На Урал на велосипеде

Путешественник из Жешарта проложил нестандартный маршрут в соседний регион

Минувшим летом житель поселка Жешарт Усть-Вымского района Александр Пакин навестил своих живущих на Урале родственников, которых не видел сорок лет. Настоящим сюрпризом для них стало то, что весь путь от Жешарта до города Серова и дальше Александр преодолел в одиночку на велосипеде. О трудностях, встреченных на маршруте, велосипедист рассказал «Республике».

Путешествовать на велосипеде для Александра не впервой. Чтобы не терять форму и поддерживать выносливость, летом он постоянно практикует велопрогулки на небольшие расстояния. А десять лет назад вдвоем с 15-летним сыном они на велосипедах добрались до Крыма. По словам собеседника издания, для таких путешествий необходимы хорошая физическая подготовка и желание. Опять же спартанский образ жизни на протяжении долгого времени редко кто выдерживает: в пути приходится ночевать в палатках, готовить пищу на костре, ванны, теплого туалета тоже нет. Тогда до Крыма они с сыном добирались целый месяц с учетом остановок в пути. Обратно возвращались на поезде, потому что, как он объясняет, отпуск не резиновый. В этом году Александр тоже думал съездить в Крым, но из-за санитарных ограничений на зарубежные поездки многие устремились на наше Черноморское побережье. И тогда Александр решил возобновить отношения с далекими двоюродными родственниками, для этого и было задумано такое велопутешествие.

– За Уралом живут мои родственники по отцовской линии, – рассказал он. – В Серове – двоюродные братья и тетка. Еще есть одна старшая сестра, которая живет в поселке под Красноуфимском. Мы с ними не виделись сорок лет, а с кем-то вообще не встречались никогда. Вот и подумал: жизнь так и пройдет, а я даже своих родственников не узнаю. Выпросил на работе полный отпуск, руководство отнеслось к этому с пониманием. В свои планы никого из уральских родственников не посвящал. Вся операция была засекречена, не знали даже родственники в Визинге, к которым тоже заехал по пути.

Когда они с сыном ездили в Крым, маршрут определили просто: взяли карту Советского Союза, проложили линейкой черту от Жешарта до Крыма – вот и прямой путь.

– Тогда ведь никаких навигаторов не было, – объясняет путешественник. – Да, если честно, такой путь надежнее, чем по навигатору. Я и сейчас ездил по карте автомобильных дорог. Это намного проще, чем все эти гаджеты: карту перед собой разложил – и все на виду, можно разобраться, как удобней проехать. А в телефоне непонятно, куда дорога идет, что предлагает навигатор. Иной раз он заведет так, что не знаешь, как выбираться.

Третьего июля Александр выехал из Жешарта. На этот раз маршрут он снова выбрал сам. Ехал не через Киров, как предлагается в интернете, а через Койгородский район. Когда-то через Кажым пролегал путь отряда Витуса Беринга, которого царь Петр отправил прямиком из Петербурга открывать новые земли: Берингов пролив и Аляску. По словам путешественника, только единицы выбирают этот путь. За поселком Кажым начинается песчаная дорога, которая тянется до города Гайны Пермского края.

– А кто знает, что в Коми во времена СССР заходила обычная железная дорога с юга – Кировской области? В Кажыме была последняя станция. Не верите? Тогда поезжайте в Кажым, там и узнаете, – говорит Александр.

За Гайнами опять идет асфальт. Дальше до самой Перми через Кудымкар тоже можно ехать по прекрасной дороге. По наивности, как он сам говорит, Александр сначала хотел в Серов перемахнуть напрямую через Уральские горы. Там, мол, есть всякие туристические тропы, по которым можно проехать. Множество туристов привлекают плато Кваркуш и Жигаланские водопады: природа в тех местах очень интересная, там тайга перемежается с тундрой. Однако в пути решение пришлось изменить.

Доехав до Соликамска и по грунтовой дороге до Осокино, Александр выехал на плохенькую лесовозную дорогу и понял, что ни он сам, ни его велосипед к этим горным дорогам не подготовлен. К тому же он один, а без напарника преодолевать препятствия очень тяжело и иной раз даже невозможно. К примеру, чтобы в гору подняться, надо сначала велосипед поднять, потом спуститься за рюкзаком и поднять его. По словам путешественника, овраги и подъемы в нашей республике – это мелочь в сравнении с тем, с чем он столкнулся на Урале: затяжные спуски и такие же подъемы. Понятно, что для тех, кто едет на автомобиле, незаметны все эти преграды. Хотя это еще трудно назвать горами, но передвигаться уже тяжело. В общем, проехав 30 километров от Соликамска, путешественник решил вернуться назад.

