Модернизация, капремонты и развитие кадетства

Необходимость регионального министерства образования отвечать за не входящие в его обязанности вопросы строительства и сдачи объектов – это нонсенс. К такому выводу пришли участники прошедшего 3 декабря совещания, посвященного обсуждению государственной программы «Развитие образования». Вопросы модернизации образовательных учреждений, расположенных в обветшавших зданиях, причины переноса сроков строительства школы в поселке Приуральский, возможности открытия Республиканского кадетского корпуса стали самыми обсуждаемыми на совещании.

Об итогах реализации госпрограммы в текущем году рассказала и.о. министра образования Наталья Якимова. Все участники совещания отметили полноту и четкость доклада, а также слаженную и хорошо организованную работу отрасли в сложных эпидемиологических условиях.

Во время самоизоляции работа детских садов осуществлялась в режиме дежурных групп с введением усиленных мер профилактики. Система образования оперативно реагировала на запросы родителей, открыв максимально возможное на период пандемии количество групп в детских садах. Если в марте-апреле детсад посещало менее 500 детей по республике, то в августе группы в детских садах посещало уже более 11 тысяч детей, а в сентябре были открыты все дошкольные учреждения.

Школы, техникумы, колледжи, учреждения дополнительного образования с марта по июнь функционировали в дистанционном формате. 12 тысяч педагогов прошли краткосрочные курсы обучения, для организации удаленной работы было выделено 1,5 тысячи компьютеров, подготовлены методические материалы, также по всем вопросам работали телефонные горячие линии.

Сухие пайки получили 55 тысяч учащихся по всей республике. Обеспечение продуктами школьников было организовано по инициативе главы региона Владимира Уйба. Из бюджета республики во время пандемии на продуктовые наборы было выделено 185 миллионов рублей.

Государственная поддержка отрасли образования в этот период составила 24 миллиона рублей, муниципалитеты выделили в общей сумме более 70 миллионов рублей.

Одной из ключевых особенностей завершения 2019-2020 учебного года стало признание результатов промежуточной аттестации обучающихся девятых и 11-х классов результатами государственной итоговой аттестации, отмена основного государственного экзамена и проведение его исключительно в качестве вступительных испытаний в вузы.

За счет средств республиканского бюджета и внебюджетных средств где-то уже завершено, а где-то будет завершено по итогам года строительство пяти объектов на 490 новых мест в дошкольном образовании. Это детский сад в Эжве на 270 мест, детский сад в Усть-Цильме на 120 мест, детский сад в Щельябоже на 45 мест, школа-сад в Дутово на 20 мест, школа-сад в Часово на 35 мест. Кроме того, до конца года будет выкуплено помещение под детсад в Сыктывкаре на 84 места.

В период с 2021 по 2023 годы завершится строительство ряда объектов. В 2021 году – детского сада на 270 мест в селе Выльгорт Сыктывдинского района, детского сада в селе Мутный Материк Усинского района (на 80 мест); в 2022 году – школы-сада в деревне Усть-Ижма Ижемского района на 40 дошкольных мест. В 2023 году – школы-сада в поселке Приуральский на 20 дошкольных мест.

К 2023 году все школы будут оборудованы компьютерной и презентационной техникой. На 2021-2023 годы в рамках программы «Цифровая образовательная среда» республика получит 367 миллионов рублей из федерального бюджета. В рамках проекта «Современная школа» в сельских школах открываются «Точки роста». Несмотря на пандемию, в текущем году «Точки роста» появились в 42 школах 16-ти  сельских районов. С 2021 года в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте начнут работать школьные «Кванториумы». К 2023 году площадки, ориентированные на общее образование и углубленное изучение химии, физики, а также биологии, будут оборудованы на 20 миллионов рублей.

В целом работа министерства образования в рамках реализации программы была отмечена положительно. Однако представителя прокуратуры заинтересовал вопрос с откладыванием срока сдачи школы в поселке Приуральский на 2023 год. Эту школу планировалось сдать еще в 2016 году. Затем сроки строительства неоднократно сдвигались. В прошлой программе период ввода в эксплуатацию был 2021 год. Сейчас – новая программа, в которой про эту школу опять – ни слова. Имеющееся здание – в аварийном состоянии, а вопрос отодвинут на 2023 год.

