Чудо-деревья коми лесов

До 1 августа можно проголосовать за сосну из Прилузья, которая участвует в конкурсе «Российское дерево года – 2023». Сосна произрастает на территории Занульского лесничества. Дереву уже более 600 лет. Местные жители рассказывают об особых, почти мистических, свойствах сосны. По легенде, тот, кто приобнимет, обхватит эту сосну, заряжается силой и нескончаемой энергией этого могучего дерева.

Коми народ (как, впрочем, и большинство его финно-угорских собратьев) относится к деревьям не только как к пиломатериалу и дровам. Издавна в коми легендах и преданиях рассказывалось о волшебных свойствах деревьев, о том, что они наделены душой и чудесными свойствами, а также о тех временах, когда деревья могли говорить.

Двойник с корнями

По коми мифологии, у каждого человека есть свое дерево-двойник – ас пу (в переводе с коми языка – свое дерево). Оно сакрально связано с человеком, только вот найти его сложно. Коми охотники придумали такой способ – нужно пустить собаку в лес и дождаться, когда она выберет дерево и начнет лаять на него. Именно она чувствовала мистическую связь дерева и ее хозяина. А еще местонахождение священного дерева мог указать леший Ворса в благодарность за помощь в победе над водяным Вакулем. Согласно мифам, такое дерево кровоточило при первом ударе топора и говорило нечеловеческим голосом. Это дерево рубили, чтобы сделать из него волшебные амулеты. Например, по легендам, из такого дерева можно было изготовить стол с функцией скатерти-самобранки: различные напитки и яства появлялись на нем сами собой.

В быличке об охотнике Йиркапе говорится, что он нашел ас пу и изготовил из него волшебную лыжу, с помощью которой перемещался в пространстве со скоростью мысли, при этом одна, простая, лыжа скользила по земле, а вторая, волшебная, – летела по воздуху. На этих лыжах он догнал волшебную лосиху и стал самым быстрым и удачливым охотником. И враги решили его погубить. Они напоили его вином, в котором замочили его портянки. Этот напиток придал Йиркапу невероятную тяжесть, и во время охоты лед не выдержал его. Охотник утонул, а волшебная лыжа сорвалась с ноги и пробила насквозь толстое дерево на берегу озера.

С именем Йиркапа связана одна из самых известных археологических находок в регионе – фрагмент древней лыжи, которой уже около восьми тысяч лет. Это на несколько тысячелетий древнее египетских пирамид и Великой Китайской стены. Фрагмент сосновой лыжи со скульптурным навершием в виде головы лося был найден археологом Григорием Буровым в 1964 году на Висском торфянике в Княжпогостском районе. До 2009 года предмет находился в плачевном состоянии: представлял собой шесть фрагментов, был деформирован и покрыт трещинами. В 2008 году Национальный музей Коми обратился в Эрмитаж с просьбой отреставрировать памятник. Тогда же питерские ученые установили возраст лыжи и материал, из которого она была изготовлена. Оказалось, что это сосна, выросшая в последней четверти VI тысячелетия до н.э. И после двухлетней реставрации и консервации в лаборатории Эрмитажа лыжу представили публике. Лыжа была найдена неподалеку от Синдорского озера, где, по преданию, погиб легендарный охотник.

Тайны лесных путиков

«Леса в зырянском крае изрезаны по всем направлениям охотничьими тропами. Это пути, по которым промышленники делают обходы по пастам, слопам, петлям, силкам и различного рода насторожкам на зверя и лесную птицу. Такого рода тропы называются путиками, вероятно, от слова путь», – писал в конце позапрошлого века автор «Охотничьих рассказов» усть-сысольский чиновник и любитель охоты Флегонт Арсеньев.

По воспоминаниям известного социолога – нашего земляка Питирима Сорокина, его дядя «считал себя частью огромного мира, населенного не только простыми созданиями, но также и фантастическими существами – лешими, духами болот, неба, озер, ветров, снега, ночи». Такое восприятие окружающего мира было в то время характерно для всего населения коми. В коми мифологии создание неба в известных фольклорных текстах состоит из трех эпизодов. Ен, завершив сотворение мира, строит небо и удаляется на него жить. В центре неба он оставляет отверстие, чтобы спускаться иногда вниз. В качестве лестницы выступает «мировое дерево» – универсальный мифологический символ, связывающий верхний и нижний миры.

