Добрые дела юных следопытов

Движение скаутов в Коми отметило 30-летний юбилей

В сентябре исполнилось 30 лет со дня основания скаутской организации в Коми. С приходом перестройки пора красных галстуков практически повсеместно в стране закончилась, но организации, сплачивающие подростков и воспитывающие из них настоящих граждан-патриотов, не исчезли – взамен пионерскому возродилось скаутское движение. «Скаут» с английского переводится как «разведчик». Именно лучшие идеи скаутинга в свое время стали основой пионерии. В эпоху перемен произошел обратный процесс – на смену пионерам пришли скауты. В Коми организаторами скаутского движения в 1990 году стали молодые учителя Сергей и Алла Таскаевы. К юбилею организации Сергей Таскаев предоставил редакции «Республики» свои воспоминания о делах и свершениях сыктывкарских скаутов.

Рождение движения

22 сентября 1990 года в сыктывкарской школе №16 был создан первый скаутский патруль «КЕДА» («Кеда есть – дойдем до Альтаира»). Его придумали и вовлекли ребят в новое движение учителя этой школы, супруги Сергей и Алла Таскаевы. Прошло два года, и организация вышла на более высокий – городской уровень.

– В 1992 году я устроился методистом во Дворец пионеров и школьников, – вспоминает Сергей Таскаев. – Директором ДПШ была замечательная женщина Татьяна Николаевна Садилова. Она внимательно выслушала мое предложение о создании сыктывкарской городской скаутской организации и выделила под это комнату в филиале ДПШ по улице Малышева, 13.

Начинать пришлось с нуля – не было ни денег, ни спонсоров, все приходилось делать своими руками. С большим трудом удалось отвоевать квадратные метры в филиале, который со временем начал именоваться центром следопытов святого Стефана Пермского. По мысли Сергея Викторовича, «следопыты» применимо к скаутскому движению звучит точнее и правильнее, нежели «разведчики», ведь в планах у молодого организатора были походы с ребятами, изучение родного края. Верным помощником на этом пути стала жена – Алла Александровна Таскаева (уже много лет АлСанна).

Именно АлСанна придумала проект, который на долгие годы стал брендом сыктывкарских скаутов. В тот период она работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Лицее народной дипломатии и, побывав на семинаре по краеведению в Москве, узнала о молодежных палаточных лагерях при возрождающихся храмах и монастырях. В Коми точкой отсчета в этом начинании стал байдарочный поход до деревни Канава в Усть-Куломском районе.

– Когда участники похода возвращались домой, они заехали в разрушенный и запущенный Троице-Стефано-Ульяновский монастырь. Православная обитель производила удручающее впечатление, – продолжает свой рассказ Сергей Таскаев. – И сразу же, как яркая вспышка, пришла идея: а почему не организовать здесь палаточный лагерь и не начать работу по восстановлению монастыря? Эта грандиозная идея захватила меня сразу.

Правда, в отделе по охране культурного наследия Министерства культуры РК пыл молодого лидера скаутов слегка охладили. Его руководитель, историк Сергей Павлюшин, с которым Сергей Таскаев знаком еще по студенческой скамье, полушутливо-полусерьезно сказал: «Ты бы поначалу выбрал поменьше памятник!»

– Он знал, что говорил, – признает собеседник издания. – В 1990 году специалисты отдела провели паспортизацию монастыря и видели масштабы разрухи.

Тем не менее первый палаточный лагерь скаутов был организован именно в Ульяновском монастыре. Причем на это благое дело Таскаева и его команду благословил будущий епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

В то время Сыктывкарская епархия еще не была создана, а храмами на Коми земле ведала Архангельская и Мурманская епархия. Лидер скаутов выяснил, что епархия собирается восстановить монастырь, готовится устав обители, а этим вопросом занимается иеромонах Питирим (Волочков), который служит в Скоропослушническом женском монастыре в Печоре. Туда Сергей Таскаев и направился за благословением.

Сергей Таскаев, епископ Питирим и патриарх Алексий II. Сыктывкар, май 1996 года.

– Из бывших бараков были обустроены жилые корпуса, церковь. Для меня это было открытие, ведь я сам родом из Печоры, – вспоминает Сергей Викторович. – Отец Питирим распорядился, чтобы меня покормили. Очень хорошо помню постную кашу из перловки с огурчиком. Съездили в речную часть города, он показал мне фундамент будущей церкви недалеко от речного пароходства. Это было начало нашего знакомства с будущим архиепископом Сыктывкарским и Коми-Зырянским Питиримом.

Следующим летом, в июне 1993 года, на территории Ульяновского монастыря появился палаточный лагерь скаутов. Назывался он «Первый Международный финно-угорский скаутский лагерь». Сбор стартовал в Сыктывкаре, куда съехались скауты из других регионов страны, а также ребята из районов республики, всего собралось более ста человек. Загрузились на теплоход «Северянин» и пошли вверх по Вычегде до Ульяново.

Восстановительные работы начались с консервации кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы: вдоль стен убирали грунт, огромные, с человеческий рост, окна закрывали досками, дыры на кровле – листами железа. В числе участников был и руководитель отдела по охране культурного наследия Сергей Павлюшин.

