Добавить смыслов этнопарку

В Госсовете Коми высказали мнения, как можно «оживить» крупный туристический объект

Финно-угорский этнопарк в селе Ыб страдает от недостатка доходов, текучки кадров, и в целом этот объект работает не так, как это задумывалось при его создании. Такой невеселый вердикт был вынесен участниками совещания в Госсовете Коми, прошедшего 30 января. Понятно, что просто взять и закрыть в связи с убыточностью и туманными перспективами территорию, в которую вложено столько сил и средств, нельзя. Значит, нужны какие-то принципиально новые решения для «оживления» этнопарка.

Парламентское совещание, посвященное развитию туризма в регионе, открыл доклад заместителя председателя правительства – министра экономического развития, промышленности и транспорта Коми Евгения Пономаренко. Посвящен он был в основном концепции развития туризма в регионе, утвержденной в декабре прошлого года. Но большую часть дискуссий вызвало не это выступление, а отчет Контрольно-счетной палаты Коми о проверке деятельности Финно-угорского этнопарка за 2022-2023 годы.

Председатель КСП Игорь Гурьев сообщил, что сейчас в структуре доходов этнопарка преобладают субсидии из республиканского бюджета. Их сумма составляет более 130 миллионов рублей. Иначе говоря, туристический объект, который должен был приносить доход, содержится фактически за счет казны региона.

– Объем бюджетного финансирования государственного автономного учреждения «Финно-угорский этнокультурный парк» на выполнение госзадания в 1,5–4,5 раза превышает нормативно обоснованный размер, что необходимо для поддержания финансовой устойчивости учреждения в условиях недостаточности средств от деятельности, приносящей доход, – резюмировал Игорь Гурьев.

По данным КСП, в 2022-2023 годах этнопарк посетило меньше пяти процентов населения республики. Примерно по 17 тысяч человек в год. Причины такой низкой популярности, по мнению проверяющих, – отдаленность. При этом динамика посещений характеризуется снижением турпотока: по сравнению с 2013-2015 годами объект в селе Ыб сейчас посещает почти в пять раз меньше гостей.

От редакции «Республики» добавим, что, пожалуй, 60 километров – это не так уж и далеко для поездки в свободный день, а вот с общественным транспортом, который мог бы доставить в этнопарк и обратно в любой день недели в удобное посетителям время, дела обстоят не лучшим образом. Как и с уверенностью, что при спонтанном посещении в этнопарке будут готовы к приему гостей и найдут, как их развлечь.

Есть серьезные проблемы с кадрами. Так, в 2022 году при фактической численности в 62 сотрудника из этнопарка уволились 52 человека. Приняли на работу 55 новых. Но за девять месяцев 2023 года уволились 50. На работу приняли 42. Остается гадать, сколько они продержатся. Игорь Гурьев сообщил, что основная причина текучки кадров – транспортные проблемы. Руководство этнопарка тоже ссылается на то, что людям тяжело так далеко ездить на работу из Сыктывкара. Тогда остается загадкой, почему за годы существования этнопарка вакансии прочно не заполнили жителями самого Ыба, можно было бы организовать для них  соответствующее обучение.

Кроме того, в проверяемом периоде не предусматривались и не выделялись средства из бюджета на транспортировку школьников из муниципальных образований в этнопарк для участия в культурно-образовательных программах. А бюджетные расходы, связанные с рекламной кампанией и доставкой школьников, проживающих за пределами Коми, в 2022 году составили 750 тысяч рублей, притом что доход, полученный учреждением в результате визитов этих юных гостей, – 670 тысяч.

Игорь Гурьев подчеркнул, что сейчас с учетом всего вышеизложенного восстановить или стабилизировать туристический поток в этнопарк на приемлемом уровне нельзя без поддержки со стороны правительства Коми и мин-
экономразвития региона. Рекомендации КСП – внедрение новых, востребованных услуг, сдача в аренду земельных участков, пересмотр стоимости действующих услуг, улучшение транспортной доступности. Также стоит организовать бесплатные культурно-образовательные мероприятия для школьников Коми, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и из семей участников СВО.

Некоторые претензии есть и к сайту этнопарка. Затрачено на его разработку было почти два миллиона рублей, но он нормально не работает. С актуализацией, наполнением сайта информацией тоже дела обстояли не лучшим образом.

Евгений Пономаренко, выслушав доводы Контрольно-счетной палаты, полностью с ними согласился, не став ссылаться на то, что возглавляемое им министерство для этнопарка толком еще ничего сделать не успело: все же туризм в его ведении только с прошлого лета.

– Все рекомендации мы принимаем полностью, мы понимаем, что работа находится не на должном уровне. И когда говорим про этнопарк, мы все прекрасно понимаем, что туристический поток там минимальный. Работу уже ведем, мы должны сформировать некую дорожную карту по увеличению посещения нашего этнопарка, – пояснил он. – Сейчас мы проводим мониторинг услуг, выявляем, что востребовано, а что нет.

