Сюрпризы и премьеры «Сыктывкарса тулыс»

Тридцать первый фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна») пройдет в Сыктывкаре с 10 по 30 апреля. На состоявшейся 30 марта пресс-конференции организаторы фестиваля рассказали журналистам о новинках «Весны», приглашенных артистах и сюрпризах для зрителей.

Фиалка без ямы

Откроется фестиваль на сцене республиканского театра оперы и балета премьерой оперетты «Фиалка Монмартра». В двух разных составах премьера пройдет 10 и 11 апреля. Спектакль по произведению венгерского композитора Имре Кальмана поставили главный режиссер театра Илья Можайский и главный дирижер театра Роман Денисов.

Как рассказал Илья Можайский, постановка получилась нестандартной, с современными костюмами и небольшим количеством декораций. Частично их заменит видеоряд.

– Мы искали современный ключ к спектаклю, – отметил режиссер. – Поэтому будет интересное оформление. К работе мы привлекли балетмейстера из Москвы Андрея Альшакова. Некоторые номера будут решаться в плане брейк-данса. Планируем показать постановку в Москве, а там очень требовательные критики и публика. Я считаю, что нужно бережно относиться к музыкальному материалу. Обертка может быть современной, а музыкальная основа должна оставаться, оркестровка оригинальная и принадлежит Кальману.

Одна из новинок спектакля – полностью закрытая оркестровая яма, артисты смогут подходить ближе к зрителям. Оркестр же будет играть на сцене.

Оперетта «Фиалка Монмартра» – это легкий и веселый спектакль о талантливой молодежи, которая верит в свою счастливую судьбу. Верные и беззаботные друзья стремятся в мир парижской богемы, мечтают прославиться, преодолевают невзгоды, создают оперетту и понимают, что такое настоящая любовь. Действие разворачивается в мансарде, на парижских улицах, за кулисами театра.

Сценограф – Юрий Самодуров, художник по костюмам – Наталия Кравченко, хореограф-постановщик – Андрей Альшаков (Москва), хормейстеры – Ольга Рочева и Алла Швецова. В главных партиях солисты театра: Мадлен – Елена Лодыгина и Дарья Гапонова, Виолетта – Анастасия Морараш и Иране Ибрагимли, Рауль – Андрей Ковалев и Николай Калашников, Марсель – Михаил Ярмольский и Борис Калашников, Анри – Игорь Земской и Никита Одалин.

14 апреля фестиваль продолжит концерт симфонической музыки Феликса Мендельсона. В первом отделении прозвучат увертюра «Сон в летнюю ночь» и концерт для скрипки с оркестром. Во втором – симфония №4 «Итальянская». Солировать на концерте будет московский скрипач – лауреат и обладатель Гран-при международных конкурсов Айлен Притчин.

15 апреля фестиваль впервые сменит место проведения. Вечер камерной вокальной музыки «Под сенью муз» пройдет в купольном зале Национальной галереи Коми. Здесь выступят солисты театра с пианистом-концертмейстером, заслуженной артисткой России, профессором Московской консерватории Еленой Савельевой.

Яг-Морт жив

Впервые балет Якова Перепелицы «Яг-Морт» был поставлен в 1961 году – к сорокалетию Коми АССР. Балет до сих пор идет на сцене республиканского театра оперы и балета. За шестьдесят лет он не устарел и по-прежнему собирает полные залы. 17 и 18 апреля пойдет премьера уже пятой редакции балета. Спектакль поставлен к 100-летию Республики Коми при поддержке гранта главы Коми в области театрального искусства и концертной деятельности. В спектакле задействованы все современные театральные технологии: видеопроекция, новые световые решения, дополненная реальность, режиссерские и хореографические приемы классического и современного балетного театра.

О балете подробно рассказал его постановщик – московский хореограф Александр Рюнтю. По его словам, впервые в постановке будут использованы мультимедийные декорации. Над их созданием работает московская студия.

– Над видеоконтентом работает много специалистов, – отметил он. – Все предыдущие версии балета полюбились публике. Они были хороши для своего времени, но сегодня, в эпоху Netflix и «тик-тока», нельзя жить прошлым. Поэтому мы делаем современную и адаптивную редакцию, которая будет отличаться динамикой.

Как рассказал Александр Рюнтю, в первом акте очень много танцев. При этом будет показана вся история развития хореографии: пантомима, народный, академический танец, классический и современный балет. Во втором отделении танцев меньше.