– Все было впервые. Новые люди, наш первый скаутский храм, первый лагерь в Ульяново, новые друзья. Вечером – песни у костра. О каждом участнике лагеря я мог бы говорить бесконечно. Важно, что Ульяновская монастырская обитель заложила основу скаутинга в Республике Коми, начался процесс формирования команды. С АлСанной до лета 1993 года мы были только вдвоем, а с первого лагеря в Ульяново образовалась команда единомышленников, и мы вместе могли сделать многое, – подчеркивает Сергей Таскаев.

Но пришлось столкнуться и с проблемами, разочарованиями. Осенью того же года Сергей Викторович вновь навестил обитель и был потрясен, когда увидел на земле выбитые с окон щиты. На алтаре церкви на пыльном полу красовалась надпись: «Зря стараетесь».

– Это была негативная реакция определенной части местного общества на первые робкие попытки возродить монастырскую обитель, – считает лидер скаутов.

Скауты в Ульяновском монастыре. Слева – Алла Таскаева.

Единомышленники

Без соратников и бескорыстных помощников в таком деле не обойтись. В числе тех, кто стал единомышленником Сергея и Аллы Таскаевых, – Екатерина Туева, Сергей Гуров, семья Есевых из села Ульяново и еще многие другие.

Учитель начальных классов Екатерина Туева работала в Корткеросском Доме пионеров и согласилась перейти работать в центр следопытов в Сыктывкаре.

– Многие годы она тащила на себе две ноши – педагога дополнительного образования и бухгалтера нашей общественной организации «Ассоциация скаутов Сыктывкара». Она стала нашим другом и товарищем, – рассказывает Сергей Таскаев. – Другим нашим другом и единомышленником стал Сергей Гуров, студент истфака. Накануне первого скаут-лагеря я искал волонтеров и посетил свой родной исторический факультет. В результате этого визита в нашей скаут-компании появился Сергей Гуров. Физически сильный, обаятельный молодой человек, отменный гитарист, родом из Инты. Он прошел почти через все наши летние ульяновские лагеря (а их было 11), бывал и в зимних рождественских лагерях, участвовал в историко-православных конференциях, обучался в скаутских тренировочных лагерях в Крыму, Великобритании. Его вклад в развитие скаутинга в Республике Коми огромен.

В Ульяново организаторы скаутской организации подружились с семьей Есевых – Юрием Михайловичем и Маргаритой Александровной, их детьми – Евгенией и Семеном и родителями – Михаилом Семеновичем и Александрой Ивановной. Их дом находится на берегу монастырского озера. Гостеприимная семья помогала волонтерам всем чем могла.

Юрий Есев был не просто водителем грузовика, «транспортной составляющей», а другом. Маргарита Есева угощала скаутов вкусностями и окружала душевным комфортом. Как подчеркивает Сергей Таскаев, без семьи Есевых многое в ульяновском лагере не было бы сделано.

Добрым словом руководитель скаутов вспоминает иеромонаха Иону – из числа первых иноков Ульяновской обители. Он служил в Петропавловском приходе села Усть-Кулом, который восстанавливали скауты по окончании работ в Ульяновском монастыре. Как отмечает собеседник издания, отец Иона, наверное, был единственный священник, который в Ульяновской обители относился к скаутам с доверием и любовью. После того как ребята восстановили алтарь в нижнем храме Петропавловского прихода, он сказал слова, которые запомнились им на всю жизнь: «Сердце храма снова забилось!»

Насыщенная делами жизнь

Восстановление православных святынь – важное, но далеко не единственное дело скаутов.

Фактически у скаутов с 1993 по 2003 год сложилась программа лагерей и сборов: зимний Рождественский лагерь при Ульяновском монастыре, 4-8 января; летний при этом же монастыре, 20-30 июня, Крымский – июль-август.

Большим достижением было получение Коми скаутским центром святого Стефана Пермского лицензии на образовательную деятельность при министерстве образования республики. Лицензирование образовательных учреждений тогда только начиналось, скауты-следопыты одними из первых получили такую лицензию, отмечает Сергей Таскаев.

Издательский отдел центра выпускал журнал «Скаутский вестник», книги для этнокультурного центра гимназии искусств при главе Коми.

Многолетним проектом была доставка Вифлеемского огня в храмы Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Более десяти раз контейнер со священным огнем доставлялся по маршруту: Вифлеем – Москва – Сыктывкар – Троице-Стефано-Ульяновский монастырь.

С 1993 года начался процесс интеграции скаутов Коми с другими скаутскими организациями. К сожалению, со временем многие из них прекратили свою деятельность. Да и ассоциаций следопытов Сыктывкара и Коми в их прежнем виде тоже уже нет. Но Таскаевы все так же организуют лагеря по восстановлению храмов, а еще появилось новое направление работы – поисковое. Отряд «Наследие», которым руководит Сергей Викторович, выезжает на «Вахты памяти» в Псковскую область.

Скаутский центр активно взаимодействовал с Лицеем народной дипломатии, где работала Алла Таскаева, а с 1995 года – с гимназией искусств при главе Коми, где теперь трудятся Сергей Викторович и Алла Александровна.

Одно из очередных мероприятий скаутов состоялось буквально только что: 27 сентября следопыты провели в Ульяновской обители республиканский сбор «Коми Джамбори-2020». После того как братия монастыря отслужила молебен «на начало всякого доброго дела», каждому участнику сбора повязали галстук с эмблемой российского скаутинга «Будь готов!».

– История скаутинга в Республике Коми продолжается, – заключает собеседник издания.

Галина ВЛАДИС

Фото из архива Сергея и Аллы Таскаевых

Оставьте первый комментарий для "Добрые дела юных следопытов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.