Согласно народным представлениям коми, душой обладали не только люди, но и почти все животные и растения. Об этом свидетельствуют такие бытовые выражения, как: ловъя пу – живое дерево, ловъя турун – живая трава, ловъя ош – живой медведь и ловъя морт – живой человек. В противоположность этому о мертвом, умершем было принято говорить: ловтом пу – дерево без души, ловтом турун – трава без души, ловтом морт – человек без души, обозначая так мертвые предметы и мертвого человека. Лов – душа рассматривается в коми традиции как неотъемлемый признак жизни. Сама она воспринималась в виде пара, дыхания. Прекращение дыхания означает смерть. Так как в старину болезнь и смерть с точки зрения зырян не были естественными явлениями, то их связывали с представлениями об уходе из тела носительницы жизни – души. Данных, где находится эта душа внутри человека при его жизни, почти нет.

И родина щедро поила меня…

Береза считается одним из символов нашей республики. По фольклорным данным, некогда на главных святилищах коми стояли огромные березы, около которых и совершались главные языческие празднества. И сейчас во многих селениях рассказывают о стоявших около них могучих березах, соснах или елях, возле которых собиралось население в определенные календарные праздники. Еще в начале прошлого века около некоторых селений сохранялись в неприкосновенности священные рощи. Когда Стефан Пермский рубил священную прокудливую березу, которой поклонялись на Выми предки коми-зырян, то, согласно народным преданиям, раздавались жалобные крики, а из надрубов обильно струилась кровь.

Весной многие жители Коми привычно заготавливают березовый сок. Но это далеко не единственное, чем одаряет людей это чудо-дерево. В ней полезно и съедобно практически все: сок, почки, листья, кора, цветочные сережки и гриб чага. Считается, что в березовом лесу воздух стерильнее, чем в операционной. Листья березы способны убивать микробы за два-три часа. В них есть дубильные вещества, эфирные масла, витамин С и провитамин А. Березовый сок считается лучшим средством для укрепления ослабшего за зиму организма, восстановления сил и преодоления весенней усталости. К осени береза собирает на будущий год ценные питательные вещества. А весной, когда корни обогащаются влагой, вещества эти растворяются и поднимаются от корней к ветвям.

В Древней Руси из сока березы забраживали хмельную березовицу. Различали березовицу простую и березовицу пьяную. В своих путевых заметках арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший Булгарию и Биармию в 921 году, писал, что северные народы, не знавшие винограда, употребляют березовицу пьяную. Это забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках.

Свою «березовицу пьяную и не пьяную» придумал и внедряет в жизнь житель Удоры Александр Клоков. Много лет он занимается производством алкогольных и безалкогольных напитков из сока березы. В свои напитки добавляет дикоросы, фрукты, ягоды, лекарственные растения и корни. Так, бальзам делает из 28 ингредиентов. Александр Клоков получил патент на авторское изобретение.

Поход в коми баню немыслим без веников. Березовые веники помогают при болях, ломоте в мышцах и суставах после упражнений и физических нагрузок. Грех, имея в своем распоряжении такое лекарство, не использовать его в конце рабочего дня или после напряженной рабочей недели. Поэтому березовыми вениками пользуются чаще других.

Черный гриб чага вроде бы и паразит на белом теле березы, но полезный для человека. Чага содержит полифенолы, тритерпеноиды, смолы, агарциновую кислоту, флавоноид инотодион, алкалоиды, полисахариды, стерины, лигнин, марганец, а также железо, кремний, алюминий, кальций, магний, медь, цинк.

Из бересты делают деготь. Это вещество, содержащее большое количество фенолов, является сильным антисептическим средством и применяется при кожных заболеваниях: экземе, чешуйчатом лишае, чесотке, при различных сыпях и язвах. Раньше в каждой коми деревне было несколько смолокурен. В них активно гнали деготь. Но постепенно смолокуренное мастерство позабыли. Несколько лет назад журналисту «Республики» довелось пообщаться с одним из последних коми специалистов по приготовлению дегтя – народным целителем из корткеросской деревни Троицк Василием Габовым. Он рассказал, что раньше дегтем смазывали обувь, колеса телег и лечили практически все кожные болезни.

