Стартап с форелью

В деревне Гавриловка Сыктывдинского района живет меньше сотни человек. И несколько тысяч форелей – это «население» рыбоводческой фермы предпринимателя Владислава Тарабукина. Хозяйство существует меньше года, но его продукцию уже хорошо знают сыктывкарские рестораторы. В магазинах гавриловской форели пока не поймать, но фермер планирует нарастить производство.

Активно форелеводство в Коми начали развивать в начале 2000-х. Тогда на вопрос, почему бизнес все больше интересуется разведением этого вида лососевых, в минсельхозе региона отвечали, что секрет в том, что форель в плане получения дохода – «быстрая» рыба. Она довольно неприхотлива, растет быстро и хоть стоит недешево, но все же доступнее по цене, чем семга, поэтому спросом пользуется. К тому же республике в наследство от дореволюционных чугунолитейных заводов Нювчима и Кажыма достались пруды, как будто специально предназначенные для выращивания форели. Так что производство наращивалось, продукцией рыбоводческих хозяйств торговали и в магазинах, и на ярмарках – из небольших передвижных цистерн с надписью «Рыба», и планы по обеспечению жителей республики этим продуктом были красивые и радужные, как та самая форель. Правда, специалисты уже тогда предупреждали, что вечно время роста производства «быстрой» рыбы длиться не может, нужно искать другие варианты. В частности, создавать новые пруды, а также начинать производить форель не в садковых хозяйствах в водоемах под открытым небом, а в помещениях, в бассейнах с установками закрытого цикла.

Дальнейшее развитие событий для аквакультуры региона оказалось невеселым – растущие объемы рухнули вниз. В 2014 году в Кажыме погибло 58 тонн форели, в 2015 году – еще 32 тонны. В качестве причины кажымского замора называлась проведенная до этого реконструкция водоема: уровень воды после ремонтных работ поднялся, а от растительности, кустарников, мха и торфа берег не очистили. Вода начала гнить, «съедая» кислород, и в жаркий день, когда его уровень в водоеме и так падает, ситуация стала критической – рыба просто задохнулась. В следующем году ситуация повторилась, несмотря на то, что на полную мощность были включены системы аэрации.

В 2010 году в Коми было выращено 215 тонн товарной рыбы, в 2011-м эта цифра перевалила за 250 тонн, и все шло к тому, что в ближайшее время Коми достигнет 500 тонн в год, а в региональной программе развития аквакультуры и вовсе значилась планка в 1200 тонн. Но из-за кажымского ЧП, начала ремонтных работ и снижения уровня воды в Нювчимском пруду, других проблем, с которым столкнулся рыбоводческий бизнес, производство стало неуклонно падать. В 2017 году в Коми произвели 101 тонну, в 2018-м и того меньше. Для сравнения: за 2021 год все ныне существующие рыбоводческие хозяйства Коми произвели 17 тонн рыбы. Планы на текущий год – 30 тонн. А к 2025 году, как сообщил заместитель министра сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Игорь Кисляков, в регионе рассчитывают достичь производства в 200 тонн.

Понятно, что теперь рыбоводы Коми, обжегшись на массовом производстве на прудах, будут действовать осторожно, наращивать объемы постепенно. И на водоемы, которые не находятся полностью в их распоряжении, теперь тоже смотрят с опаской. Но прислушались к давней рекомендации не ограничиваться исключительно садковыми хозяйствами, а обратить внимание на варианты закрытой площадки, где используется технология замкнутого водоснабжения. Для такой технологии рыбоводства, по сути, нужно немного – достаточно просторное помещение на первом этаже, где размещаются пластиковый бассейн и установка, которая беспрерывно очищает воду и обогащает ее кислородом. В такие большие «аквариумы» запускаются мальки, по мере достижения ими товарных размеров их вылавливают и пускают в продажу.

Пример сыктывдинского фермера Владислава Тарабукина показывает, что ничего сверхъестественного для организации небольшого рыбоводческого хозяйства совершать не надо. Помещение из двух комнат, в котором он разместил бассейны (в одном сейчас плавает форель поменьше, в другом та, что достаточно подросла для продажи), с одной стороны граничит с местной котельной, с другой – с продуктовым магазинчиком. Каждый бассейн может дать до 2,5 тонны рыбы в год. Владислав Тарабукин рассчитывает в этом году открыть еще один рыбоводческий корпус, тоже на два бассейна, побольше, чтобы достичь показателя 12 тонн товарной форели в год. А к 2024 году нарастить производство до 16,8 тонны. Новый цех будет располагаться поблизости, в бывшем корпусе закрывшегося детского дома. Здание крепкое, выстроено из лиственницы, на первом этаже высокие потолки, уже сделан ремонт, убраны перегородки, чтобы разместить рыбоводческие цеха. На втором этаже, возможно, позже будет организован цех по переработке рыбы, но пока в этом нужды нет – форель у фермера и так буквально расхватывают, особенно она пользуется спросом у сыктывкарских кафе, ресторанов, производителей суши.

