Мастерские для особых детей

В минувшем году проект «Интеграция» Центра подготовки к самостоятельной жизни «Теплый дом» выиграл президентский грант. Одно из важных направлений проекта – развитие мастерских, в которых дети с ментальными нарушениями будут осваивать трудовые навыки. О том, как реализуется этот проект, «Республике» рассказали руководитель проекта Надежда Позиховская и педагог Василий Васильев.

Напомним, создание центра «Теплый дом» – инициатива республиканской организации защиты прав детей с инвалидностью «Особое детство». Администрация Сыктывкара пошла навстречу общественникам, выделила площадь в сто квадратных метров на первом этаже одного из жилых домов, и летом 2019 года центр открыли. Организаторы называют его просто «тренировочная квартира», потому что это действительно большая квартира, куда дети приходят на целый день, как в детский сад. Только в отличие от детского сада их здесь обучают всем необходимым для жизни навыкам: ходить в магазин, совершать там покупки, готовить еду, пользоваться общественным транспортом, делать уборку.

«Теплый дом» – это по сути вторая ступень подготовки к жизни особых детей, которых родители не хотят отдавать в интернатные учреждения. Первой ступенью является центр помощи особым детям «Синяя птица», где ребята с серьезными нарушениями в развитии получают помощь специалистов, осваивают элементарные навыки – учатся ходить, разговаривать, общаться.

Последней ступенью должно быть сопровождаемое проживание, которое уже практикуют в некоторых регионах, но у нас пока такого опыта нет. Это когда небольшая группа взрослых детей проживает в отдельной от родителей, специально оборудованной квартире, под опекой специального воспитателя или педагога сопровождения. Они могут где-то работать, если есть такая возможность, могут не работать, а жить на пенсию, но все же их жизнь будет полноценной и содержательной, насколько это возможно при их заболевании, а главное, в отличие от пребывания в интернате – свободной.

Обязательное условие социально-бытовой адаптации воспитанников «Теплого дома» – привитие им трудовых навыков. Ребята приходят в «Теплый дом» на целый день и в определенные дни, по расписанию, работают в мастерских. По словам Надежды Позиховской, проект очень успешен, в работе особенно заметно, как ребята прогрессируют. Конечно, уровень у детей разный: в зависимости от степени здоровья кто-то более работоспособен и быстрее все осваивает, кто-то более простые работы выполняет.

Проект «Интеграция» объединяет обучающие программы обоих центров в единую систему, включив на всех этапах занятия по формированию коммуникативности и самостоятельности. Кроме того, на каникулах запланированы интенсивы (лагеря) как для сыктывкарских ребят, так и для проживающих в других районах республики. Это позволит оказать комплексную помощь детям и взрослым, проживающим в отдаленных районах республики и не имеющим таких возможностей у себя дома.

К слову, общественники «Особого детства» подавали два проекта на конкурс. И оба победили. Но, согласно правилам конкурса, в таком случае нужно отказаться от одного из проектов. Пришлось сделать это скрепя сердце.

Как рассказала Надежда Позиховская, сейчас в центре действуют четыре мастерские: две учебные и две профессиональные. Профессиональными считаются те, где ребята производят какую-то продукцию, которую можно выставить на продажу. Пока к разряду профессиональных относятся швейная и декоративная. Керамическая и столярная считаются учебными. В керамической мастерской ребята учатся профессионально лепить тарелки и миски. Осваивают специальные инструменты и технологию. А столярная, хотя и считается учебной, уже активно участвует в изготовлении заготовок для декорирования и последующей продажи.

Изначально была только декоративная мастерская, где ребята занимались рисованием и декорированием. Потом в центре появилась швейная машинка, и ребята понемногу стали учиться шить под началом преподавателя Анны Роговой, она преподает шитье и керамику. Основное место работы Анны – Республиканский центр дополнительного образования. Но с особыми детьми она работает по совместительству уже давно, начинала еще с преподавания лепки в «Синей птице». На средства гранта приобрели две новые швейные машинки, оверлок и отпариватель. И теперь уже швейную мастерскую вполне можно назвать профессиональной, так как дело там кипит. Юные портные шьют защитные маски, которые очень хорошо раскупаются, а также сумки-шопперы.

Хорошим покупательским спросом пользуются изделия, выполненные в декоративной мастерской. Педагог Светлана Гусейнова пришла в «Теплый дом» больше года назад: «Я, – говорит, – хочу заниматься с ребятами, обучать их рукоделию. Надоело сидеть на пенсии, возьмите меня к себе. Хочу кому-то помогать, готова работать бесплатно». Теперь она руководит работой декоративной мастерской. Ребята освоили технику декупажа и наладили выпуск сувениров.

– Часть деревянных заготовок для сувениров выпилили наши ребята из столярной мастерской, а еще часть мы закупили в магазине, – рассказала Надежда Позиховская. – А наши декораторы их оформляли в технике «декупаж». Столярная мастерская пока недостаточно оборудована, чтобы создавать качественный продукт для продажи, поэтому пока считается учебной.

Столярное дело в «Теплом доме» преподает Василий Львович Васильев. Стаж работы с особыми детьми у него уже почти 30 лет. До недавнего времени он преподавал в одном из сыктывкарских техникумов столярное и плотничное дело в группах ребят с ОВЗ. Трое ребят, которые сейчас ходят в «Теплый дом», – его выпускники. Когда в системе СПО произошла оптимизация и часть строительных специальностей закрыли, Василий Васильев пришел в «Теплый дом».

– Мы безумно рады, что у нас появился преподаватель-мужчина, – говорит Надежда Позиховская. – Центр – это ведь как большая семья, а в семье без мужчины очень трудно. Поэтому мы Василия Львовича бережем. С его приходом у нас сразу стала чувствоваться мужская рука. Под его руководством ребята изготовили стеллажи для «Теплого дома», собрали мебель и для нашего центра, и для «Синей птицы». Так что у нас уже свое функционирующее хозяйство, нам не надо искать сборщиков мебели на стороне – все делают воспитанники.

С проблемами особых ребят Василий Васильев хорошо знаком и знает, что даже после окончания техникума найти работу могут далеко не все: работодатели неохотно берут ребят с ограничениями в здоровье.

– Поэтому сопровождаемое проживание с обучением – это лучшая альтернатива, – говорит мастер. – Такой центр очень нужен детям с ментальными нарушениями. Перед Новым годом мы неплохо заработали на изготовлении заготовок для новогодних поделок. Выпиливали настольные елочки, подвесные медальоны, саночки, чайные домики с подносом, ключницы очень хорошо ушли. Люди покупали эти сувениры для родственников и коллег. Фото изделий ребят мы выкладываем в группе «Теплого дома» «ВКонтакте». Люди выбирают, что им понравилось, пишут, просят оставить. Потом приходят сюда и забирают. Вырученные средства идут на развитие проекта и на небольшое вознаграждение нашим «особым» мастерам. Очень нам помогают родители наших воспитанников, которые делают перепосты группы «ВКонтакте». За счет этого наша потребительская аудитория растет.

Главное условие, которое педагоги ставят перед юными мастерами: изготовленный ими продукт должен быть конкурентоспособен. А значит, все должно быть сделано аккуратно и на совесть.

– Мы хотим, чтобы наши грантодатели видели, что мы не Христа ради просим деньги на наши проекты, а стараемся эти деньги оправдать, – говорит Надежда Позиховская. – Мы должны выставлять на продажу только то, что мы бы сами купили. А не так, чтобы человек купил что-то из жалости и сразу выбросил.

Галина ГАЕВА

Фото vk.com

Оставьте первый комментарий для "Мастерские для особых детей"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.