По поводу транспортной доступности Евгений Пономаренко сообщил, что в настоящее время идет работа по корректировке автобусного маршрута №514 Сыктывкар – Ыб, в него «встраивают» возможность заезда в этнопарк.

Министр признал, что парк должен начать работать иначе, чем сейчас, нужно, например, привлекать арендаторов, которые будут оказывать услуги посетителям на его территории. Правда, с этим есть некоторые юридические сложности, связанные с формой собственности объекта.

Генеральный директор Агентства по развитию туризма и продвижению Республики Коми Александр Терентьев заверил, что все меры, которые должно было принять ведомство по результатам проверки КСП, принимаются, в том числе и по работе сайта.

И.о. директора этнопарка Ольга Останкова тоже пообещала принять к сведению все озвученное Игорем Гурьевым.

– Очень надеемся все исправить в этом году, – заявила она.

Председатель Госсовета Сергей Усачёв отметил, что отрасль туризма в Коми вообще находится в крайне тяжелом состоянии, ее надо фактически отстраивать заново. Он высказал предположение, что масштабный проект не оказался успешным, поскольку между изначальной идеей и тем, что получилось, – большая разница.

– Этнопарк достаточно проблемный из-за того, что там не осталось смыслов, которые туда изначально вкладывались. Там много чего хотели сделать, даже трассу скоростного спуска, – напомнил Сергей Усачёв. – Но все получилось по-другому – чемодан без ручки, ни унести, ни бросить.

Спикер предложил подумать над новой концепцией парка, внедрить туда, к примеру, этнографический, образовательный кластеры. Можно, в конце концов, и опыт других регионов учесть, в том числе тех, где подобные туристические объекты тоже далеко не в городской черте. В любом случае бюджетные деньги должны работать, а не уходить в никуда.

Свои мнения высказали и представители туристического бизнеса. Так предприниматель Иван Дегтярев, известный проектом «Еляты Club» – территорией отдыха в Сыктывдинском районе, о перспективах этнопарка высказался довольно скептически.

– Буду говорить жестко. Есть такая уже набившая оскомину фраза: «Location, location, location» – «Место, место, место». Место – 80 процентов успеха, все остальное вторично. Если ошиблись с местом, ушли не в ту сторону, что бы вы ни делали, вы гребете не в ту сторону, усилия бесполезны. В этнопарке сделана стратегическая ошибка с местом, – пояснил он.

По его словам, он понимает, почему выбрали именно Ыб, это своеобразное «место силы», живописное, с богатой историей, легендарными источниками. Но не заработало. Потому что нет четких сценариев, смыслов – зачем людям ехать в этнопарк. Пока их не будет, бессмысленно заманивать посетителей хорошей гостиницей и рестораном. Ради такого в путешествие не отправляются. По его мнению, этнопарк выиграл бы, если бы при его проектировке использовали особенности национальной архитектуры, а не копировали парк Рованиеми в Финляндии.

– Все, что сделали, по моему мнению, глумление над коми архитектурой. Место не то, архитектура не та. И, насколько я видел, все стало ветхим, там ремонтировать дороже, чем заново строить, – припечатал бизнесмен.

Впрочем, несколько идей по поводу новых смыслов и «реанимации» объекта он озвучил. Например, сделать на территории парка макеты старинных коми деревень, национальные подворья с гостевыми домами – усть-цилемское, ижемское. Тогда людям хотя бы в образовательных целях туда интересно будет ездить. Вопрос, конечно, кто это все будет воплощать в жизнь.

– Если бы нам как бизнесу предложили этнопарк бесплатно, мы бы отказались. Если будете давать 50 миллионов на каждый год субсидии, мы тоже откажемся. Это огромная ноша, которая взвалилась на минэк незаслуженно, просто прошлые поколения сделали ошибку, а сегодняшнее управление отвечает и отдувается за все. Мое видение могу озвучить: государство должно строить дороги, охранять границы, заниматься инфраструктурными проектами. А этнопарк нужно отдать бизнесу. Но как это сделать? И возьмет ли его бизнес? Маловероятно. Скорее всего, нет, там проблем больше, чем доходы на вложенный капитал, – отметил Иван Дегтярев.

Заместитель председателя Госсовета Коми Валентина Жиделева, которая Ыб и его окрестности знает весьма неплохо, рассказала, что она и с изначальной концепцией этнопарка была хорошо ознакомлена. И надо к ней вернуться, особенно в просветительской части. Тогда в этнопарк можно регулярно возить школьников, чтобы знакомить их с историей республики. И не только с ней. Например, в районе поселка Краснозатонский под Сыктывкаром раньше был музей леса. Он обветшал, его пришлось закрыть, экспонаты вывезли, а нового места им не дали. Разместить новый музей леса на территории этнопарка Валентина Жиделева считает хорошей идеей.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Купавы ВОЛКОВОЙ

Оставьте первый комментарий для "Добавить смыслов этнопарку"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.