О «неотзывчивых» коммунальщиках

За десять месяцев 2023 года в адрес Службы РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля) поступило более 10 тысяч жалоб и обращений от жителей Коми. Проблем в сфере ЖКХ по-прежнему много, это в очередной раз подтвердила организованная Общественной приемной главы РК прямая линия, посвященная соблюдению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На вопросы жителей ответила начальник управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля службы Галина Машукова.

Дозвонившаяся первой жительница Сосногорска Елена поведала печальную историю своей пожилой знакомой из поселка Войвож, которой так и не удалось добиться от коммунальщиков перерасчета. В январе 83-летняя пенсионерка пожаловалась в Роспотребнадзор на низкую температуру в квартире. Приехавшие специалисты сделали замеры и выдали хозяйке квартиры заключение, что температура действительно не соответствует СанПиНу. Заключение было переправлено в государственную жилищную инспекцию и Сосногорскую тепловую компанию с требованием произвести перерасчет. Однако никакой реакции не последовало. Пришлось обращаться в службу стройжилтехнадзора и повторно в Роспотребнадзор. Надзорные ведомства направили предостережение о том, что по окончании отопительного сезона тепловая компания обязана сделать перерасчет за период с января по июнь. Но перерасчета пенсионерка так и не дождалась – в октябре она умерла. Елена намерена довести дело до конца и добиться справедливости.

Галина Машукова пояснила, что деньги за некачественно оказанную услугу могут потребовать наследники. Родственники, когда вступят в права наследства, вправе обратиться с таким требованием в службу стройжилтехнадзора. Но во избежание повторения таких случаев специалист посоветовала действовать по определенному алгоритму.

– Если в квартире холодно, и на улице температура уже «с минусом», надо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Если та не реагирует, можно обращаться к нам, в службу стройжилтехнадзора. Мы проведем проверку, выдадим предписание и примем меры к возбуждению административного дела. Административный штраф – более строгая мера воздействия, которая бьет по карману.

Галина Мишукова обратила внимание на еще один важный момент: на основании только замеров Роспотребнадзора сразу возбудить административное дело не получится.

– Раньше мы имели такую возможность, но сейчас в связи с принимаемыми государством мерами поддержки бизнеса сходу мы не можем наказать и выписать штраф. Согласно законодательству, реагировать мы можем только на обращения граждан, личность которых идентифицирована. К сожалению, обращение, отправленное в нашу службу по почте, не позволяет определить автора жалобы. Следует направить обращение через ГИС ЖКХ, через МФЦ или лично прийти в государственную жилищную инспекцию и предъявить паспорт, – разъяснила специалист.

Следующий звонок был также из Сосногорска. Жительница этого города рассказала, что во дворе их дома нет асфальта, в сырую погоду передвижение по дворовой территории даже для здорового человека превращается в тяжелое испытание. Женщина воспитывает ребенка-инвалида, толкать инвалидную коляску по лужам ей не под силу.

В управляющей компании горожанке заявили, что денег на балансе этого дома нет, так что ремонтные работы производить не на что.

– Наш дом старый, деревянный, 1960 года постройки, асфальт во дворе был положен более полувека назад, сейчас его практически нет. На дворе XXI век, а у нас такая вот ситуация. Я обратилась в администрацию муниципалитета, и территорию засыпали асфальтовой крошкой. Думали, что будет хорошо, а стало только хуже. В прокуратуре мне сказали, что заасфальтировать территорию жильцы дома могут только за свой счет. Большинство жильцов нашего дома – пенсионеры и инвалиды, обеспеченных людей среди нас нет. Я – пенсионер, мой ребенок – на пенсии по инвалидности, почему мы должны придомовую территорию асфальтировать за свой счет? – задала вопрос позвонившая.

– К ответу, который вам дала прокуратура, мне добавить нечего. Действительно, в соответствии с законодательством асфальтирование придомовой территории, устранение выбоин и так далее не входит в минимальный перечень работ и услуг управляющей компании. И если собственники в договоре управления не определили данный вид работ, то мы как надзорный орган не имеем никаких законных оснований обязать управляющую организацию эти работы выполнять. Решить вопрос можно только через общее собрание собственников жилых помещений. Но я вам все-таки рекомендую проработать этот вопрос с органами местного самоуправления. Есть программы по благоустройству придомовых территорий, и, возможно, получится включить ваш двор в такую программу, – посоветовала Галина Машукова.

