Требуются активные жизнелюбы: в Коми стартовала онлайн-школа наставников для детей-сирот

Обучение в онлайн-школе предполагает методическую подготовку добровольцев-наставников для молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на пороге самостоятельной жизни. Стать наставником может любой взрослый человек старше 25 лет, готовый делиться жизненным опытом. Подать заявку на участие просто. Необходимо заполнить анкету на сайте фонда «Арифметика добра» и дождаться приглашения на обучение в онлайн-школе наставников. В процессе обучения кандидат в наставники получает знания и опыт, необходимые для более глубокого погружения в проблему сиротства и оказания действенной помощи подростку.

По мнению разработчиков проекта, наряду с опекунством или усыновлением наставничество способно эффективно подготовить воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

Онлайн-школа является частью проекта «Импульс», реализуемого благотворительным фондом «Арифметика добра» при поддержке Фонда президентских грантов. Цель школы – распространение в регионе технологий добровольческого наставничества для воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот. Помимо Республики Коми, проект реализуется в Ростовской, Волгоградской, Свердловской областях. Куратор проекта в Коми – сотрудник детского дома имени Александра Католикова Наталья Чеботарева.

В Коми сегодня около четырех тысяч ребят из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в приемных и опекунских семьях. Более восьмисот детей – в организациях для детей-сирот. Программа «Наставники» открывает участникам проекта окно в изолированную среду детей, которые зачастую оказываются не готовыми к общению в мире, находящемся за стенами детского дома. Поэтому установление связи со значимым для него взрослым становится важным шагом в решении проблемы дальнейшей социализации ребенка.

Как отмечают сами добровольцы, дети очень внимательно и с благодарностью относятся к людям, проявившим интерес к их жизни, охотно идут на контакт. Наставничество расширяет возможности подростков получить со стороны взрослых индивидуальное, деятельное участие в их жизни. Это наиболее эффективная форма работы с детьми, которые растут в закрытой среде. На примере авторитетного взрослого дети готовятся к тому, что однажды им предстоит столкнуться с миром, к которому нужно адаптироваться, чтобы найти в нем свое место.

После обучения в онлайн-школе участник проекта должен пройти индивидуальную консультацию с психологом и очный тренинг. Это является важным этапом знакомства с каждым кандидатом и принятия решения о том, кто и с каким подростком сможет вступить во взаимодействие. Наставнические пары «взрослый – подросток» формируются специалистами на основе возможностей наставника и потребностей ребенка. Лучший результат такого союза – это крепкая дружба на основе искреннего взаимного интереса.

Что касается сроков взаимодействия наставника и подопечного, здесь все очень индивидуально. Минимальный срок жизни наставнической пары – один год, но руководство проекта ориентирует кандидатов на более продолжительное взаимодействие, так как повзрослевшему подростку важно иметь опору уже после выпуска из учреждения. Ведь в жизни случаются разные ситуации.

По мнению регионального куратора Натальи Чеботаревой, наставничество может стать для жителей нашей республики еще одной доступной формой помощи подросткам. Оно способствует становлению личности детей-сирот, их взрослению, которое бывает порой весьма травматичным.

Детям, которые воспитывались в закрытых учреждениях, тяжело осознавать, что во взрослой жизни необходимо находить ключи к огромному количеству новых людей, осваивать ранее неведомые навыки, сталкиваться с новыми ситуациями и обстоятельствами. Проблемы также возникают с трудовой мотивацией, так как многие подростки, лишенные родительского участия, испытывают сложности с самоопределением и выбором профессии. А после получения профессии у них возникают трудности с умением себя презентовать работодателю. Поэтому такая категория детей нуждается в особом внимании и вдохновляющей поддержке наставника.

Сами задачи проекта определяют одно из важнейших условий для кандидатов: человек, желающий стать наставником, должен быть активным жизнелюбом. Это человек, который воспитал в себе уважение к миру в целом, к другой точке зрения. Необходимо также идти в ногу со временем, так как детям важно знать, что их понимают, проявляют уважение к их интересам. Наставник является своего рода проводником в жизнь, он настраивает своего подопечного на взаимодействие с обществом в позитивном ключе. Взрослый человек может научить ребенка гибкости, выработать адаптивные стратегии поведения, показать на своем примере всю прелесть сотрудничества, научить анализировать жизненные ситуации.

По словам Натальи Чеботаревой, наставничество, несомненно, может перерасти в опекунство, но это совсем не обязательно – важно лишь быть надежным другом для своего подопечного. Цель программы – не подталкивать к приемному родительству, а воспитывать ребенка в условиях партнерства для подготовки к самостоятельной жизни. Бескорыстное участие в его судьбе – это как раз то, чего сейчас особенно остро не хватает детям-сиротам.

– Многие путают опекунство и наставничество, полагая, что контакт с ребенком обязывает забирать его к себе в семью. Это не так, – говорит Наталья Чеботарева. – Мы призываем лишь к конструктивному и плодотворному общению между подростком и взрослым. Очень хорошо, что сейчас существует обучение наставников, и у людей вскоре сложится определенное представление о том, что собой являет проект. Думаю, что регион готов к этому, потому что люди активно отозвались в ответ на такую инициативу с нашей стороны. На сайте нашего детского дома есть раздел, где мы подробно рассказываем о программе наставничества. Также мы активно сотрудничаем с Сыктывкарским университетом имени Питирима Сорокина, информируем людей через СМИ. В будущем планируем сотрудничать с другими социальными и учебными учреждениями. Мы распространяем этот опыт во всех доступных нам источниках. Думаю, что перспектива стать близким другом подростку будет воспринята положительно.

Галина ГАЕВА

Фото primeyourpump.com

Оставьте первый комментарий для "Требуются активные жизнелюбы: в Коми стартовала онлайн-школа наставников для детей-сирот"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.