Органические ограничения

С нового года в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Развитие органического хозяйства, помощь фермерам, которые таковым занимаются, этим законом признаются одним из основных направлений господдержки в сфере сельского хозяйства. Что это означает для нашей республики?

На заседании правительства Коми министр сельского хозяйства и потребительского рынка республики Анатолий Князев сообщил, что в связи с появлением нового закона изменения нужно будет внести и в региональный – №128 РЗ («О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми»). Аграриев, производящих органическую продукцию, выделят в отдельную категорию получателей поддержки, чтобы оказывать им помощь на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Также нужно будет устранить в региональном законе некоторые противоречия с федеральным, актуализировать некоторые статьи, касается это помощи фермерам и личным подсобным хозяйствам – доведение до них средств после этого должно стать проще.

Федеральным законом определены понятия «органическое сельское хозяйство», «производитель органической продукции». Однако трудно рассчитывать на то, что под такие понятия в Коми подпадет много хозяйств. Все крупные сельхозпредприятия, по всей видимости, в «органические» не попадут, поскольку есть ряд ограничений, например, птицу нельзя держать в вольерах, она должна обязательно «пастись» на улице, причем регламентировано, сколько места должно приходиться на одну голову, теснота не допускается. Это касается и коров, и овец, и других животных. Запрещены искусственные корма, есть ограничения по использованию агрохимикатов, антибиотиков, ГМО и многие другие. Не смогут получить «органические» сертификаты и тепличные хозяйства – полностью исключена популярная у нас гидропоника. Есть запреты и по породам – так называемые «интенсивные» не годятся. Например, в современных условиях курица такой породы выращивается в течение 40 дней, после чего ее уже можно отправлять на мясо, а «органическую» курицу нужно растить не менее 80 дней. Соответственно, и затраты вырастут в два раза, и мясо будет стоить как минимум вдвое дороже.

Анатолий Князев отметил, что это направление, с одной стороны, подошло бы нашим оленеводам: в тундре олени постоянно на свободном выгуле, круглосуточно находятся на чистом воздухе, питаются исключительно подножным кормом – травами, ягелем. С другой стороны – оленей обязательно надо прививать от ряда болезней, от сибирской язвы например. Без такой вакцинации действующий закон вообще запрещает держать стадо. А по «органическому» закону прививки под запретом. Министр выразил надежду, что закон доработают и вакцинация животных препятствием для получения «органического» сертификата не станет. А пока же на такой документ могут рассчитывать в основном очень небольшие сельхозпредприятия, где работают по старинке: держат на скотном дворе небольшое количество животных или птицы и практически никаких современных достижений науки для их кормления, поддержания в здоровом состоянии не используют. Могут попасть в рамки сертификата и те, кто, например, выращивает картофель. У нас на севере вредителей меньше, так что использования химикатов можно избежать. Но все же, по мнению министра, даже если фермеров, которые станут сертифицировать в Коми свою продукцию как органическую, будут единицы, это уже достижение.

Сертификация продукции как органической – дело абсолютно добровольное. Для этого нужно обратиться к специальному оператору в регионе, который, кстати, у нас пока и не определен. Возможно, такая станция появится на базе института повышения квалификации работников АПК. Другой вопрос: а нужно ли это самим фермерам? И будет ли в регионе спрос на органическую продукцию?

– Поскольку товары эти однозначно дороже, у них будет свой, индивидуальный покупатель, ориентированный именно на такую продукцию, – пояснил Анатолий Князев, добавив, что покупатели, естественно, должны быть довольно обеспеченными людьми, а таковых больше в Москве, чем у нас. И он знает производителей подобной продукции в регионах, близких к столице России, и большая часть их товара уходит именно в Москву.

– Надо понимать еще одно: есть экопродукция и есть органическая продукция. Это абсолютно разные вещи, – отметил министр. – Закона по экопродукции в России пока нет, в отличие от действующих законов в других странах. И по тем законам в производстве экопродукции могут присутствовать и агрохимикаты, удобрения, даже гормональные препараты. Приставка «эко» просто означает то, что производится эта продукция без ущерба природе, окружающей среде. И бывает, что наши производители этим «эко» спекулируют, ставят его на свои товары, хотя в России такого понятия нет вообще. Наши коллеги из Минсельхоза РФ пытались выставить на обсуждение проект закона по экопродукции, но потом убрали.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Артура АРТЕЕВА

Оставьте первый комментарий для "Органические ограничения"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.