Выяснилось, что жильцы дома уже обращались по этому поводу в администрацию, там документы приняли, однако пояснили, что сейчас все средства программы освоены, и перспективы пока туманны.

В процессе разговора стало известно о еще одном обстоятельстве. Восемь лет назад тепловая компания ремонтировала наружные сети, сняла асфальтовое покрытие, работы провела, но новый асфальт не положила. Впоследствии тепловая компания была реорганизована, так что виновника уже не найти.

Галина Машукова заверила, что от лица службы стройжилтехнадзора направит обращение в орган местного самоуправления о том, чтобы администрация предъявила требования к тепловой компании, которая проводила земляные работы.

Жительница Усть-Кулома Наталья поведала о своей проблеме. Доступ в одну из комнат квартиры, где проживает женщина, закрыт. После смерти мужа Наталья оформила договор социального найма на себя и оплачивает все коммунальные платежи. При этом в муниципальной квартире зарегистрирован младший сын мужа, но здесь не проживает. Комнату он закрыл на замок. Эта история длится уже много лет. В квартире печное отопление, закрытая комната – самая холодная, и зимой там могут лопнуть трубы. Тем самым нарушаются права нанимателя на безопасное проживание.

Наталье посоветовали через суд разделить лицевые счета. Когда у зарегистрированного в квартире человека возникнет необходимость оплачивать коммунальные расходы, он, возможно, задумается, нужно ли ему это жилье.

Два звонка на прямую линию поступили от жителей сыктывкарского поселка Трехозерка и оба касались управляющей компании ООО «Спецмонтажсервис». Как рассказала староста поселка Ирина Главинская, у жителей есть жалобы на протекающие крыши, неисправную проводку в подъездах, несвоевременную очистку выгребных ям.

Проблема еще и в том, что жилфонд в Трехозерке – ветхий, управляющие организации не желают заниматься таким низкодоходным бизнесом.

– Конечно, мы как контролирующий орган примем все возможные меры воздействия. Но, если управляющая компания недобросовестно относится к выполнению своих обязанностей и не хочет работать, кардинальным решением проблемы может быть только активность самих жителей – выбор собственниками другого способа управления домом. Таким способом может быть товарищество собственников жилья, непосредственный способ управления, либо выбор другой управляющей организации, – дала ответ Галина Машукова.

Ирина Главинская объяснила, что в Трехозерке большая часть квартир находится в муниципальной собственности, поэтому жители лишены возможности самостоятельно сделать выбор. Управляющая компания назначается муниципалитетом – либо по конкурсу, либо временно на основании постановления.

В таком случае, как констатировала специалист, нужно фиксировать все нарушения, чтобы к компании можно было применить меры административного воздействия.

– Если управляющая организация игнорирует жалобы, жильцы могут направлять их в жилищную инспекцию или к нам в службу, мы будем выдавать предписания по таким домам. За дважды неисполненное предписание дом исключается из реестра лицензий. Но чтобы жалобы сразу пошли в работу, необходимо подойти лично с паспортом, либо обратиться через ГИС ЖКХ, либо через МФЦ, – напомнила Галина Машукова.

Житель Усть-Кулома по имени Алексей обратился на прямую линию с таким вопросом:

– После того, как в прошлом месяце у нас появилась управляющая компания, стали приходить счета за одну и ту же услугу от двух компаний. За холодное водоснабжение на общедомовые нужды берет плату как местная ТТК, так теперь и УК. Что нам делать?

– Такого быть не должно. Платежи за воду на общедомовые нужды выставляются тепловой компанией только в тех домах, которые находятся на непосредственном способе управления, либо без управления, что у вас раньше и было. Сейчас у вас появилась управляющая организация, и с этого периода именно УК должна в составе платы предъявлять платеж за коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества, – пояснила специалист. – Со следующей недели в Усть-Куломе приступит к работе государственный жилищный инспектор. Обратитесь к нему с двумя бумажными квитанциями, он примет от вас обращение и разберется. В том числе поможет оформить перерасчет.

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "О «неотзывчивых» коммунальщиках"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.