Час с министром образования

Общественная палата Коми по поручению главы региона Владимира Уйба проводит цикл встреч с руководителями органов исполнительной власти республики в формате «Час с министром». Уже состоялись встречи с руководителем Комитета РК по тарифам Анной Тюрниной и министром культуры, туризма и архивного дела Марией Балмастовой. Следующим участником стала министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова, которая предложила построить живой диалог – сразу ответить на вопросы, интересующие общественников. В итоге беседа получилась интересной и познавательной.

Об информационной безопасности детей

Первый из вопросов касался информационной безопасности школьников. В Коми по инициативе минобраза будет создан специальный центр, который займется этой работой. Наталья Якимова объяснила, что имеется в виду.

– Сейчас, несмотря на то что мы создаем условия для физической безопасности детей, на первый план выходит их психическая и психологическая безопасность. Неконтролируемое влияние на детей, подростков и молодежь контента, который идет из интернета, несет угрозу здоровью нашего подрастающего поколения. Конечно, когда наши дети в образовательных организациях используют интернет-ресурсы для учебного процесса, там везде есть фильтрация: негативный контент не проходит. Но мобильники никто не контролирует. Профилактические мероприятия мы, конечно, проводим – было много обучающих встреч с родителями, где им рассказывали, какие программы устанавливать, как разговаривать с детьми. Большую помощь в этом оказали специалисты Рособрнадзора, проводившие такие занятия на классных часах. Но этого недостаточно. Важно понимать, на какие сайты дети заходят, с кем и как общаются. Речь идет не о личных взаимоотношениях. Сейчас нередки случаи, когда детей втягивают в деструктивное противоправное поведение. И часто люди не отдают себе отчет, к чему это приведет. Именно по этой причине было принято решение, что пора создавать региональный центр информационной безопасности детей, – рассказала Наталья Якимова и пригласила объединить ресурсы центра с ресурсами общественников.

Уже закуплено программное обеспечение. Стоит оно недешево, но деньги на это предусмотрены. Это специальные программы, отслеживающие риски, которые могут быть при общении ребенка в соцсетях. Центр заработает с января. Как отметила министр, по закону об образовании нет запрета детям использовать гаджеты, поэтому задача взрослых – подсказать, где-то проконтролировать, а если есть угроза для ребенка – сообщить в установленные органы.

– Не секрет, что в отношении детей совершают преступления в том числе через такое взаимодействие, – напомнила Наталья Якимова.

Об изучении коми языка

Член Общественного совета Корткеросского района Любовь Кирушева спросила, как выполняется региональная программа «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми» на 2019-2024 годы, учитывая, что количество говорящих на коми языке уменьшается?

– Эта программа межведомственная, ее реализует не только министерство образования. Все мероприятия, которые там прописаны, мы выполняем, – пояснила министр, отметив, что тем не менее количество говорящих на коми языке уменьшается. – Мы на протяжении последних пяти лет к этому вопросу возвращаемся. Законодательство дает родителям право выбирать для детей язык обучения как родной или как дополнительный, государственный, или как предмет этнокультурной направленности. Сейчас в ста процентах школ республики коми язык изучается. До того, как у родителей появилось право выбора, коми язык как родной изучали 4,7 процента школьников, сейчас – 4,2 процента. Значительно снизилось количество детей, изучающих коми язык как государственный. Министерство образования со своей стороны принимает различные меры. Самое важное – заинтересовать, замотивировать ребенка. Начиная уже с детского сада мы реализуем различные мероприятия, в том числе учебные занятия в соответствии с возрастом детей, чтобы они полюбили коми язык. И это удается, – подчеркнула руководитель ведомства.

Наталья Якимова привела в пример своего сына, которому настолько понравились занятия в детском саду, что он сам выбрал изучение коми языка как государственного.

В школе детей можно привлечь интересными учебниками и рабочими тетрадями, интересными уроками, которые ведут увлеченные педагоги. Разработаны новые учебники, и сейчас есть возможность интерактивно изучать некоторые разделы языка. К учебнику прилагается электронная версия, и учитель ее использует. Также миннац и Дом дружбы разрабатывают игровые программы, которые учителя используют при преподавании коми языка как родного и как государственного.

В прошлом году линейку учебников по коми языку с первого по четвертый класс включили в федеральный перечень, учебники были переизданы. Сейчас завершается работа по включению в федеральный перечень учебников для пятых-девятых классов. Подготовлено новое учебное пособие по истории Коми края, изданы коми алфавит и рабочие тетради.

По мнению министра, большую роль здесь играет и семья. Если родители поддерживают ребенка, рекомендуют ему изучать коми язык, то изучение идет лучше. Причем если в классе хотя бы один ученик выбрал изучение коми языка, а все остальные выбрали предмет «Край, в котором я живу», то создаются все условия, чтобы этот школьник изучал коми язык.

О дистанционном обучении

Присутствовавшая на встрече представитель родительского сообщества затронула проблему дистанционного обучения. Например, во время ковидного карантина занятия проходили дистанционно, и, по мнению некоторых родителей, дети в этот период знания не получили. Школьники были предоставлены сами себе, сидели за гаджетами и вредили своему здоровью – осанка и зрение сильно страдают, если без меры смотреть в экран.