– В любой истории есть два варианта: строить или не строить. Но надо понимать, где находится Приуральский. На пути к нему не одна водная преграда, и это очень отдаленная местность. Но поскольку там проживает около ста детей дошкольного и школьного возраста и осуществляется подвоз детей в интернат из ближайших населенных пунктов, которых больше учить негде, не строить школу мы не можем. Мы прорабатывали вопрос с администрацией муниципалитета об организации подвоза детей в Троицко-Печорск, но родители не хотят этого. Поэтому правительство принимает решение, что школу с детским садом и интернатом на 20 мест строить необходимо. Почему вопрос переносится с одного срока на другой? Потому что подрядчиков не можем найти. В 2020 году аукцион объявлялся дважды. Оба не состоялись. Затем денежные средства были сняты на борьбу с пандемией. На 2021 год объект стоит в адресно-инвестиционной программе. Аукционы были признаны несостоявшимися, потому что опять не были поданы заявки. Принято решение в начале 2021 года снова объявить аукцион. Если и сейчас он не состоится, то будем что-то решать на уровне правительства, – ответила Наталья Якимова.

Депутат Татьяна Саладина подняла вопрос об обеспечении горячим питанием не только начальных классов и малоимущих, но и учащихся с 5 по 11 класс, а также детей, находящихся на семейном обучении. Однако Наталья Якимова возразила, что обеспечить бесплатным горячим питанием детей, находящихся на семейном обучении, будет не так уж просто.

– Родитель самостоятельно принимает решение разорвать отношения со школой, решает сам обучать своего ребенка и полностью берет на себя ответственность за качество образования. Сегодня у нас всего 112 таких детей с 1 по 11 класс. Если мы организуем для них питание, мы опасаемся роста числа детей, которые захотят обучаться на семейных формах. А практика промежуточной аттестации показывает, что не все родители готовы обеспечить качественную подготовку своих детей. И часто эти ребята возвращаются в школу. Что касается горячего питания для 5-11 классов, мы не против. Мы посчитали: чтобы обеспечить одноразовым бесплатным питанием всех с пятого по 11-й класс, нам нужно чуть менее миллиарда рублей в год, и выходили с этой инициативой на бюджетную комиссию, но в нынешних реалиях нас не поддержали. Однако мы не оставим эту проблему и выйдем с ней позже, – пообещала и.о. министра.

Продолжая эту тему, депутат Сергей Артеев поддержал родительские инициативы о разнообразии школьных меню и включении в питание детей больше овощей и фруктов.

– Благодаря напору родителей и руководства Пушкинской гимназии, найден компромисс и изменен рацион питания, появилась зелень в меню. Думаю, это можно сделать и по всей республике, – предложил депутат.

Сергей Артеев поднял также наболевший вопрос школьной бюрократии, которая не дает творчески работать учителю, вынужденному писать массу разных отчетов. Депутат поинтересовался и тем, как осуществляется модернизация и оснащение аварийных школ в республике, судьбой аварийного корпуса Пушкинской гимназии на улице Советской, а также тем, как решается на уровне республики вопрос открытия кадетского корпуса.

Что касается школьной бюрократии, Наталья Якимова уверена, что загруженность учителей отчетами сегодня – это всего лишь результат неумения или нежелания пользоваться информационными технологиями:

– Я 12 лет работаю в министерстве, и все 12 лет этот вопрос поднимается на всех уровнях. Чтобы максимально упростить жизнь учителю, был создан электронный ресурс «Электронное образование», который постоянно дорабатывается с учетом пожеланий. В этом году модули дорабатывались, в следующем будут тоже. Столько лет мы работаем с этой государственной информационной системой, но некоторые учителя только сейчас ее приняли, и все это время все равно вели двойной учет и журналов, и дневников. Это одна сторона. Другая сторона – отчеты. Мы сделали много разделов, чтобы отчеты формировались автоматически как для учителя, так и для родителей, и для администрации школы. Мы мониторим уровень загрузки отчетами учителя, завучей, директора и управления образования. Я пока вижу выход только в электронном варианте. Надо научить каждого педагога работать с этой системой. На наш взгляд, это должна делать администрация школы.

