Рука на пульсе «коммуналки»

Как добиться перерасчета за некачественные или непредоставленные коммунальные услуги, где узнать о расходовании средств управляющих компаний, как не стать жертвой недобросовестных УК? На эти и другие вопросы жителей республики ответила руководитель Службы РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Ольга Микушева. Встреча с руководителем ведомства прошла в Общественной палате Коми в рамках проекта «Час с министром».

Большая часть поступивших в палату вопросов касалась управляющих компаний. В прошлом году у 80 процентов УК лицензия была продлена, но есть и такие, которые хотят заработать, используя незаконные методы. Общественники спросили руководителя службы стройжилтехнадзора, чем закончилась прошлогодняя история с рейдерским захватом коммунальщиками многоквартирных домов в управление в Ухте.

Ольга Микушева сообщила, что дело доведено до суда, и этот инцидент станет хорошим уроком для недобросовестных руководителей УК. Она напомнила, что в начале прошлого года в Ухте произошла попытка захвата бизнеса с помощью подлога. Рейдеры предоставили 40 подложных протоколов о решении собственников многоквартирных домов сменить управляющую компанию. Все эти действия, как показала проверка, были незаконными. Правоохранители выявили фальсификации протоколов общих собраний собственников МКД.

– Сначала в наш адрес поступили обращения о внесении изменений в реестр лицензий, а затем в службу стройжилтехнадзора стали приходить жалобы от жителей. Они утверждали, что не голосовали за данную управляющую компанию, смена УК произошла без их ведома. Возникла большая социальная напряженность. Наша служба совместно с МВД организовала проверку. Мы общались с жителями этих домов и поняли, что ситуация очень серьезная. Сейчас напряжение снято благодаря принятым мерам, – рассказала Ольга Микушева, отметив, что это был еще и своего рода экзамен на доверие. Ведь сначала поступали анонимные обращения, которые не принимаются к рассмотрению. В итоге люди стали понимать, что надо подписать свою жалобу, представить удостоверение личности.

– Мы доказали, что способны защитить права граждан. Все поддельные протоколы направили в суды, которые признали их недействительными. А управляющим организациям показали, что так делать нельзя и что ситуация находится под государственным контролем.

Из Троицко-Печорска поступил вопрос: кто осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью управляющих компаний и ТСЖ? Есть ли алгоритм, как действовать в случае нарушений?

– Этот вопрос мне задают очень часто. Мы осуществляем контроль за соблюдением обязательных требований, которые установлены законодательством. Финансово-хозяйственная деятельность в этот перечень не входит. В ТСЖ должна быть создана контрольно-ревизионная служба, а управляющие организации должны ежегодно отчитываться перед собственниками, в том числе о расходовании средств. Если собственники не согласны с отчетом, предоставленным УК, они вправе отстаивать свои права в суде, и они это делают, – ответила руководитель службы стройжилтехнадзора.

Участники встречи поинтересовались, должна ли управляющая организация выкладывать отчет о своей работе на платформе ГИС ЖКХ.

– Да, есть приказ минстроя, в котором определен перечень информации, обязательной для размещения управляющей организацией на ГИС ЖКХ. Если УК этого не делает либо размещает не в полном объеме и несвоевременно, собственники могут обратиться в наш адрес. Обращение является основанием для проверки. В случае выявления нарушений примем меры, – заверила Ольга Микушева.

Продолжая тему управления многоквартирными домами, общественники напомнили, что в прошлом УК отказывались заниматься обслуживанием ветхих деревянных домов барачного типа. Поэтому такие дома часто оставались «бесхозными».

– Сразу скажу, что домов без управления быть не должно. Но у нас в республике много ветхих, аварийных МКД, они для управляющих организаций непривлекательны. Органы местного самоуправления проводят открытые конкурсы, но результатов от этих конкурсов нет, дома остаются без управления. Мы понимаем, что это худшее из зол: дом не готовится к зиме, сети ветхие, и в случае аварии устранять ее некому. Жить в таких домах небезопасно. Конечно же, задача номер один – сокращение количества домов без управления. И мы достигли неплохих результатов. Если два года назад в Коми было 2,5 тысячи «бесхозных» домов, сейчас осталось 600. Мы решили проблему в Троицко-Печорском районе – выдали лицензию местной организации, которая забрала под управление все «бесхозные» дома. В Усть-Цилемский район зашла сыктывкарская УК, и эта же управляющая организация зашла в этом году в Корткеросский и Усть-Куломский районы. В Емве у 202 МКД также появилась УК.

Следующий вопрос участников встречи касался возможности получить перерасчет за неоказанные или оказанные некачественно коммунальные услуги. Например, многие семьи в период с мая по октябрь перебираются жить на дачу и хотят знать, будут ли им выставлены счета за мусор по месту постоянного проживания.

– В жилищном законодательстве есть норма, регулирующая этот вопрос. При длительном отсутствии гражданина в занимае-мом помещении – а это более пяти дней – он имеет право на перерасчет по определенным коммунальным услугам, в том числе за вывоз твердых коммунальных отходов. Для этого потребитель должен обратиться с заявлением в организацию, которая выставляет счет. Причем заявление можно подать как до периода временного отсутствия, так и не позднее чем за 30 дней после возвращения. Такие заявления подают очень много людей. Основанием для перерасчета является, например, нахождение человека в лечебном учреждении, в санатории, выезд на отдых. К заявлению нужно приложить любые документы, которые подтверждают ваше отсутствие по месту жительства.

Добиваются перерасчета и жители Эжвинского района Сыктывкара, а также Микуня, где из кранов в домах течет некачественная вода.

Ольга Микушева заверила, что ресурсоснабжающая организация, предоставляющая некачественную услугу, обязана произвести перерасчет, не дожидаясь заявлений жильцов.

Эжвинский «Жилкомхоз» так и поступил. Организация провела экспертизу воды и сделала перерасчет. В то же время, как выяснилось, ТСЖ Эжвы перерасчета не дождались, поэтому товариществам собственников жилья посоветовали должным образом оформить обращение и подать в службу стройжилтехнадзора.

А вот в Микуне ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», в отличие от эжвинского «Жилкомхоза», перерасчет делать не стала, и сейчас жители лично подают иски в суд. Служба стройжилтехнадзора также направила иск о понуждении Усть-Вымской тепловой компании прекратить начисление платы людям в связи с тем, что услуга предоставляется ненадлежащего качества.

Заключительный вопрос касался ответственности самих жильцов. Ольгу Микушеву спросили, что будет, если гражданин откажется пускать в свое жилье специалистов газовой службы для проверки газового оборудования.

– Соблюдение требований безопасного использования газового оборудования – это наша тема. Потребитель обязан заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание газового оборудования, обеспечить раз в год доступ представителей специализированной организации для техосмотра и оплатить проведенные работы. Сейчас, если потребитель не заключает договор, не пускает газовиков в квартиру, для него предусмотрена административная ответственность, он будет оштрафован, – сообщила руководитель службы стройжилтехнадзора.

Галина ВЛАДИС

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Рука на пульсе «коммуналки»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.