Пять проектов в Год наставничества

КРАПТ успешно осваивает проектную деятельность

Коми республиканский агропромышленный техникум имени Николая Оплеснина (КРАПТ) – одно из старейших учебных заведений в регионе. В минувшем году республиканская кузница сельскохозяйственных кадров отметила столетие. За этот срок техникум подготовил и выпустил порядка семидесяти тысяч специалистов для агропромышленного комплекса и других отраслей экономики республики, России и стран зарубежья.

В российский Год наставничества мы поговорили с директором учебного заведения Светланой Савиновой о том, как педагоги техникума передают свой опыт начинающим коллегам и студентам. По ее мнению, одна из возможных современных форм реализации и механизмов наставничества – это создание и воплощение в жизнь различных проектов. За каждым из них стоит активный и талантливый педагог-наставник.

Понятие наставничества существует много сотен лет и считается одной из лучших форм формирования профессиональных навыков. В том числе и в проектной работе. Поэтому важно не только вовлекать молодежь в реализацию проектов, но и передавать опыт генерирования и разработки проектных идей. Разработка социальных проектов – это сложный процесс, в котором задействованы генераторы идей, методические разработчики конкретных направлений и энергичная молодежь.

– В нашей проектной команде есть и те, и другие, и третьи, а вместе мы находимся в постоянном поиске и взаимодействии, – отметила Светлана Савинова. – Это позволяет получать позитивные результаты. Успех работы нашего коллектива зависит от его слаженности, работоспособности, уверенности в победе, а самое главное – надо любить то, чем ты занимаешься, и отдавать себя полностью этому делу. Меня во всем поддерживают заместители, преподавательский состав и студенты, потому что мы – одна команда. Каждый педагог – яркая индивидуальность, но всех объединяет самое главное – любовь и уважение к своей профессии и студентам, преданность и верность своему учебному заведению.

В техникуме в 2021 году были созданы две некоммерческие организации. Это АНО «Наставник» (руководитель Людмила Гудырева) и АНО «Звезда» (руководитель Дмитрий Мусанов). Благодаря им техникум выиграл один президентский грант и четыре гранта главы Коми.

– Проектная работа – это компетенция, которая приобретается не из теоретического освоения правил и принципов, это практическая деятельность наставника, выполненная многократно и получившая успешное завершение, – считает директор техникума.

Наставник следит за тем, как развивается проект сразу в трех частях. Это продуктовая (или результат), командная (мотивированная, согласованная, бесконфликтная работа) и методическая (или приращение опыта). Итогом проекта должна стать сплоченная команда, где каждый понимает достоинства и компетенции других, понимает, как совместная работа дает новое качество. Наставник следит за тем, чтобы команда проекта удерживала в фокусе внимания требования и критерии проекта. Он помогает команде разобраться самой с собой и с содержанием проекта.

В проектах КРАПТа используются три формы наставничества. Первая – «педагог – студент» – предполагает самый распространенный способ взаимодействия, при котором педагог создает комфортные условия для реализации профессиональных и личностных качеств, помогает с организацией производственного процесса и решением конкретных проблем наставляемого. Вторая – «студент – студент» – предполагает взаимодействие студентов, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами. Форма наставничества «педагог – педагог» предполагает взаимодействие молодого педагога с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.

Светлана Савинова и ее коллеги рассказали о проектах, которые осуществляют коллектив и студенты техникума. Так, техникум в течение последних четырех лет смог реализовать сразу два проекта, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) молодежью. Проект «Бур туй!» был направлен на первичную профилактику употребления ПАВ среди девушек. Победитель в 2019 году в конкурсе грантов главы Республики Коми на развитие гражданского общества, он осуществлялся в 2019-2020 годах. В 2021-2022 годах его продолжил проект «Бур туй» ONLINE. Это интерактивные практики первичной профилактики употребления ПАВ среди молодежи и подростков. На портале проекта размещены раздаточные материалы, видеоматериалы, методические пособия, электронные пособия, разработанные преподавателями и слушателями.

– Проблема подростков и молодежи в недостатке достоверной, интересной, понятной и актуальной информации о вреде и истинных последствиях употребления ПАВ, – отметила важность проекта его руководитель Людмила Гудырева. – А также в отсутствии у подростков жизненного опыта и определенных навыков, которые позволят говорить «нет» на предложение употребить наркотики или алкоголь и помогут справиться с негативным влиянием окружающей среды. Наблюдается педагогический голод на практические материалы нашей темы. Цель проекта – не только обучение, но и разработка нашими слушателями своих практических мероприятий с использованием наших техник.

Наставниками студентов в реализации этих проектов являются преподаватели русского языка и литературы Дарья Бобкова и Ирина Шоль, а также педагог-психолог Екатерина Пигулина.

Людмила Гудырева, кроме того, руководитель социального проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили». Победивший в этом году в первом конкурсе Фонда президентских грантов, проект направлен на лечение и стерилизацию бездомных животных. Изюминка проекта – в оказании помощи бездомным животным не только на базе клиники «Айболит» в Выльгорте, но и в шести отдаленных сельских поселениях Сыктывдинского, Усть-Куломского и Сысольского районов, где нет ветеринарной помощи. Наставниками студентов в рамках этого проекта являются мастер производственного обучения Галина Киселёва и преподаватель спецдисциплин Светлана Кокоулина. Наставниками студентов можно назвать и студентов-выпускников по специальности «Ветеринария» – Татьяну Якшину и Егора Теплова, а также студента третьего курса Захара Елина.