Еще одно чудо-дерево наших лесов – это ольха – по-коми лов пу (дерево души). Этому дереву приписывалась исключительная мощь, против которой бессильны могучие колдуны. Например, ольховой пулей можно было убить даже «заговоренного» колдуна, неуязвимого для любых других видов оружия. В монографии коми этнографа Олега Уляшева «Хроматизм в фольклоре и мифологических представлениях пермских и обско-угорских народов» упомянуты легенды об «очищении» девушки от скверны путем битья ольховым прутом. Считалось, что лов пу может рассказать об убийстве человека. Вероятно, из-за того, что срез распиленной сосны на воздухе приобретает красный цвет, напоминающий кровь убитого человека. Для того чтобы дерево указало на убийцу, следовало сделать из его древесины дудочку или рожок.

Ко многим деревьям у коми народа наблюдалось особое отношение. Так, вербе, рябине, ольхе и можжевельнику приписывалась способность отпугивать злых духов. Береза и пихта обладали женской символикой, а сосна и ель – мужской. Жизнь человека ассоциировалась с жизнью деревьев. Так, например, считалось, что буря, повалившая в лесу много деревьев, предвещала войну. Очень тщательно отбирались деревья для строительства нового дома – бревно из «несчастливого» дерева могло принести несчастье всем его обитателям. При изготовлении гроба-колоды его более широкую часть для груди и плеч покойника выдалбливали в комле ствола, чтобы облегчить душе умершего попадание в нижний мир.

Когда деревья говорили

По неписаному закону коми тайги, устраиваясь на ночлег под деревом, коми охотник обязан был попросить на это разрешение. В противном случае его ждали большие неприятности. Например, ему не дадут спокойно отдохнуть. И наоборот, если охотник попросил разрешение, то он попадает под защиту приютившего его на ночь дерева.

Бытовало поверье, что растения не только слышат людей и отвечают им, но и говорят между собой. Мотив говорящего дерева часто встречается в легендах и преданиях как эпизод. Но случается, что этот мотив становится основой фольклорного сюжета, в рамках которого происходят все события рассказа. Так, в народном рассказе «Говорящие деревья» (из сборника Юрия Рочева «Коми легенды и предания») вымским охотникам пришлось заночевать под елью, и они по традиции по всем правилам попросились на ночлег; после этого ель приняла охотников под свое покровительство и не оставила их даже тогда, когда ее ночью попросила навестить умирающая мать-ель. А чуть позже охотники услышали глухой стук, наутро они обнаружили неподалеку упавшую старую ель.

В быличке «Перешептывающиеся сосны» рассказывается о том, что где-то в парме растут две высокие сосны, которые перешептываются между собой. В быличке «Я еще не готова» охотник остановился на ночлег в избушке под старой елью. И утром, выходя на улицу, услышал, как кто-то сказал: «Я еще не готова». И только он отошел от дерева, как оно упало за его спиной. Охотник уверял, что это дерево ждало ухода гостя, чтобы не упасть на него. Ель и сказала, что она еще не готова упасть, так как человек попросился к ней на ночлег, а гостя нужно охранять.

Они все понимают

Рассказывают, что в начале 1990-х один лесоруб решил считать годовые кольца на спиленных деревьях. Он заметил, что у всех деревьев периодически обнаруживаются какие-то ущербные кольца. И цвет у них нездоровый, и они не такие широкие и ровные. Но у всех есть явно выраженная «болезнь» – это 5-6 таких колец, идущих одно за другим. Лесоруб вычислил, в какие года «болело» дерево. Оказалось, что на всех деревьях время «болезни» приходится на 1941-1945 годы.

На Соломоновых островах якобы есть такой ритуал: когда местные жители хотят очистить участок леса под свои поля, они не вырубают деревья, а просто собираются всем племенем вокруг них и ругают. Через несколько дней деревья начинают увядать и вскоре умирают. Эксперименты, проведенные биологами, доказали, что растения способны видеть, ощущать вкус, обонять, осязать и слышать. Более того, они могут общаться, страдать, воспринимать ненависть и любовь, помнить и думать, имеют сознание и чувства.

Однажды ученый Клайв Бакстер присоединил датчики детектора лжи к листьям растения – оконного цветка в лаборатории. Самописец долго был неподвижен. Но когда рядом с цветком кто-то разбил яйцо, самописец вычертил пик. Растение реагировало на гибель живого: когда сотрудники лаборатории стали готовить обед и опустили в кипящую воду креветок, самописец снова отреагировал самым активным образом. Чтобы проверить, не случайность ли это, креветок стали опускать в кипяток через паузы. И всякий раз самописец выводил резкий пик. Так же безошибочно и мгновенно растение реагирует, если что-то случается с человеком. Особенно если этот человек ухаживает за растением, поливает его. Когда тот же Бакстер порезался и прижег рану йодом, самописец тут же дернулся и пришел в движение. В ходе эксперимента английского биолога Уотсона один из сотрудников лаборатории ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял землю, протирал листочки. Другой же, наоборот, с угрюмым видом причинял цветку вред: ломал ветки, колол иголкой листья, жег их огнем. Присутствие «благодетеля» самописец отмечал всегда ровной прямой линией. Но стоило в комнату войти «злодею», как герань тут же опознавала его: самописец начинал вычерчивать резкие пики.