По поводу аварийного корпуса Пушкинской гимназии на Советской, и.о. министра пояснила, что, как только будет готова экспертиза, чтобы стал понятен объем финансирования, можно пробовать заходить в бюджет. Проект капремонта в администрации Сыктывкара подготовлен. В настоящий момент он находится на экспертизе проверки сметы. Ориентировочно капремонт обойдется в 140 миллионов рублей. На 2021 год эта сумма не заложена, поэтому она и не прозвучала в докладе.

Что касается оснащения и модернизации ветхих зданий, Наталья Якимова призналась, что это самая болевая точка отрасли. Сегодня в среднем 50-60 процентов зданий образовательных учреждений, начиная с детсадов и заканчивая профобразованием, нуждаются либо в ремонте, либо в капремонте. Порядка 80 процентов из них надо ремонтировать немедленно.

– У нас уже три объекта приостановили свою работу по этим причинам. Мы строим не так быстро, как здания стареют. Поэтому задача это очень сложная. Буквально вчера на совещании с главой республики мы рассматривали варианты привлечения разных источников для модернизации объектов образования, – прокомментировала Наталья Якимова. – Чтобы нам закрыть все эти потребности, нужно 6,6 миллиардов рублей. В том числе чуть менее миллиарда – немедленно. Поэтому 2020 год я оцениваю как очень позитивный, поскольку на эти цели было привлечено более 740 миллионов. И, несмотря на то, что полномочия по содержанию зданий – это муниципальная ответственность, мы же понимаем реальную картину. И потому очень большую сумму передали именно муниципалитетам, а там они уже сами определяли приоритеты.

И.о. министра рассказала, что следующий год будет скромнее в средствах на ремонт. Но в рамках федеральных мероприятий средства заложены, и республика будет стараться максимально заявляться в эти программы. В этом году будет завершен ремонт школы в селе Кипиево. В следующем году – школа поселка Вухтым Прилузского района.

Наталья Якимова согласилась с депутатами по поводу кадетства, что это форма организации патриотического воспитания, которую необходимо развивать. Так, совместно с МВД с этого года в республике работает 26 полицейских классов. Сотрудники МВД постоянно сопровождают ребят, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

– В дополнительных средствах на развитие кадетства нам пока отказано, – рассказала и.о. министра. – Если говорить про республиканский кадетский корпус, то у нас есть поручение главы региона проработать этот вопрос. Мы не отказываемся от его создания, просто ищем более удобный вариант. Изначально предполагалось создать его на базе бывшего Автомеханического техникума в Максаковке. Но так как здание бывшего техникума требует больших вложений и не подходит для кадетского корпуса, этот вариант отпал. Есть у нас инфраструктура лучшего качества, где есть условия и для занятий спортом, и для обучения. Будем работать над этим.

В завершении заседания слово было предоставлено депутату Госдумы Ольге Савастьяновой, которая наблюдала за совещанием в режиме онлайн. Она поддержала мнение коллег о том, что, когда министр образования отвечает за то, где какая школа не построена, это нонсенс:

– Образование должно заниматься образованием. Здесь важно ставить вопрос не только о межведомственном взаимодействии, надо все это передать в профильное министерство и избавить минобраз от ненужных ему функций. Прошу это предложение рассмотреть и внести в протокол.

Ольга Савастьянова отметила важность поднятых на совещании проблем и внесла свои предложения по их разрешению. В частности, она предложила предусмотреть систему расходов на создание современных условий в школах и увеличить эту цифру. А с целью поддержки и поощрения лучших педагогических коллективов, использующих инновации в учебном процессе, сформировать гранты.

Галина ГАЕВА

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Модернизация, капремонты и развитие кадетства"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.