Золотой век русского искусства

Портрет Елизаветы Тёмкиной

Впервые в Сыктывкаре можно увидеть шедевры искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи. С 16 октября по 12 декабря в Национальной галерее Коми работает выставка «Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XIX века». Возможность приобщиться к эпохе золотого века в истории русского изобразительного искусства жителям и гостям столицы Коми предоставила Третьяковская галерея.

Выставочный проект проходит в рамках празднования 100-летия региона. На открытии выставки звучали классическая музыка и романсы, стояли «живые» картины и скульптуры. Эксклюзивную экскурсию для первых посетителей провела заведующая отделом искусства XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина. Стаж ее работы в этой галерее почти полвека, и детальный рассказ о привезенных картинах посетители слушали затаив дыхание.

Всего из Москвы прибыло тридцать одно произведение выдающихся представителей русского искусства: 25 картин и шесть скульптурных работ. Масштабная экспозиция заняла два зала на первом этаже республиканской галереи.

Ольга Ферзен

Обаяние XVIII столетия передано в портретах трех корифеев этого жанра: Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского. Дополнение в характеристику века вносит Николай Аргунов – он из талантливой династии крепостных мастеров, художников и архитекторов. Также в экспозицию включены скульптурные портреты Федота Шубина.

На портретах запечатлены Елизавета Тёмкина (дочь императрицы Екатерины II и князя Григория Потёмкина-Таврического), графская чета известных покровителей искусств Шереметевых, князь Дмитрий Голицын, представители других слоев общества.

В зале, посвященном первой половине XIX века, – подборка произведений на итальянскую тему. Тогда Италия, где обучались многие русские художники, воспринималась как страна искусства и свободы, притягивая выпускников Императорской академии художеств. Окончивших ее с отличием направляли на продолжение учебы в Италию. Но при этом только холостых. Неудивительно, что русские художники находили себе пару среди итальянок. Солнечные итальянские пейзажи, изображения беззаботной жизни, традиционные праздники и карнавалы – это можно увидеть в работах Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, Михаила Скотти, Пимена Орлова, Егора Солнцева и других художников той эпохи. Многие художники запечатлевали себя в толпе на картинах.

В продолжение экспозиции диалог ваяния и живописи первой половины XIX века. Портрет барона Петра Клодта фон Юргенсбурга написан маслом, а рядом его скульптурные произведения коней, одно из которых стало моделью к известной группе на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Как рассказала «Республике» Людмила Маркина, произведения для выставки в Сыктывкаре она отбирала лично. И данная экспозиция уникальна тем, что нигде и никогда эти картины не соседствовали на одной стене. При этом часть шедевров не из фондов и запасников Третьяковки, а из постоянной экспозиции. Их места в московской галерее не пустуют – временно там висят другие картины.

– Не все задуманное удалось осуществить, – отметила она. – Хрупкие шедевры транспортировать непросто.

Людмила Маркина рассказала романтическую историю героини одного из портретов. Графиня Ольга Ферзен – внучка знаменитой Натальи Голицыной (послужившей прообразом княгини из «Пиковой дамы» Пушкина). Знатная невеста сбежала из дома с белокурым красавцем-шведом – кавалергардом графом Павлом Ферзеном. Молодые люди встречались тайком, вели переписку и тайно обвенчались в селе Тайцы под Санкт-Петербургом. Известие о бегстве молодой графини Строгановой, принадлежавшей к знатному и очень богатому роду, немедленно стало поводом для светских сплетен. И романтическая история тайного венчания послужила основой сюжета пушкинской «Метели». Супруги жили в Санкт-Петербурге, в семье росло трое детей, но в 29 лет Ольга умерла от чахотки. Павел вторично женился и пережил Ольгу на 47 лет. А в роковой час смерти Ольги он заказал ее портрет Карлу Брюллову. Тот как раз за пару лет до этого изобразил графиню верхом на ослике. В портрет post mortem трагическую ноту вносит черная одежда и красный платок. А рядом посмертный бронзовый бюст графини работы Самуила Гальберга. Для работы над бюстом он использовал восковую маску, снятую с умершей. Именно Гальберг сделал в 1837 году посмертную маску Пушкина. Глаза графини изображены без радужки и зрачка, это лишает взгляд выразительности, и невозможно понять его направление. Таким образом подчеркнуто то, что это посмертное изображение.

Также на выставке представлен редкий вид декоративной живописи в технике гризайля – произведение Григория Угрюмова «Детская вакханалия «Амуры» (1783) и натюрморт кисти Фомы Торопова, архитектурные пейзажи Рима, Москвы, Санкт-Петербурга.

– Даниил Янович в середине двадцатых годов прошлого века привез в Коми областной краеведческий музей работы многих известных художников, – напомнила Людмила Маркина. – А среди тех работ, которые он отобрал, были и произведения из Третьяковской галереи. Так полотна Саврасова, Тропинина, зарубежных живописцев стали экспонатами республиканского художественного музея.

Как рассказала «Республике» сыктывкарский куратор выставки Людмила Кочерган, при подготовке выставки попросили работу Василия Тропинина, потому что в Сыктывкаре есть его «Золотошвейка», работу Михаила Скотти, потому что есть его «Итальянка». А Максима Воробьева хотелось показать потому, что он был руководителем пейзажного класса в Академии художеств и воспитал целую плеяду учеников-пейзажистов, и их работы есть в коллекции коми галереи.

Директор Национальной галереи Коми Ирина Чернова напомнила, что экспозиция продолжает цикл выставок из ведущих музеев России.

– Надеюсь, что сотрудничество с Третьяковкой продолжится и «Золотой век» не будет последней выставкой, – отметила Ирина Чернова.

Специально для выставки в Сыктывкаре был издан каталог экспонатов. Как сказала во вступи  ный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, одной из важных составляющих работы галереи является организация выставок в регионах. У истоков этого стояли художники-передвижники XIX века. За последние шесть лет передвижные выставки Третьяковки прошли в шести регионах страны.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Золотой век русского искусства"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.