Многократно доказано, что растения способны воспринимать обращенные к ним слова. Американский ботаник Бурбанк, создавая новый сорт, просто подолгу беседовал с растением. Например, чтобы создать сорт неколючего кактуса, он много раз повторял побегам: «Колючки вам не нужны, бояться вам нечего. Я защищу вас». И кактусы стали расти без шипов и передали это свойство потомству. Якобы тем же методом Бурбанк вывел новый сорт картофеля, скороспелые сливы, разные виды цветов, плодовых деревьев, многие из которых носят его имя и по сей день.

Священные рощи луговых мари

Если у коми культ дерева встречается уже не столь явно, то у марийцев он сохранился в первозданном виде. Финно-угорский народ марийцы считаются единственным народом в Европе, который донес до нашего времени в неизменном виде языческую веру своих предков. В Марий Эл несколько сотен священных рощ (кӱсото) для их молений. В них нельзя рубить деревья, курить, ругаться и говорить неправду; там нельзя использовать землю, строить линии электропередачи и даже собирать ягоды и грибы. Несколько лет назад корреспондент «Республики» побывал на древнем обряде в такой роще.

Главным богом марийцев является Ош Кугу Юмо, который защищает людей от всякого зла и тьмы. Согласно мифам, Кугу Юмо поссорился с людьми из-за их непослушания, и тогда в мир людей явился злой бог Керемет, а вместе с ним несчастья и болезни. Кугу Юмо постоянно сражается с Кереметом за души людей. Тот был младшим братом Кугу Юмо, но натворил столько бед, что добрый бог сослал его в подземный мир. Керемет все равно не успокоился, а когда у Кугу Юмо родился сын, убил юношу и разбросал по миру части его тела. Там, где они упали, тут же выросли березы и дубы. Именно в дубовых и березовых рощах марийцы устраивали свои капища.

Царское, а затем советское правительство всячески боролось с проявлением марийского язычества. Но сейчас эта древняя религия признана официально, и никто не препятствует желающим собираться в рощах для молитв. Больше половины марийцев сегодня признают себя язычниками и регулярно участвуют в обрядах.

Последователи марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, проводят массовые моления, благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу. Молением руководят жрецы – карты. Раз в год происходит так называемое Всемарийское моление, на которое собираются тысячи людей.

На 2022 год общая площадь земель лесного фонда Коми составляет 36,27 миллионов гектаров, то есть 87 процентов территории региона. Кроме того, 2,66 миллиона гектаров занимают леса, не входящие в лесной фонд (земли обороны и безопасности, земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса, земли ООПТ, земли иных категорий). С созданием Синдорского муниципального лесничества на 13,2 гектара увеличилась площадь городских лесов. Всего городские леса занимают территорию в 6,6 тысячи гектаров в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Инте и Прилузском, Усть-Вымском, Княжпогостском районах.

Большая часть лесных ресурсов представлена лесом с преобладанием хвойных пород: ель занимает 54,2 процента, сосна – 25%, береза – 16,5%, осина – 2,1%. В республике преобладают спелые и перестойные насаждения – 63,4%, молодняки составляют 12,3% покрытой лесной растительностью площади, средневозрастные – 19%, приспевающие – 5,3%.

 

Национальный конкурс «Российское дерево года – 2023» проводится в рамках всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» и направлен на поиск и сохранение уникальных старовозрастных деревьев, представляющих собой природную, культурную и историческую ценность для нашей страны. За сосну из Прилузья, которая участвует в конкурсе под номером 11, можно проголосовать на сайте rosdrevo.ru. Всего в конкурсе заявлено 69 деревьев из разных регионов страны. Это сосны, лиственницы, кедры, дубы, березы, ели, груши, каштаны, ясени, платаны, липы, вязы, тополя, ильмы, ясени, яблони.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Чудо-деревья коми лесов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.