Стежки и вехи «Комсомолки»

Озя Медведовский

65 лет назад в Сыктывкаре появилось новое крупное предприятие легкой промышленности – швейная фабрика, получившая впоследствии свое знаменитое название – «Комсомолка». Фабрика шила повседневную одежду для мужчин, женщин и детей и одевала население не только республики, но и других регионов СССР. В постперестроечные годы «Комсомолка», как и многие предприятия, не выдержала новых экономических условий и прекратила свое существование. Но старшее поколение до сих пор помнит добротные вещи от «Комсомолки». О становлении фабрики и ее расцвете «Республике» рассказала председатель организации ветеранов предприятия Ольга Забоева. В сборе материала ей помогли сотрудники Национальной библиотеки Коми, Национального архива республики и ветераны фабрики, которые поделились своими воспоминаниями. 

Как все начиналось

— Сейчас модно шельмовать все советское. Выросло поколение, которое на вопрос: «Что такое Советский Союз?» — почти с презрением отвечает: «Такого государства уже нет». Да, уже нет Советского Союза, ушли в прошлое понятия «соцсоревнование», «красная суббота», «работа в Фонд мира». Но осталось еще несколько поколений советских людей, которые вспоминают десятилетия жизни в СССР с ностальгией. Вспоминают не пресловутую колбасу за один рубль 90 копеек, а теплоту человеческих отношений – между соседями, между коллегами в трудовых коллективах и, главное, чувство стабильности — в ценах, в зарплатах, в планах на будущее, — начала свой рассказ Ольга Забоева. – Многие сейчас винят СССР в трескучих лозунгах и показушных мероприятиях, но именно эти лозунги и награды по результатам мероприятий были хорошим стимулом для рабочего человека и мотивацией работать еще лучше. Трудовые коллективы были не просто группой коллег, это были действительно команды единомышленников, где все проблемы решались сообща. Один из таких сплоченных коллективов работал на сыктывкарской швейной фабрике «Комсомолка».

В 1955 году на основании постановления Совета Министров РСФСР и Совета Министров Коми АССР была организована в столице Коми швейная фабрика. Основой предприятия стали действовавшие в Сыктывкаре с 1935 года промысловые кооперативы: артели «Швейник», «Прогресс» и небольшой цех массового пошива одежды. «Швейник» базировался по улице Интернациональной, 98, на месте нынешней Торгово-промышленной палаты, в двухэтажном деревянном здании. В артели работало около двухсот человек в трех пошивочных цехах: портновском, белошвейном, вышивальном. Преобладал ручной труд — края и петли изделий обрабатывались вручную, петли прорубали зубилом и молотком. Угольные утюги разогревались на печах, портные работали порой при керосиновых лампах, так как часто не было электричества. Такой пошив с низкой производительностью труда не мог удовлетворить растущие потребности населения города и республики. К апрелю 1956 года все эти мелкие производства были объединены в одну швейную фабрику, состоявшую из нескольких филиалов. Один — на Интернациональной, 98, другой — цех по пошиву хлопчатобумажных брюк — по улице Энгельса, еще один – цех по пошиву формы для лесников — на месте старого рынка, и временный филиал — на втором этаже обувной фабрики «Олень» в поселке ЛДК.

Первым директором фабрики был Егор Михайлович Кичигин. На апрель 1956 года списочный состав работников составлял 302 человека. Из них в административном управлении работало 12 человек, остальные — в двух швейных цехах, где уже тогда был введен поточный метод организации труда, и в трикотажно-одеяльном.

В связи с 40-летием Ленинского комсомола решением горкома ВЛКСМ в октябре 1958 года фабрике было присвоено наименование «Комсомолка». Спустя три с лишним десятилетия, в 1992 году, фабрика станет закрытым акционерным обществом, в 1994-м – открытым акционерным обществом, но название «Комсомолка» останется неизменным.

Уже в 1963 году на фабрике появилась своя конструкторская лаборатория. Газета «Красное знамя» в январе того года писала: «Завлабораторией Екатерина Рябых с директором фабрики Большак М.А. побывали в Москве в Доме моделей на совещании, посвященном направлению моды на 1963 год». Работники фабрики ездили не только в Москву, но и в Ленинград, в дома моделей и привозили оттуда новые идеи, планы и замыслы. Главным лозунгом коллектива стали слова: «За честь фабричной марки!». Чувство ответственности – вот, что было одним из ключевых качеств работников фабрики.

К 1964 году функционировало уже восемь пошивочных цехов, выпускалось 59 моделей легкой одежды. Ткани поставлялись ткацкими фабриками Москвы и Чебоксар, Ленинграда и Иванова. Благодаря появлению нового швейного оборудования, в том числе вышивальных машин, стали разрабатываться модели женской и детской одежды с отделкой — вышивкой, аппликацией, сутажом. К 1966 году, к 10-летию своего существования, фабрика освоила уже 525 моделей одежды. Работники стали ездить за обменом опытом в крупные города СССР, а в 1969 году одну из молодых швей даже отправили за границу.