– В числе первых выездов нашей мобильной группы ветеринаров была командировка в Усть-Куломский и Сысольский районы, – рассказала Людмила Гудырева. – Огромный спрос со стороны местного населения на услуги наших ветеринаров превзошел все ожидания. Местные жители и волонтеры привозили животных и из ближайших сельских поселений. Планируются и другие поездки.

18 мая Светлана Савинова отмечает 65-летний юбилей.

«Уважаемая Светлана Стефановна! Спасибо Вам за Ваш труд! Желаем Вам душевного комфорта, крепкого здоровья, ярких идей, реализации творческих проектов и многих солнечных лет! – поздравляют ее коллеги. – Вы выполняете свою работу с душой и открытым сердцем, с любовью и терпением».

Проект «Хранители исторической памяти» дает возможность прикоснуться к историческим фактам, формирует личную оценку и отношение к историческим событиям, позволяет стать участниками добровольческого движения. Наставниками в реализации проекта являются молодые педагоги: преподаватель истории Леонид Калмыков, преподаватель ОБЖ Дмитрий Мусанов, преподаватель-стажист Людмила Михалёва, а также студенты-наставники Алексей Столяров (выпускник по профессии «Повар-кондитер»), Арина Путинцева (студентка 2 курса по специальности «Ветеринария») и Даниил Штейнле (студент 2 курса по специальности «Земельно-имущественные отношения»). По результатам проекта создано добровольческое просветительское сообщество из числа студенческой молодежи и подростков. Основным механизмом реализации проекта стали интерактивные экскурсионные занятия, во время которых школьники и студенты средних профессиональных организаций узнают об основных этапах войны от своих сверстников. В рамках проекта студенты-волонтеры совместно с педагогами собрали информацию о городах-героях и городах воинской славы, о героях Советского Союза – выходцах из Коми АССР, о маршалах и оружии Победы. Ребята с большим интересом проходят этап «Военизированная эстафета», интерактивную викторину с применением лазерного оружия.

Проект «Этнокод здоровья» – пропаганда здорового образа жизни, физической культуры молодежи. Победитель прошлого года в конкурсе грантов главы Коми на развитие гражданского общества, он воплощается в жизнь с 2022 года.

Как рассказала заместитель директора техникума по воспитательной работе, инициатор и руководитель проекта Светлана Туркина, этот проект направлен в первую очередь на сохранение здоровья и физическое развитие молодого поколения, а также на знакомство с традициями народов севера.

– Мероприятия проекта предлагают молодежи процесс практического освоения «кода здоровья» предков, – отметила педагог. – Проект призван объединить физические и оздоровительные квесты, интерактивы и соревнования.

С октября 2022 года студенты техникума посетили различные этнографические объекты и выставки в музеях и в Национальной галерее Коми. В цикле интерактивных мероприятий «Культурные традиции и здоровье» два раза состоялся квиз «ЭтноМЫ». Наставниками студентов в реализации мероприятий проекта являются преподаватель физкультуры Сергей Харламов, руководитель физвоспитания Вячеслав Быков. Одно из мероприятий реализации проекта «Этнокод здоровья» – участие команды техникума в лыжном фестивале «Лямпиада». Специалисты Дома народных ремесел «Зарань» провели для студентов техникума мастер-классы по традиционным ремеслам. Праздник «Татьянин день» в техникуме прошел со спортивными соревнованиями «Этноспорт», которые организовали активисты студенческого спортивного клуба «Вермысь» и педагоги техникума. Участникам были предложены пять традиционных спортивных игр финно-угорских народов. Итоговым мероприятием проекта станет проведение молодежного фестиваля спорта и народных подвижных игр финно-угорских народов «Этноспорт», который состоится 18 мая на территории Финно-угорского этнопарка в селе Ыб. В ноябре прошлого года «Этнокод здорового питания» вошел в число победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов и был презентован участникам Форума молодежи коренных малочисленных народов «Российский Север».

В КРАПТе готовят специалистов и рабочие кадры по десяти программам подготовки специалистов среднего звена и четырем программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, двадцати программам профессионального обучения. В техникуме обучаются 1015 студентов – в будущем квалифицированные техники-механики, технологи, ветеринары, автомеханики, зоотехники, землеустроители, повара-кондитеры, юристы, водители, трактористы-машинисты. Техникум включен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Престиж образовательного учреждения, его достижения и успехи во многом определяются организаторскими и творческими способностями его руководителя. А техникуму и его руководителю Светлане Савиновой есть чем гордиться.

Недавно в Сыктывкаре состоялась церемония вручения государственных наград Российской Федерации и Республики Коми. Среди награжденных – директор КРАПТа Светлана Савинова. Глава Республики Коми Владимир Уйба вручил ей благодарность президента РФ Владимира Путина за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу. Заслуженный работник Республики Коми Светлана Савинова 45 лет работает в сфере профессионального образования, в том числе 24 года – в качестве руководителя профессиональных образовательных организаций. С 2008 года возглавляет КРАПТ.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

Оставьте первый комментарий для "Пять проектов в Год наставничества"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.