– Все было сделано за два месяца, – удивил журналистов постановщик. – Балет «Спартак», который послужил толчком для написания «Яг-Морта», ставили три года. Сам я вырос в Карелии, работал с культурой татар и бурят. Мне интересно ставить национальные балеты. И я добавил в постановку некоторые коми элементы. Например, ижемский хоровод невест и игру на чипсанах. К тому же сменился сам месседж спектакля. Если шестьдесят лет назад нужно было показать, что человек – это покоритель леса, куда он пришел с топором, то сегодня все поменялось. Сейчас лес нуждается в защите. И поэтому Яг-Морт уже не такой злодей и отрицательный персонаж. Зритель, который видел первые версии балета, может возмутиться, но я уверяю, что художественной ценности спектакль не потерял. Дети, которые придут на спектакль, – я думаю в первую очередь о них – посмотрят балет и поймут, что природу надо защищать, не нужно воевать с лесом, не нужно оставлять костры.

В постановке использовали работы трех художников: Василия Игнатова – автора эскизов декораций и костюмов «Яг-Морта» 1961 года, художника театра Юрия Самодурова и художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. Часть его работ будет анимирована.

Музыкальную составляющую балета сейчас приводят к единому виду по клавирам прежних постановок. Либретто переработала балетный критик Екатерина Ширяева. Посыл «Яг-Морта» изменился, а сам главный герой больше не злодей, отметил Александр Рюнтю, призывая принять новую версию.

Сказки Гофмана

21 апреля в рамках фестиваля пройдет концерт арт-проекта «ТенорА XXI века» под управлением пианиста Дмитрия Сибирцева. Выступят солисты московских театров лауреаты международных конкурсов Максим Пастер, Георгий Фараджев, Станислав Мостовой, Сергей Писарев. Дмитрий Сибирцев, российский музыкант и продюсер, создал это содружество солистов-теноров. Он участник музыкальных и оперных фестивалей, лауреат конкурсов как лучший концертмейстер. Руководитель оперного фестиваля «Басы XXI века» и арт-проекта «ТенорА XXI века», в программах которого выступает как вокалист и пианист. В репертуаре коллектива высокая классика и советские песни, современные зарубежные хиты и отечественные шлягеры, фрагменты мюзиклов и оперетт, романсы и народные песни. В этот же день Дмитрий Сибирцев прочитает лекцию о том, как правильно слушать оперу.

24 апреля зрители увидят оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Спектакль – лауреат III Национальной оперной премии «Онегин». В этот раз он пройдет с участием приглашенных солистов – исполнителей главных партий: Гофман – солист Мариинского театра лауреат международных конкурсов Роман Арндт (Санкт-Петербург), Линдорф/Коппелиус/Миракль/Дапертутто – лауреат международного конкурса Дмитрий Степанович (Москва).

25 апреля в Сыктывкаре выступит балет Пермского государственного академического театра оперы и балета имени Петра Чайковского. Гости представят вечер балета в трех отделениях. «Шопениана», «Видение Розы», «Умирающий лебедь», «Половецкие пляски» – одноактные балеты и миниатюры одного из самых известных хореографов XX века Михаила Фокина. Фокин – хореограф-реформатор, родившийся в 1880 году, стал основателем современного балета.

28 апреля в фестивальной афише – опера Джакомо Пуччини «Тоска». Спектакль пройдет с участием приглашенных солистов – исполнителей главных партий. Тоска – лауреат международных конкурсов Елена Аюшеева (Москва), Марио Каварадосси – солист Большого театра России лауреат, дипломант международных конкурсов Олег Долгов (Москва), Скарпиа – солист Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко народный артист России Евгений Поликанин (Москва). Дирижер – Ариф Дадашев (Москва).

На закрытии фестиваля 30 апреля пройдет традиционный гала-концерт с участием приглашенных исполнителей. На нем выступит выпускник гимназии искусств и колледжа искусств Республики Коми, лауреат международных конкурсов, солист Метрополитен-опера Алексей Лавров. Также свое искусство покажут Елена Аюшеева, Олег Долгов, Евгений Поликанин, солисты театра «Царицынская опера» (Волгоград) Юлия Почкалова и Алексей Михайлов.

В рамках фестиваля состоятся мастер-классы для вокалистов (Елена Савельева, Марина Ефанова), артистов балета (Роман Михалев) и круглый стол.

– На сегодня на четыре премьерных показа билетов практически нет, – рассказал директор театра Дмитрий Степанов. – Сейчас из-за ограничений разрешена только 50-процентная заполняемость. Реально же можно продавать чуть более сорока процентов билетов. А это меньше трехсот человек в зале на 760 мест.

Но, несмотря на это, организовывать онлайн-трансляцию спектаклей театр не будет. Для этого нет опыта и технической возможности. Будет проведена только запись спектаклей.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Сюрпризы и премьеры «Сыктывкарса тулыс»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.