С мечтой о профессии педагога

Ия Денисова отдала работе с детьми 44 года жизни

В рамках Года педагога и наставника в сыктывкарском детском доме имени Александра Католикова прошла «КЛАССная встреча» с ветераном Ией Денисовой, которая проработала здесь сначала в качестве старшего воспитателя, а потом и просто воспитателя 33 года. Гостья рассказала о своем жизненном пути, непростых послевоенных годах жизни в глубинке и своей безмерной любви к профессии.

В общей сложности Ия Денисова проработала с детьми 44 года и ни разу, по ее словам, не пожалела о своем выборе. Хваткий характер молодого специалиста, справедливость и умение достигать любые цели привлекали многих работодателей. Но она ни разу не сошла с выбранного еще в детстве пути.

О педагогике маленькая Ия начала грезить еще в первом классе. Родная тетя девочки, жившая через дом от нее в селе Выльгорт, преподавала в начальных классах. Ия частенько помогала ей проверять тетрадки, исписанные детским почерком.

В 1945 году, сразу после окончания войны, она пошла в школу. На тот момент ей было семь лет, на год меньше, чем остальным ученикам в ее классе. Тогда детей отдавали на обучение в восьмилетнем возрасте, но тетя-учительница, имевшая вес в учебном заведении, помогла отправиться в школу раньше срока. Именно поэтому и в классе, и в институте Ия всегда была самой младшей по возрасту.

Когда она училась в пятом классе, в школу пришла учитель русского языка и литературы Прасковья Чисталева, которая была замужем за известным композитором Прометеем Чисталевым. Для Ии Денисовой и других учеников она стала «лучом света в темном царстве»: веселая, красивая, изящно одетая учительница произвела на детей неизгладимое впечатление.

– Я просто в нее влюбилась и захотела стать учительницей русского языка и литературы, – вспоминает Ия Денисова.

С Прасковьей Чисталевой она была близка всю жизнь. Уже будучи взрослой, женщина помогала учительнице по хозяйству и ухаживала за ней в старости.

В свои школьные годы девочка была среди одноклассников заводилой. Сама она с удовольствием вспоминает случай, когда подговорила учеников в один из праздничных дней пойти пешком из Выльгорта на городской парад. Взрослые потом ее, конечно, показательно при всех отругали, но это никак не убавило ее задора. Простить простили, но за поведение в ту четверть поставили четверку.

А после окончания седьмого класса Ия Денисова поступила в педучилище, превосходно сдав вступительные экзамены. Свое первое сентября она вспоминает со слезами на глазах – первый праздник в новом статусе студентки стал для нее одним из самых больших разочарований, оставившим тяжелый след в душе.

Путь от выльгортского дома до училища, которое находилось в городе, составлял семь километров – немалое расстояние для подростка. Но Ию больше тревожил не долгий путь, а то, что у нее не было хорошей одежды, в которой, как ей казалось, не стыдно было бы появиться перед городскими педагогами и сокурсниками.

Школьную форму для сельской школы мать Ии мастерила сама из своей старой одежды, но идти «в этих тряпках» в училище было стыдно и неловко, вспоминает женщина. Разочарование было настолько сильным, что в семье приняли решение оставить идею с училищем на потом и отправили дочь обратно в школу, где она проучилась еще три класса.

В детские годы, особенно те, что пришлись на послевоенные 1946 и 1947, семья Ии, как и многие другие, жила впроголодь. Чтобы не умереть с голоду, девочке с младшим братом приходилось собирать красный клевер. Из высушееных на печке и перемолотых растений их мать потом пекла хлеб.

Ну а после десятого класса Ия прямиком отправилась в пединститут, где так же успешно сдала экзамены, выбрала направление «Коми язык и русский язык» и проучилась там пять лет.

Самым запоминающимся событием студенчества стала для нее комсомольская путевка на целину, освоение которой началось в 1956 году. Ию отправили туда в числе сотни лучших студентов-комсомольцев. Вместе со своей подругой девушка четыре месяца работала на комбайне и заработала там два больших мешка зерна, зарплату деньгами тогда платили редко.

