Песнь зырянского «налима»

Правнучатый племянник мастера Николай Налимов.

В Сыктывкаре прошла презентация фильма о Семене Налимове

26 ноября на телеканале «Юрган» пройдет премьера фильма «Русский Страдивари». Документальная лента посвящена уроженцу села Выльгорт Семену Налимову, Выдающийся музыкальный мастер еще при жизни заслужил имя балалаечного Страдивари. Всего Налимов изготовил более трехсот балалаек, домр и гуслей. Музыканты прозвали его балалайки «налимами». И каждый из этих «налимов» имеет свою неповторимую песню.

На минувшей неделе фильм «Русский Страдивари» был показан в зале сыктывкарского Центра культурных инициатив «Югöр». Здесь же прошло предпремьерное обсуждение телекартины.

– Этот фильм – дань уважения нашему великому земляку и подарок республике к ее 100-летию, – представила свою работу первым зрителям автор фильма Елена Красильникова. – При создании фильма съемочная группа «Юргана» побывала в Москве и Санкт-Петербурге, где в музеях и частных коллекциях находятся балалайки и домры Налимова, а также в Тверской области – городе Бежецк и селе Марьино. Там располагалась мастерская Налимова.

В дореволюционной и советской литературе о Семене Налимове писали как о «вологодском мастере», и никто даже не задумывался о его зырянском происхождении. А ведь в Коми живут дальние родственники мастера, которые помнят о семейных связях с ним. Но в 1961 году было найдено письмо Налимова, в котором он сообщал о месте своего рождения. Родился Семен в феврале 1857 года в крестьянской семье Сретенского общества Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. У его родителей Ивана и Анны Налимовых было пять детей: Алексей, Семен, Евдокия, Анна и Мария. Отец – государственный крестьянин – занимался кузнечным ремеслом. Также семья имела доходы от «извоза на станциях».

Подростком Семен попал в учение к столяру, показал себя способным учеником и за несколько лет стал мастером-краснодеревщиком. Первые свои деньги получил в июле 1877 года за плотницкую работу в Ульяновском монастыре. Через год после этого он был призван на военную службу и зачислен в Усть-Сысольскую местную команду. Служил также в Вологде. В марте 1884 года Семен Налимов был уволен в запас в должности старшего унтер-офицера. Через пару лет в поисках заработка он уехал из родного края в Тверскую губернию. Нанялся столяром на постройку дома в имении Услада, выполнял различные заказы по изготовлению мебели и через несколько лет стал известен как первоклассный столяр-краснодеревщик.

Так и мастерил бы Налимов шкафы, стулья и прочую мебель, но в 1890 году судьба свела его с «отцом русской балалайки» Василием Андреевым. Поначалу тот заказал мебель из мореного дуба, а затем Андреев предложил мастеру заняться выделкой балалаек.

Первые зрители фильма.

«Инструменты его работы – балалайки, домры – по красоте тона, художественной законченности работы не имеют себе, по крайней мере, до сего времени, равных, – писал Андреев. – Никто из известных мне мастеров не превзошел его работ, да, вероятно, долго и не превзойдет».

До Василия Андреева никто не обращал серьезного внимания на балалайки. Да и балалайки тогда были значительно примитивнее – с длинной декой и двумя струнами. Только в 1886 году балалайка появилась на сцене, и первое выступление дал сам Андреев. В 1889 году андреевские балалаечники произвели фурор на Всемирной выставке в Париже. Андреев в своей деревне Марьино устроил «Экспериментальные мастерские по выделке образцовых музыкальных инструментов». Мастер-самоучка Налимов стал во главе экспериментальной мастерской в Марьино. Он построил себе небольшую мастерскую, в которой проработал до конца своей жизни. Мастерская состояла из трех помещений. В небольшой конторке стоял письменный стол с чертежами и эталонами. Далее шла собственно мастерская. В этой комнате размещались три верстака разных размеров, каждый из которых использовался в зависимости от величины заготовок. Один из верстаков, для особенно ценных заготовок, был сделан из мореного дуба. Третья комната была предназначена для окончательной просушки полуфабрикатов и собранных инструментов. В ней также стояла печка для варки клея и лака. Мастерская была снабжена лучшим по тем временам, очень точным и совершенным немецким столярным инструментом. Механических станков в мастерской Налимова не было. Неизвестно, умел ли мастер до встречи с Андреевым играть на балалайках.

Для производства хороших музыкальных инструментов нужен добротный выдержанный материал и, главным образом, ель и клен. Кузов балалайки делался из клена, верхняя доска или дека – из ели, а ручка или гриф – из грушевого дерева. При организации лаборатории-мастерской не оказалось клена. А двери, косяки в доме Андреева были устроены из первосортного горного клена. Андреев приказал снять их и отнести в мастерскую, чтобы использовать для изготовления инструментов. Дом некоторое время стоял без окон и дверей. Впоследствии сборка инструментов производилась из высококачественного высушенного дерева. Клей употреблялся рыбный – осетровый. Лак Налимов делал сам. Для кузова и дек состав лака был различный. Изменялся он также в зависимости от породы и состояния дерева, из которого делался инструмент.

