Васа, тыса и ёсики

В Национальном музее Коми открылась «рыболовная» выставка

Традиции рыболовного промысла у коми народа имеют древнейшие истоки. Археологические находки различных крючков, гарпунов, острог и других рыболовных орудий свидетельствуют о том, что уже в неолите предки коми занимались рыболовством. И до сих пор рыбалка остается одним из самых распространенных хобби в Коми крае. Орудия лова сменились, а страсть осталась. На праздничном застолье у коми всегда почетное место занимает рыбный пирог – черинянь.

Лодка с берегов Печоры

Узнать много нового и интересного о рыболовстве можно на открывшейся в выставочном зале Национального музея Коми выставке «Сон рыбака». В экспозиции представлены как произведения искусства, так и предметы традиционной культуры коми.

Отношения людей с реками не всегда просты и однозначны. Образ реки как дороги или пути – метафора, которая прочитывается в работах художников – участников выставки. Обладая магической силой притяжения, обитатели речных глубин становились персонажами мифов и преданий. Водяные, русалки, хозяева водоемов и прочие лесные и болотные жители находятся во взаимодействии с рыбаком, часто являясь во сне или наяву. В коми фольклоре важное место также имела тема власти над водными путями. Лодка была основным средством передвижения на реке и обладала также особой значимостью для людей. Самым масштабным экспонатом выставки стала настоящая печорская лодка-плоскодонка, привезенная в Сыктывкар из Усть-Цильмы.

Древняя культура народа коми – это неиссякаемый источник вдохновения для художников, не только живущих в республике, но и приезжающих сюда для реализации различных художественных проектов.

Выставка примечательна тем, что произведения искусства находятся в диалоге с предметами из собрания Национального музея Коми. Это лодка, сети, рыбацкие снасти и ловушки, а также авторские музыкальные инструменты мастера Владимира Павлова.

Впервые представлены акварельные этюды Григория Кудяшева – невыдуманные сюжеты, иллюстрирующие время и место.

Выставка представляет таких современных художников, как Анжела Разманова, Юрий Лисовский, Кристина Овсянкина, Анастасия Белолипецких, Сергей Разманов, Наталья Павлицкая, Анастасия Юрьева, Андрей Ретанов (Москва), Татьяна Зыкова (Ижевск), Павел Зарослов (Ярославль), Игорь Самолёт (Москва) и другие. Многие из них были участниками художественного пленэра визуальных искусств «Клюква». Три года назад пленэр был посвящен истории судоходства на северных реках, а маршрут кочующих художников пролегал через города и селения, стоящие на берегах рек Вычегда, Северная Двина, Сухона. В Сыктывкаре с речным судоходством связаны городские районы Красный Затон и Заречье.

У многих художников образ реки связан с образами предков. Рисунок Юрия Лисовского называется «Душа реки моего отца», скульптура Анастасии Юрьевой – «Дочь Рыбака», а картина Татьяны Зыковой – «Небо внутри. Отец». Также на выставке представлено несколько чучел рыб – работы таксидермистов еще 1960-х годов. А вошедшая в экспозицию модель пассажирского парохода «1 мая» датирована 1946 годом.

В 1906 году в Усть-Сысольском высшем начальном училище была учреждена должность учителя графических искусств, на которую был приглашен выпускник Московского Императорского Строгановского училища Александр Поросятников (1885-1960). Долгое время он оставался единственным специалистом в городе, работал в открывшихся вскоре мужской и женской гимназиях, учительской семинарии, а после 1917 года – в школах второй ступени, Зырянском институте народного образования, педтехникуме. Но во второй половине 1920-х годов в связи с проводившейся зырянизацией ему, не владевшему коми языком, пришлось отказаться от преподавания в школе-семилетке, а его работы на выставке 1927 года были подвергнуты резкой критике как с художественной, так и с идеологической точки зрения. Возможно, это стало причиной того, что в 1930 году Поросятников уехал из города. Из его наследия сохранилось несколько произведений, которые входят в собрания национальных галереи и музея Коми. На выставке представлен его рисунок цветным карандашом 1920-х годов «За Котласом. Гам».

Грузите рыбу бочками

После вхождения территории Коми края и Верхнего Прикамья в состав Русского государства рыболовство у коми приобрело товарный характер. Таможенные книги ХVII века Устюга и Соль-Вычегодска регулярно фиксируют поступление с Сысолы и Вычегды рыбы в соленом и сушеном виде. Впрочем, поставки эти были весьма незначительными, и доход от рыбной торговли во много раз уступал выручке от продажи пушнины.