Студентки долго не понимали, как им везти это богатство домой, дорога была трудной и занимала в одну сторону семь суток. Девушки продали зерно за символическую плату и вернулись налегке. Позже добродушная Ия не смогла отказать в просьбе занять вырученную за зерно сумму своему однокурснику Жене, который пожаловался ей на изношенную одежду. Ия отдала все до копейки, не оставив себе даже рубль двадцать, которые были нужны на автобус до дома.

Окончив институт, как было заведено, девушка поехала преподавать в село. Выбор пал на Лэзымскую восьмилетнюю школу – она находилась не так далеко от дома, и молодая учительница каждую субботу могла навещать родных: маму, младшего брата и бабушку по папиной линии, которая жила вместе с ними. Отец девочки погиб на фронте в 1942 году.

В Лэзыме Ию приняли с распростертыми объятьями: молодая учительница нравилась детям и не боялась больших нагрузок. В школе она вела русский и коми языки, физкультуру и даже пение, хотя не знала ни одной ноты.

Педагог вспоминает, как раньше учила песни по радио, для этого были специальные передачи. Песни разучивали прямо в эфире: читали, а после диктовали слова, давали послушать мелодию в исполнении различных инструментов. Ия запоминала слова, манеру исполнения: где потянуть, где взять паузу. А потом вместе со школьным баянистом ходила по классам и разучивала их с детьми. А еще она учила детей на своих уроках танцевать вальс к выпускному.

Ветеран с благодарностью вспоминает свою хорошую вузовскую подготовку. Институт дал ей не только хорошие знания предметов, но и научил многому другому: фотографировать и проявлять негативы, показывать кино. Все эти навыки ей очень пригодились во внеурочной и вожатской деятельности, за которую она, кстати, была поощрена наградой и значком «Лучшему пионерскому вожатому» – он стал первым в ее копилке достижений.

Ия не отказывалась помогать никому: ни завхозу, ни завклубу, была библиотекарем, проводила праздники. Однажды во время проводов зимы организаторы мероприятия запрягли двух лошадей, чтобы покатать народ. Но никто в сани не садился. Ия, как всегда, проявила инициативу – в нарядном костюме Весны залезла в повозку. В этот момент лошади, будто испугавшись чего-то, помчались по селу, как сумасшедшие. Пара минут, за которые они преодолели около километра, показались Ие вечностью. Притормозив у конюшни, животные резко дернули сани, и Ия вылетела из них на всей скорости в сугроб, но, к счастью, не ушиблась.

Позже все сельчане ругали ее за беспечность и за то, что она не бережет себя. Ию в селе любили.

Ия проработала здесь положенные три года, а потом еще и четвертый, так как не могла оставить свой выпускной класс. После все разъехались в разные стороны, но связь с некоторыми учениками из этого села она поддерживает до сих пор.

Чтобы не терять отличного педагога, учительнице предложили в Лэзымской школе должность директора, но она отказалась от этого предложения и приняла другое – о замужестве. И вскоре вышла замуж за парня, который ждал ее согласия 9 лет (5 лет учебы в институте и 4 года работы в Лэзыме). На тот момент невесте было 26 лет.

После свадьбы пара переехала в Сыктывкар. Муж Ии работал в аэропорту механиком, а она пришла в Сыктывкарский детский дом, где проработала семь лет до его закрытия. В детском доме продолжила свою общественную деятельность: организовывала праздники и проводила другие важные мероприятия. Одним из ее успешных проектов стал музей к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина, оформленный Ией вместе с воспитанниками. Музей занял первое место среди проектов школ Сыктывкара, а в качестве поощрения победителям дали недельную экскурсионную путевку в Казань. Школьникам и их учительнице выпала большая по тем временам честь – посидеть за партой маленького Володи Ульянова.