– Нам тоже не нравятся опосредованные формы обучения, дистанционные с электронными устройствами. Конечно, мы понимаем, что учиться надо в школе, в классе с учителем. Мера, когда мы переходим на дистанционное обучение, – вынужденная. Она предписана определенными органами. В период карантина, если ребенок болеет, независимо от того, дистанционно идут занятия или в классе, он не учится, он лечится, – подчеркнула министр образования. – Учебную программу педагогу надо дать так, чтобы ребенок усвоил весь материал, который предписан федеральными стандартами. Бывают причины, когда не организован образовательный процесс – актированные дни, карантины. Но у школы есть много механизмов, как отрегулировать процесс. В единичных случаях даже продлевается учебный год. Для нас приоритет – здоровье ребенка, а программу мы выдадим в любом случае, но не любыми силами и средствами, – сказала Наталья Якимова.

Она напомнила, что далеко не все школы могут применять дистанционное обучение. В Коми из 310 школ почти сто – малокомплектные, которые находятся в отдаленных труднодоступных местностях. Там дистант просто невозможен. Но даже если технически это возможно, нужно учитывать возрастные особенности ребенка. Скажем, учащимся младших классов такая форма обучения не подходит.

Наталья Якимова дала некоторые рекомендации по поводу того, каким должно быть дистанционное обучение с использованием электронных форм. В частности, нет необходимости требовать от детей каждый день отправлять выполненные задания, они их могут принести по завершении этого процесса. Ни в коем случае не должно быть отрицательных оценок. А когда в школе возобновятся занятия, учитель проверяет, где остались пробелы в знаниях, что усвоено, что не усвоено, какую тему надо повторить. Родители тоже не должны отстраняться, их задача – организовать режим ребенка, когда он находится дома.

О летней оздоровительной кампании

Общественники спросили Наталью Якимову, как в этом году пройдет летний оздоровительный отдых детей? Будут ли какие-то ограничения по выезду детей в южные лагеря?

– Мы к летней кампании готовимся заранее. Для организации летнего отдыха муниципалитетам выделены средства республиканского бюджета. Наша задача – чтобы в течение всего года не менее 50 процентов детей отдохнули и оздоровились в стационарных лагерях на территории республики и за ее пределами, на площадках при школах, в бригадах труда и отдыха, в профильных сменах, например, «Академии талантов».

Министр образования напомнила, что в Коми есть три базы отдыха для школьников – «Чайка», «Мечта» и «Гренада». В этом году к летним сменам готовятся «Гренада» и «Мечта», а вот «Чайка» пока под вопросом, поскольку там необходим ремонт корпусов. Вложены большие средства в «Гренаду» – построен стадион, несколько спортивных комплексов, есть планы построить крытый спортзал.

Летняя оздоровительная кампания стартует 30 мая. Планируется 5 мая открыть запись на портале Дети11.РФ.

– По поводу выезда за пределы республики. Конечно, нашим детям необходимо оздоравливаться на море. Традиционно мы используем базу Краснодарского края, а также два года подряд был организован отдых в Крыму и Севастополе. В этом году мы нацеливаем все свои силы на «Черноморскую зорьку», которая изменила свой статус – теперь это не ОАО, а государственное учреждение, которое находится в ведении Республики Коми. Министерство образования является учредителем этого филиала. Соответственно, теперь выделяются бюджетные деньги на его функционирование. «Черноморская зорька» становится лагерем с круглогодичным пребыванием детей. Глава республики дал поручение, чтобы один из корпусов использовать для отдыха детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с обязательным сопровождением одного из родителей. То есть дети будут отдыхать с родителями. Для этого тоже выделены республиканские средства. Дети в лагере будут получать медицинские процедуры. И также будут закупаться путевки в других лагерях, – рассказала Наталья Якимова.

Отдельно руководитель минобраза остановилась на кешбэке за детские путевки. В прошлом году родители из республики воспользовались возможностью возврата части средств на путевку на общую сумму 18 миллионов рублей. Плюс в Коми есть региональная мера поддержки – родители могут отправить ребенка в любой лагерь на территории Российской Федерации, который входит в реестр разрешенных, и получить компенсацию. В текущем году Республика Коми впервые получила федеральное софинансирование на организацию летнего отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне. Воспользоваться смогут Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район. На эти цели выделено 32 миллиона, это хороший бонус. Всего в лагерях отдохнут и оздоровятся 49-50 тысяч детей в возрасте от шести до 18 лет.

И снова о мерах безопасности

От имени родителей был задан вопрос о металлоискателях в школах. «Как они отражаются на здоровье детей?» – спросили министра участники встречи.

– А кто-то из родителей наверняка скажет: «А я за то, чтобы безопасность была максимальной». Чтобы было и КПП, и забор вокруг школы высотой в три метра, и охранник. Нам предписано, чтобы у каждой школы был паспорт безопасности, который согласуется со всеми структурами по безопасности. Есть постановление правительства РФ, которое определяет, что для безопасности при входе в школу должна быть система контроля доступа. Это может быть электронная вертушка, рамка, и у каждого механизма есть сертификат, – подчеркнула Наталья Якимова. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Час с министром образования"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.