если будет находиться на домашнем аресте или подписке о невыезде? – Сергей Бажутов категорически не согласился. По словам прокурора, после возбуждения уголовного дела стало известно о давлении, которое Василий Осипов оказывал на свидетелей-подчиненных. А сейчас уже допрошено больше ста свидетелей.

Впрочем, уже на следующий день после встречи журналистов с прокурором стало известно, что Василия Осипова все же перевели под домашний арест. Видимо, вероятность давления уже минимизирована.

Анна ПОТЕХИНА
Фото пресс-службы
прокуратуры Коми

Оставьте первый комментарий для "На «завтрак» – факты и намеки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.