В 1971 году детский дом ликвидировали, а детей перевели в эжвинскую школу-интернат №3. Ия перешла работать в школу-интернат №1. Первые восемь лет педагог трудилась в должности старшего воспитателя и очень переживала, что из-за плотного графика практически не видела свою собственную дочь.

Детей в подшефном классе было 38: 21 девочка и 17 мальчиков. Ия работала почти каждый день, без перерывов и выходных, не доверяя своих детей никому даже в те дни, когда нездоровилось.

– Моя дочь часто приходила сюда, она была на год младше моих воспитанников, и все время говорила: «Я двадцать вторая!» (среди девочек). Двадцать вторая и росла, я ее реже видела, чем всех остальных, – говорит Ия Денисова.

Первый свой выпуск педагог помнит очень хорошо. Общение с младшим братом научило ее легко налаживать контакты с мальчишками, да и в селе ее окружали в основном пацаны. Возможно, поэтому общение с ребятами из интерната было для нее простым и комфортным.

Ветеран с улыбкой вспоминает о том, как научила воспитанников играть в детскую игру «СНВД» – аббревиатура расшифровывается, как «Слуга на весь день». Условия ее простые: кто первый при встрече выкрикивает «СНВД», тот и загадывает желания весь день, а исполняет их тот, к кому была обращена фраза. Мальчишки быстро смекнули, что к чему, и стали встречать педагога на улице, у входа в интернат, чтобы застолбить за собой право иметь «слугу на весь день» в ее лице. Слугой в том понимании, к которому мы привыкли, Ия Денисова, конечно, не была, но во всем, о чем просили, детям помогала: с уроками, переводами с немецкого на русский и наоборот. Коллеги Ии стали замечать, что уровень знаний ребят по некоторым предметам в этот период заметно подтянулся.

Рассказала гостья и о товарном дефиците, с которым столкнулись жители нашей страны в 1970-е годы. И о том, как один из ее учеников вызывался ходить в магазин за колбасой. С продуктами было туго, чтобы купить кусок колбасы, иной раз приходилось простоять в очереди три часа, а мальчик очень хотел помочь своей воспитательнице. Пару раз его походы были успешны. А однажды вместо колбасы он принес несколько пачек горчицы. За ней стояла огромная очередь, и ребенок купил ее, потому что «все брали» и он подумал, что учительнице тоже пригодится.

Всего у Ии Денисовой было четыре выпуска в 1982, 1988, 1995 и 2002 годах. Ко всем своим детям она относилась тепло и с большой любовью и старалась вести себя как настоящая мать: хвалила, отчитывала и даже целовала детей на ночь, обходя их кровати.

Во многие моменты жизни воспитательницу поддерживал директор интерната – легендарный педагог Александр Католиков. Когда Ие Денисовой вручали медаль «За трудовую доблесть» в Доме советов, организаторы мероприятия сухо поздравили педагога с заслугой и, не подарив ни цветочка, прицепили наградной знак к одежде. Ей было и приятно, и обидно до слез – уж она-то знает толк в грамотной организации! Но на улице, перед зданием, ее ждал сюрприз: Александр Католиков приехал с коллегами из интерната на большой черной «Волге», чтобы поздравить ее лично и подарить огромный букет цветов.

Награждение медалью «Заслуженный учитель» организовали уже в школе интерната, где собрались ученики и выпускники Ии Денисовой. Александр Католиков подошел к делу творчески и подарил коллеге живого гуся в клетке, которого впоследствии передали в зоосад.

Интересный и эмоциональный рассказ педагога по-настоящему тронул сердца воспитанников детского дома и их наставников. 28 апреля Ия Денисова отметила свой 85-летний юбилей. С этой замечательной датой ее поздравляли и близкие, и коллеги, и, конечно, воспитанники, которым она дарила свою любовь и душевную теплоту.

Екатерина ЖВАНЬКО

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "С мечтой о профессии педагога"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.