– Накануне в Соликамске я купил запасную покрышку и хотел ее в Осокино поменять, а когда начал менять, обнаружил, что покрышка не подходит. Решил: вернусь в Соликамск, найду нужную покрышку – и опять на штурм. Но еду и вдруг понимаю, что дорога постоянно ведет меня вниз. А это значит, что накануне из Соликамска до Осокино я двигался все время вверх. Это при температуре 30-37 градусов жары. Вот почему я так сильно устал! И поняв, что теперь опять придется ехать назад в таком же режиме, да еще солнце будет в спину, решил, что во второй раз с такой нагрузкой не справлюсь. Но сильно не расстроился: есть дорога в обход. И двинулся дальше – через Березники, Александровск, Губаху, Горнозаводск, Теплую Гору. Так и добрался до Серова, куда приехал 18 июля.

Когда до Серова оставался день пути, Александр позвонил братьям: «Встречайте, завтра буду». Говорит, оповещать раньше не было смысла. Зачем, мол, звонить за три недели, чтобы люди волновались, если вдруг вовремя не приеду. Погостив у братьев, Александр направился на велосипеде к сестре, которая живет под Красноуфимском. По дороге посетил город Нижний Тагил, прокатился по Екатеринбургу. С грустью отметил, какое печальное зрелище представляют собой умирающий город Кизел и поселок Шахты рядом с отработавшими свое производствами по добыче руды.

– В известном советском фильме «Тени исчезают в полдень» есть Марьин утес. Так вот этот утес на самом деле называется Аликаев камень. Это скала высотой около пятидесяти метров на левом берегу реки Сараны. Я там побывал. На этой реке снимался еще один известный фильм – «Найти и обезвредить». После этой поездки я еще раз убедился: очень много достопримечательностей в России, о которых люди забыли и стали ездить по Турциям и Египтам. Побывал я еще в Кунгурской Ледяной пещере: это необыкновенное чудо природы – на улице жара 30 градусов, а там без куртки и шапки делать нечего, температура -5, лед и изморозь на стенах пещеры. Тут же подземные озера с кристальной водой, но они не замерзают даже зимой при -30! С недавних пор там разрешили купаться на Крещение. Кстати, вода там +4 круглый год. Кунгур – старинный город, в былые времена даже был столицей Урала.

Вся дорога с учетом трехдневной остановки у родственников в Визинге и одного дня в Койгородском районе, где живет его товарищ по техникуму, заняла у Александра 15 дней. В день проезжал по 100-150 километров.

– Надо поддерживать такой результат, потому что, если за день сделаешь меньше, это не результат для путешественника. Рано встал, позавтракал – и в путь. Вот когда сто километров сделал, можешь думать про ночлег, про еду, – говорит велосипедист. – У кого-то, может быть, другой предел, больше или меньше, все зависит от выносливости. И с погодой мне повезло – было как на юге, местами даже слишком жарко.

Утренний подъем зависел от того, насколько трудным был вчерашний день. Если накануне не измотал себя, проехал сто километров и остановился на отдых, то можно встать в 6 утра и в 8 уже быть в пути. Если день был трудным: плохая дорога, дождь, встречный ветер – все это влияет на самочувствие – сильно устаешь, и на следующий день даешь плохие результаты.

Если путешествуешь в одиночку, говорит Александр, во избежание ненужных эксцессов желательно соблюдать определенные правила безопасности. Лагерь на ночь разбивать лучше так, чтобы для тебя обзор был хороший, а тебя никто не видел. Предпочтительно, чтобы рядом со стоянкой был водоем, река. Потому что целый день в движении, нужно хотя бы сполоснуться, постирать, приготовить еду.

На вопрос, что было самое трудное в пути, мужчина отвечает: «Самое сложное – войти в ритм в начале путешествия. Первые 7-10 дней организм входит в режим постоянного движения. А потом уже все идет как по накатанной».

– Трудно ли ехать по трассе? Конечно, интенсивное движение транспорта, особенно фуры, тяжеловозы создают трудности, поэтому я и выбирал маршрут через Койгородский район, – завершает наш разговор Александр. – Машин почти не видел, но зато пришлось почти пятьсот километров ехать по грунтовкам и щебенке. Это трудно. На обратном пути, добравшись до Кирова своим ходом, взял билет на поезд: отпуск заканчивался, да и ночи стали уже холоднее. В общей сложности три с лишним тысячи километров отмотал по спидометру. Что хочется отметить: и в Пермском крае, и особенно в Свердловской области я практически не встречал борщевика. Локально, небольшими участками он растет на местах брошенных коровников, а вот так, как у нас, заросли борщевика вдоль всей дороги – этого нет. Едешь по Коми земле, пахнет придорожным скошенным борщевиком, а в Перми и на Урале – аромат земляничный! Обочины усыпаны ягодой. Вся в пыли, но старается, благоухает. Я просто ехал и наслаждался!

Галина ГАЕВА

Фото предоставлены Александром Пакиным

Оставьте первый комментарий для "На Урал на велосипеде"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.