Вот что об этом писала газета «Молодежь Севера»: «Аня часто вспоминает, как несколько лет назад, в 1965 году, ездила она в составе делегации Коми АССР на 800-летие Лейпцигской ярмарки международной торговли. Ходила девочка с косичками по зарубежным павильонам, записывала в книжечку, чтобы потом обо всем рассказать в бригаде. Только не удивила молодую швею заграничная техника, поняла она, что главное в работе – люди. И кажется ей, что такой бригады, как у нее, нет нигде, с этой бригадой связана вся ее жизнь».

Аня проработает на родной фабрике много лет и уйдет на заслуженный отдых с должности начальника цеха. Не знала эта молодая швея в том далеком году, что отдаст фабрике не один десяток лет, будут ее величать по имени-отчеству и с высокой должности начальника цеха с почетом проводят на заслуженный отдых.

Новый руководитель

Главное в любом производственном процессе – это не машины, не станки, а коллектив, состоящий из умных, квалифицированных и опытных работников. Возглавлять такой сложный коллектив – особое искусство.

6 сентября 1960 года на фабрику пришел Озя Медведовский – сначала технологом, в октябре он уже был назначен главным инженером, а в 1965 году – директором.

«На фабрике 150 комсомольцев и много молодежи. Даже директору нет еще и тридцати», — писала «Молодежь Севера».

Честолюбивый и амбициозный, молодой директор инициировал объединение разрозненных филиалов в одно промышленное здание. В 1973 году такое здание – на улице Первомайской, 92 – было введено в строй. Еще на этапе строительства руководитель фабрики контролировал все нюансы оснащения и планировки будущих цехов, сам заказывал новое оборудование. Лично подбирал людей на руководящие должности, и именно благодаря им фабрика стала флагманом среди предприятий легкой промышленности всей республики.

Озя Яковлевич Медведовский родился 27 февраля 1936 года в Одесской области, в 1960-м окончил Ленинградский текстильный институт с отличием и поэтому сам выбрал место отработки – ткнул пальцем в незнакомое слово «Сыктывкар» и связал, таким образом, свою жизнь с Республикой Коми. Фабрике он отдал 27 лет. В 1987 году Озя Медведовский перешел работать на другие должности, трудился в «Комитрикотажбыте», на фабрике спортизделий, в горисполкоме. На каждом месте работы получал награды за свой труд, удостоен звания «Заслуженный работник народного хозяйства РК», награжден орденом «Знак Почета». В 1998 вышел на заслуженный отдых. Сейчас Озе Яковлевичу Медведовскому 85 лет.

Передовое предприятие

В сентябре 1973 года коллектив фабрики переехал в огромные светлые цеха пятиэтажного здания на Первомайской, 92. Здесь были хорошие условия труда, мощная вентиляция, отличное освещение, высокоскоростные швейные машины, современный настилочный комплекс, лаборатория технической приемки ткани. Новое оборудование изготовили на Сыктывкарском судомеханическом заводе, в Визингском лесопункте, на предприятиях страны. Начался новый этап в жизни фабрики.

В 1975 году фабрика первой среди предприятий республики защитила семь моделей на Государственный знак качества. Она выросла в крупное индустриальное предприятие с численностью до тысячи человек. Пошив моделей со знаком качества – это был повод для коллективной гордости. На фабрике работало много «бригад коммунистического труда». Сегодня подобные понятия обесценены, а тогда такое звание было символом огромной ответственности за свой труд и труд своих коллег. Огромное значение придавалось качеству. Как говорила начальник ОТК, «стежки должны быть по госстандарту — в одном сантиметре пять-шесть стежков, не больше и не меньше». 98 процентов продукции выходило первым сортом.

Работники «Комсомолки» умели не только добросовестно трудиться, но и весело отдыхать, например, ежегодно проводился праздник «Посвящение в рабочие». Молодым специалистам вручали «Трудовые путевки» и профессиональные атрибуты: швеям – фартуки и косынки, а механикам – набор инструментов.

Дни «коммунистических субботников» тоже были похожи на праздник — красные косынки на швеях, красные флажки на столах, веселая музыка по фабричному радио. В этот день в цехах работали сплоченно все: и ИТР, и служащие, и ветераны, и пенсионеры.

На фабрике были оснащенный медпункт и столовая с бесплатным питанием. Проводились вечера, семейные выезды на природу, дружно выезжали и на уборку овощей, отдыхали по бесплатным путевкам и просто дружили семьями.

В 1978 году фабрика получила высокое звание «Предприятие высокой культуры» и была занесена в Книгу Почета Минлегпрома РСФСР. У руля фабрики стояли отличные руководители, знающие все процессы с нуля. Во всех цехах на каждом участке работали швеи, механики, раскройщики, контролеры, которые и сами повышали свою квалификацию, и постоянно обучали новичков.

В 1988 году «Молодежь Севера» написала еще об одном интересном факте из жизни фабрики: «Розовые блузки, бирюзовые сорочки, серо-голубые юбки и брюки — ровно 300 комплектов разных размеров для никарагуанских девочек и мальчиков шьют сейчас на фабрике «Комсомолка». Выкупило одежду Коми отделение Советского детского фонда имени Ленина.