Из своей работы Семен Налимов не делал секрета. Под его руководством и вместе с ним в разное время работало много учеников. Образцы предоставлялись всем мастерам бесплатно. А в 1916 году были опубликованы основные типоразмеры балалаек и домр, выработанные Налимовым.

В 1898 году к десятилетию андреевского оркестра Налимов изготовил комплект из 16 инструментов. В 1902 году лично для Василия Андреева он сделал две балалайки, и обе считаются эталонными. Всего мастером изготовлено около 300 инструментов, из них около 70 – для оркестра Андреева. Домры и балалайки, которые Налимов делал из своего материала, он мог продавать. На инструментах ставились этикетки: «Работа С.И.Налимова под руководством В.В.Андреева, сельцо Марьино-Андреевское». Цена налимовской балалайки была от 50 до 75 рублей, а самые удачные инструменты покупали и за 300 рублей. Другие балалаечные мастера продавали инструменты за 15-20 рублей. Летом 1900 года мастер был награжден в Париже бронзовой медалью. Его инструменты выставлялись и на первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге в 1906-1907 годах, где они были удостоены Большой золотой медали.

В 1911 году по представлению Андреева за создание высококачественных инструментов Налимов был удостоен звания потомственного почетного гражданина. В 1915 году за производство высококачественных инструментов ему была вручена золотая медаль для ношения на шее на Александровской ленте с надписью «За усердие».

Семен Иванович Налимов умер 22 августа 1916 года в Петрограде. Андреев проявлял заботу о Налимове и в конце его жизни, когда, уже умирающего, перевез в Петроград, в больницу на лечение.

– Во всех публикациях о мастере написано, что он похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища и могила его не сохранилась, – отметила Елена Красильникова. – Однако в официальных архивных документах указано совсем другое место погребения – Большеохтинское кладбище. Этот факт нам подтвердили в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Волонтеры попытались найти на кладбище могилу Налимова, но это, увы, не удалось.

Сам Андреев ненадолго пережил своего друга и единомышленника. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Во время поездки он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался.

Мастерская Налимова в Марьино существовала до 1931 года. Затем «вследствие ветхости была разобрана на дрова». Бывший домик Налимова был использован в местном колхозе под кузницу.

В фильме о Налимове и его балалайках рассказывают мастер-реставратор Валерий Гребенников, московский виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский (владелец четырех «налимов»), завкафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных Андрей Горбачев, а также правнучатый племянник мастера Николай Налимов.

После смерти мастера его инструменты находились в оркестре Андреева, а также у музыкантов. Во время блокады Ленинграда инструменты Налимова вместе с библиотекой и архивом Андреева были перевезены в Москву. А после войны часть их была возвращена в Ленинград и находится сейчас в оркестре русских народных инструментов имени Андреева при Ленинградском радио и телевидении, а также на постоянной выставке музыкальных инструментов Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Всего Семен Налимов сделал триста инструментов. 170 из них – балалайки, 115 – домры. Часть инструментов погибла от неправильного хранения и неграмотной реставрации, большинство подверглось переделкам. Четырнадцать сейчас находится в музее музыки Санкт-Петербурга в Шереметевском дворце, пять – в Российском национальном музее музыки в Москве, еще пять – в музее Андреева в Бежецке. Остальные – в частных руках: у музыкантов и коллекционеров. Инструменты налимовской работы – уже музейная редкость, и их также трудно достать, как скрипку работы Амати или Страдивариуса.

Как рассказал на презентации фильма музыкант из группы «Балалайка» имени Семена Налимова Владимир Политов, как-то ему предложили купить налимовскую балалайку. Незнакомый продавец позвонил из Москвы и сказал, что редкий музыкальный инструмент достался по наследству. Сыктывкарский музыкант засомневался, начал наводить справки и выяснил, что балалайка, хоть и настоящий «налим», но «налим» краденый. Владимир сообщил о предложении в полицию.

До сего времени еще никому из мастеров не удавалось сделать балалайки, похожие на налимовскую.

– Фильм снимался в основном летом 2019 года, а завершилась работа в минувшем ноябре, – рассказала «Республике» Елена Красильникова. – Основная творческая группа – десять человек. Восемь – это сотрудники телеканала. Плюс художник Анжела Разманова, и закадровый текст читает артист Академического театра драмы имени Виктора Савина Владимир Рочев.

В 2005 году в Выльгорте был установлен памятник мастеру. Его поставили в сквере перед детской музыкальной школой, носящей его имя.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

1 Комментарий для "Песнь зырянского «налима»"

  1. С удовольствием с семьей смотрели фильм,много нового,интересного и познавательного Особенно понравился комментарий А.Рудольфа,когда рассказывал,как возникла мысль о памятнике,закончил мастер работу над балалайкой и шагнул в бессмертие.Из лесного края,а знают о нем во всем мире.Есть что рассказать внуквм,детям,пусть гордятся земляками. Вообще,нравятся передачи по Юргану,фильмы экспедиции,о природе,о людях,о Н.ВОплеснине.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.