Кстати, всего корпусов у бывшего детдома было три, два в аварийном состоянии, подлежащие сносу. По идее, убирать их должен муниципалитет, но… Один корпус Владислав снес своими силами, а второй так и стоит, постепенно превращаясь в руины, вот-вот рухнет.

Котлован под пруд, куда будут выпускать крупную форель, уже готов.

Свою ферму житель Гавриловки открыл меньше года назад. Несмотря на то, что спрос на рыбу хороший, до окупаемости еще далеко, вложения в ремонт помещений, бассейны, оборудование пока не окупились. Помогла господдержка от минсельхоза республики – фермер выиграл грант «Агростартап» в три миллиона рублей на открытие нового дела, позже получил субсидию на возмещение части производственных затрат. В общей сложности вышло больше 4,5 миллиона рублей.

Что касается импортной составляющей в производстве, то она до недавнего времени была – корма закупались в Финляндии. Сейчас договорился с производителем из Белгородской области. Мальков форели в Гавриловку доставляют из хозяйств Подмосковья и Геленджика.

– В дальнейшем планируем большую рыбу – достигшую 3-5 килограммов – доращивать в пруду на улице, его уже выкопали – 6 на 10 метров. Но это, наверное, план на следующий год, – говорит Владислав Тарабукин. – Какая помощь нам еще необходима? Надеюсь, теперь сами справимся, но, может быть, позже понадобится поддержка в дальнейшем расширении производства, в организации продаж.

– Такие проекты необходимы для нас. За аквакультурой будущее, – считает заместитель министра сельского хозяйства Коми Игорь Кисляков, – потому что рыбный промысел на Печоре из года в год падает, причина – и техногенные факторы, и теневой лов рыбы. Мы не понимаем сейчас, сколько у нас выходит на рынок неучтенной рыбной продукции. А здесь есть понимание того, что каждое хозяйство планирует, мы приблизительно можем знать, сколько на выходе будет продукции, сколько ее пойдет на потребительский рынок. Помогать этим хозяйствам обязательно надо. Сейчас мы не можем точно спрогнозировать, сколько хозяйств еще нужно открыть. Будем поддерживать уже действующие. Кроме того, есть люди, которые тоже планируют заниматься рыбоводством, поможем им в следующем году. Совсем промысел на Печоре мы не исключаем, но будем вести мониторинг, чтобы в дальнейшем понимать, сколько мы можем обеспечить промыслом, а сколько аквакультурой.

Также заместитель министра подчеркнул, что рыбоводческим хозяйствам нужно налаживать свою переработку, это не только повысит стоимость готовой продукции, но и даст дополнительные рабочие места, что важно для маленьких деревень и поселков. Что касается планов по выращиванию других видов рыбы, не только форели, Игорь Кисляков сообщил, что есть проект по сиговым.

Предприниматель Игорь Смирнов – как раз один из тех, кто сейчас планирует организовать рыбоводческое хозяйство. Место, правда, пока не выбрал – есть варианты в Корткеросе, Выльгорте.

– Нашли поставщиков оборудования, поставщиков мальков. Схема уже понятна. Планируем тоже выращивать форель, но рассматривали другие варианты – сомов, сигов. Параллельно будем развивать переработку. Опыт работы в предпринимательстве у меня есть, правда, не в сельском хозяйстве, – рассказал Игорь Смирнов. Рыбой он решил заняться, поскольку, по его мнению, этот бизнес более понятен в плане востребованности у населения, чем, например, разведение перепелок или индюшек. Но в дальнейшем, если наметится спрос, почему бы не расширить хозяйство и по другим направлениям.

Минсельхоз Коми напоминает, что до середины апреля в республике идет конкурс проектов на развитие семейных ферм. Возможно, кто-то решится расширить свое хозяйство еще и рыбоводческим цехом. ↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Стартап с форелью"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.