К началу ХVIII века на первое место по продаже рыбы в Коми крае стала выходить Печора – главная водная артерии края, да и всего Северного Приуралья. В 1730 году Усолье, Чердынь и Соликамск получали уже ежегодно не менее сотни бочек (а это свыше двух тысяч пудов) рыбы «печорского улова». Постоянно возраставший спрос на печорскую семгу резко увеличил вылов этой ценной породы рыб, который к середине ХIХ века уже превышал десять тысяч пудов ежегодно. На остальной территории Коми края товарное рыболовство было не особенно значимо, хотя на местные ярмарки постоянно приезжали торговцы из Соль-Вычегодска, Яренска, Каргополя и Устюга для закупки рыбы. Но в Печорском уезде выручка от рыболовства в конце ХIХ веке стабильно превышала половину всего промыслового дохода. Популярные сегодня щука, язь, окунь, плотва, налим считались сорной, «серой» рыбой. В чести были сиг, нельма, стерлядь, хариус и зельдь.

В коми традиционном календаре Петров день считался днем, после которого можно начинать летний лов рыбы, а апостолы Петр и Павел являлись покровителями рыбаков. Отправляясь на рыбалку, рыбаки говорили: «Дай, Петр-Павел, рыбу». Когда приносили домой первый улов, то, после того как рыба была приготовлена и съедена, высказывали пожелание: «Господи, Петр-Павел, дай рыбаку здоровья, да рыбы столько пудов и фунтов, сколько чешуи да косточек».

Неудивительно, что среди потомков зырян сегодня так много охотников и рыбаков. Тех, кто промышляет добычей в лесу и на водоемах, можно разделить на две категории: на тех, кто делает это по необходимости и в соответствии с традицией, и тех, кто жить не может без удочки, спиннинга или охотничьего ружья. В наше время промышлять на природе необходимо в соответствии с законодательством. Многие из традиционных снастей рыбака сейчас могут считаться браконьерскими, а когда-то были самыми привычными. Это гымги (морды), ветели, запоры, остроги, продольники, вязаные сети. Рыбачили в селах мужчины, женщины и дети. Ребята ловили на удочки. А иногда просто платками-«парусами» (а порой даже обычной стеклянной банкой), вылавливая на мелководье мелкую рыбку – ёс. Соленых ёсиков называют «коми анчоусами», их едят цельными с головой. Только внутренности убирают перед засолкой. Ловля мелкой рыбы была популярна и в других районах республики.

Таинственный подводный мир

Подводный мир в традиционном народном восприятии был заселен духами-хозяевами воды и иной нежитью. Главных речных духов в коми мифологии зовут васа или вакуль, а озерных – тыса. Как и владыка леса, водяной дух-хозяин, по представлениям коми рыбаков, особенно строго относился к соблюдению норм и правил промысловой морали, наказывая за их нарушение лишением добычи. Чтобы заслужить его расположение, ему полагалось делать приношения. Перед началом лова принято было задабривать водяных, бросая в воду куски хлеба. И первого окуня также жертвовали хозяину воды. Было принято уважительно относиться к пойманной рыбе. Нельзя было ее оскорблять, мять руками, отдавать собакам, позволять детям играть с ней. Особенно оскорбительным для рыбы считалось выбросить ее на улицу.

Сказочный подводный мир был похож на земной. Там стояли крестьянские дома, бани, росли деревья, на лугах паслись коровы, лошади. Только ход времени там был иной – в отличие от мира лесных духов, где он ускорен, в подводном мире он замедлен. В книге Юрия Рочева «Коми легенды и предания» есть несколько сюжетов о подводном мире. В рассказе «Лошади водяных» можно прочитать, как один информатор рассказал такую историю: «Однажды мы с отцом отправились в церковь. Видим: около озера пасутся черно-белые, красно-белые лошади. Как подошли поближе, отец покойник и говорит: «Давай поймаем одну!» Но он так громко крикнул, что весь табун тут же исчез, в озеро погрузился». В другой истории из этого сборника рассказывается о том, как одна женщина увела себе корову из подводного царства. Для этого она просто накинула ей на шею свой нательный крестик. И водяные три ночи подряд приходили к ней под окна с требованиями вернуть похищенное имущество, но женщина так и не отдала корову. Корова оказалась на зависть удойная, но телилась только бычками.

Водяной дух-хозяин мог представать перед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропозооморфном. Иногда в человеческом виде он появлялся на берегу для того, чтобы вступить в схватку с лешим, которого не любил за брошенные в воду коряги.

Чаще всего, по представлениям коми рыбаков, водяной дух-хозяин представал в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, так как верили, что находящийся в их обличье васа способен обратить острогу против самого рыбака. Иногда водяной показывался из воды в виде огромного человека с большой головой, с темно-зелеными глазами, илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан.

В облике мужика с рыбьим хвостом васа предстает в зачине одной из коми сказок. Одинокая женщина по имени Дарья жила на берегу реки и добывала себе еду рыбной ловлей. Однажды к ней обратился водяной и посетовал, что он всячески помогает Дарье: выращивает рыбу, загоняет ее к ней в сети, а она ни разу его не угостила. Дарья устроила ему угощение прямо на берегу, поскольку у водяного вместо ног был рыбий хвост.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Васа, тыса и ёсики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.