Музыкальное наследие классиков и современников

Старинные нотные сборники, партитуры и дореволюционные книги по искусству, грампластинки, аудио– и видеоиздания, – все это можно увидеть в фонде отдела литературы по искусству Национальной библиотеки Коми. В масштабах республики фонд можно назвать уникальным как по своему объему, так и по содержанию. О том, какие раритеты собраны в нем, «Республике» рассказала заведующая отделом Екатерина Бескупская.

Из типографии Юргенсона

– Комплектование фонда по искусству в библиотеке началось в 1956 году, – сообщила она. – Сегодня он насчитывает примерно 72 тысячи различных видов изданий. А «костяк» фонда – сорок тысяч нотных изданий. Здесь собраны произведения композиторов-классиков и наших современников, учебно-педагогический репертуар для музыкальных заведений и вокальные и хоровые произведения, партитуры для оркестров, клавиры опер и балетов, музыкально-сценические произведения и произведения для различных видов инструментов, в том числе – самоучители. Издания востребованы у музыкантов-профессионалов, учащихся специальных учебных заведений и начинающих музыкантов.

По словам Екатерины Бескупской, особое место в фонде занимает коллекция редких и ценных нотно-музыкальных изданий на русском, французском и итальянском языках. Всего 192 таких нотных сборника. Они изданы с середины XIX века до первой четверти XX века издательством Петерса, печатней В. Гроссе, нотопечатней Матвея Бернарда, издательством первого русского музыкального издателя Петра Юргенсона, известного многим музыкантам-профессионалам и любителям.

Петр Юргенсон начал свою деятельность учеником издателя Матвея Бернарда, в 1861 году открыл свой музыкальный магазин, а в 1867-м основал первую в России нотопечатню. Известно, что до революции в издательстве было опубликовано порядка тридцати тысяч нотных и более полутора сотен книжных изданий. Главной целью издательства был выпуск сочинений русских композиторов и пропаганда русской музыки.

Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» известна большинству не в оригинальной авторской редакции, а в обработке Николая Римского-Корсакова. Однако в фонде Ленинки она представлена первым томом полного собрания сочинений Мусоргского. В основу издания легли оригинальные тексты произведений композитора – «автографы», в хронологической таблице создания оперы указаны все авторские изменения музыки со ссылками на страницы настоящего издания.

Еще один раритет в составе коллекции – это сборник «О былинах и песнях Великой Руси» с историческими, рекрутскими и острожными, протяжными и плясовыми, свадебными и солдатскими песнями и мелодиями, собранными и записанными Митрофаном Пятницким.

– Издания редкого фонда содержат печати магазинов, экслибрисы, штампы, дарственные надписи или владельческие пометки, – рассказала Екатерина Бескупская. – На страницах факсимильного сборника произведений современных русских композиторов – автографы Сергея Рахманинова, Александра Гольденвейзера, Александра Гречанинова, Михаила Слонова, Николая Кочетова, Николая Римского-Корсакова, барона Василия Врангеля и других композиторов.

Для того, чтобы сведения о редких изданиях в фондах библиотек были доступны читателям в интернете, в 2012–2013 годах отдел литературы по искусству Ленинки передал в отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки в электронном виде описания полутора сотен нотных изданий периода с 1855 по 1917 годы. Это стало возможным благодаря федеральному проекту «Сводный каталог российских нотных изданий XVIII – начала XX веков» российского Министерства культуры.

Нотные рукописи

Также к редкому фонду относится коллекция оригиналов нотных рукописей местных композиторов. Она собиралась с 1960 года. Это материалы из фондов регионального отделения Союза композиторов, переданные в библиотеку министерством культуры Коми, дары авторов и их наследников библиотеке. Коллекция пополняется до сих пор, на сегодняшний день в ней 734 музыкальных произведения профессиональных и самодеятельных композиторов. Многие рукописи с пометками и автографами авторов.

Основу коллекции составляют произведения профессиональных коми композиторов Якова Перепелицы, Вацлава Мастеницы, Прометея Чисталева, Александра Осипова, Михаила Герцмана, Валентины Брызгаловой, Станислава Васильева, Ирины Блинниковой, Сергея Носкова, Натальи Осиповой, Александра Рочева, Татьяны Харитоновой, Светланы Головиной, Олега Меремкулова.

Среди произведений композиторов республики – «Северная баллада», «Страшная сказка», «Соната» и другие произведения Михаила Герцмана, «Богородские частушки», «Величальная северу», «Доли-шели», оперетта «Песни к звездам» Якова Перепелицы, «Подводное царство» и «Подснежники» Татьяны Харитоновой, «Деревенька моя» и «Усть-Цилемские величальные игровые припевки» Прометея Чисталева.

– Интересен рукописный материал Якова Перепелицы, – отметила собеседник издания. – Так, рукопись балет «Домна Каликова» содержит пометки автора в нотном тексте, и есть его воспоминания о написания этого произведения. Эти документы – ценнейший источник для изучения их творческого процесса и истории коми музыки. А памятные надписи – историческое свидетельство отношений между людьми – дружеских, родственных или деловых.

С полок в интернет

– Наш фонд редких изданий и нотных рукописей таит в себе возможные открытия и ждет своих исследователей и музыкантов-исполнителей, – продолжила Екатерина Бескупская. – Хранятся рукописи и редкие издания в специально оборудованном шкафу для обеспечения температурного и светового режима для их сохранности.

Однако, как отметила она, сейчас динамично развиваются информационные технологии, меняются средства сохранения информации, способы ее передачи и получения. Поэтому сохранение части редких документов в электронных форматах на специализированных ресурсах частично помогает удовлетворить территориально удаленный спрос на нотные материалы и рукописи. С 2010 года ценные редкие фонды открыты для пользователей региона, исследователей финно-угорской культуры, фольклористов, музыковедов, музыкантов, специалистов по этнотуризму, ценителей аутентичного искусства и языка коми. С этого времени библиотекой ведется активная работа по заключению лицензионных договоров на размещение произведений в «Национальной электронной библиотеке Республики Коми» (НЭБ РК) с издающими организациями и авторами произведений. На сегодняшний день она содержит более 11 тысяч краеведческих электронных документов с разным уровнем доступа, в том числе коллекции по искусству.

В частности, коллекция «Нотные рукописи» содержит электронные копии 272 произведений профессиональных коми композиторов, библиографические сведения о них вошли в электронные каталоги НБРК. Работа над ее пополнением продолжается.

Помимо этого, в Национальной электронной библиотеке Республики Коми желающие могут познакомиться с аудиоколлекцией «Фольклорно-музыкальное наследие Прометея Чисталева». Вцифровых копиях более сотни бобин из редкого фонда. Это уникальные аудиозаписи вокального, инструментального фольклора, зафиксировавшие аутентичные народные музыкально-исполнительские традиции, сохранившиеся в 1960-70-х годах в Удорском, Усть-Куломском, Усть-Цилемском, Сыктывдинском, Прилузском и других районах Коми, и записи авторского музыкального наследия композитора. Объем материала – более 2,3 ГБ, и доступен для прослушивания пользователями из любой точки мира.

Кстати, в самом отделе литературы по искусству есть старые магнитофоны (в том числе и катушечные), видеомагнитофоны и проигрыватели. Ретро-технику можно использовать для знакомства с фондом отдела. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Музыкальное наследие классиков и современников"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.