В 1982 году был заключен договор между «Комсомолкой» и болгарской швейной фабрикой имени Ненева в городе Луковит. В течение последующих пяти лет фабрики обменивались опытом, перенимали новинки технологических процессов, например, болгары изучали «комсомольский» метод обмеловки ткани, технологию окантовки, а «комсомолки», съездив в Луковит, обучали потом своих коллег, как использовать металлическую фурнитуру на мужских брюках.

Немецкое качество

В 1993 году на прилавках сыктывкарских магазинов появилось изумительное женское белье с волшебным названием Fellina. Это белье шилось на «Комсомолке». Немцев очаровала сыктывкарская фабрика, которая попала в международный каталог предприятий России. Сотрудничество свелось к использованию части персонала фабрики в качестве недорогой, но высококвалифицированной рабочей силы. Для этого «Комсомолка» закупила немецкую пошивочную линию фирмы Pfaff и отправила группу работников на обучение в Германию. По требованию немцев пошивочную линию нужно было смонтировать и запустить в работу за месяц. Но смекалистые фабричные механики наладили эти машины буквально за десять дней. Оборудование выглядело как игрушечное, имело микропроцессорное управление и мини-пылесосы. Из присылаемого немецкого материала местные мастерицы стали шить белье элитного качества. Почти весь кружевной товар отправлялся в Германию, а оттуда – под германской маркой – во Францию, Голландию, Италию.

В 1992 году при директоре Леониде Терещенко был принят оборонный заказ – стали шить военную форму.

Прощание с «Комсомолкой»

Были в истории фабрики и светлые, и мрачные периоды – все как в жизни человека. Все радости и трагедии работники фабрики разделяли со своими коллегами.

— Когда в 1995 году сотрудники узнали, что у одной из работниц сын попал в плен в Чечне, переживали, словно члены одной большой семьи, — рассказала Ольга Забоева. – В «Республике» тогда появилась статья о том, как работница «Комсомолки», простая коми женщина, вызволяла своего мальчика: «Глядя на эту военную форму, она видела ту же форму, только обтрепанную, запачканную где грязью, где кровью, — на мальчиках, воевавших в Чечне, полуголодных, истерзанных. На ее собственном сыне, которого нашла в плену, проехав, пройдя, проползя под бомбежками путь от столицы Коми через Москву, Минводы, границу с Чечней до Назрани, Грозного, Шали. Искала, потом ждала, когда отдадут, да так, что ей, уважая Мать, от души помогали и чеченцы, и ингуши, и Христос, и Аллах, пощадили ее пули и осколки. Вывела она еще несколько солдатиков. Оставила там здоровье, ставших близкими друзей – чеченцев, с которыми пыталась разобраться в ситуации». Тогда работники до слез переживали за коллегу и от души радовались, что она вернулась домой живая.

К середине 1990-х годов фабрика, как тысячи других предприятий по стране, начала сдавать свои позиции. Был потерян рынок сбыта, упала зарплата, было введено внешнее управление, начался очень болезненный процесс. Внешний управляющий Василий Прокашев говорил: «Есть уверенность, что отката назад не будет». Но каждое утро у кабинета его встречали бывшие работники фабрики, которые уже несколько месяцев назад уволились, но расчета так и не получили. Живых денег на зарплату не было, поскольку финансовые схемы с векселями и взаимозачетами позволяли предприятию еле-еле перебиваться.

Фабрика не откатилась назад, она закрылась, сначала на месяцы, а потом навсегда. Никакие преобразования ее не спасли. 16 сентября 2002 года решением Арбитражного суда Коми ОАО «Фирма «Комсомолка» было признано банкротом. К 2003 оно как фабрика перестало существовать. Закончилась жизнь некогда крупного предприятия под названием сыктывкарская швейная фабрика «Комсомолка».

Лина ПЕРОВА

Фото предоставлено Национальным архивом и Национальной библиотекой Коми

2 Комментариев для "Стежки и вехи «Комсомолки»"

  1. Свидетель | 01.04.2021 в 23:04 | Ответить

    Увы. Очень жаль…

  2. Оля Забоева честно покопалась в архивах и сумела воссоздать никому в общем неизвестную историю Комсомолки. Особенно впечатляет история с немцами — как ловко они использовали дешевый труд сыктывкарских женщин. Меня удивляет отсутствии в истории Комсомолки Гришина, с которым я 5 лет (1990—1995) просидел 5 лет на одной скамье в Верховном Совете Коми.
    Ну и не нравится обилие советской показушной трескотни. Всем нам в те времена было известно, чего стоят и «знаки качества» и «бригады коммунистического труда» — всей этой официальщине цена была грош. Но в целом я бы поставил статье большой плюс за высокую информативность.
    Доктор геолого-минералогических наук Я. Э. Юдович, Главный научный сотрудник Ин-та геологии Коми Научного центра, проживающий в Сыктывкаре уже целую жизнь: 54 года!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.