Дмитрий Бажуков: «Перспективы развития у регби в Коми есть»

Регби – экзотический вид спорта не только для Коми, но и для России вообще. Увидеть его по телевидению даже сейчас, когда есть целый национальный спортивный канал, большая редкость. Между тем, этот вид спорта развивается, крепнет Федерация регби России, с каждым годом становится все больше ее региональных представительств. В интервью «Республике» президент Федерации регби Коми Дмитрий Бажуков рассказал о перспективах развития этой командной игры в регионе.

– В фильме «Тюряга», где блистал молодой Сильвестр Сталлоне, есть драматичная сцена, когда его герой играет в регби под дождем. Наверное, просмотр фильма или что-то подобное подтолкнуло к тому, чтобы начать продвигать этот вид спорта?

– Есть гораздо круче фильм на самом деле. Советую посмотреть «Непокоренный» Клинта Иствуда. В основе сюжета там реальные события, происходившие во время третьего чемпионата мира по регби в 1995-м году в ЮАР. Там показано, насколько важную роль сыграл спорт в объединении ЮАР в эпоху Нельсона Манделы и пост-апартеида.

С 2008-го года я работал учителем истории в селе Пажга Сыктывдинского района, теперь сменил род деятельности и перебрался в Сыктывкар. Но по-прежнему работаю в Пажге в центре дополнительного образования. Раньше занимался там с детьми туризмом и ОФП, а два года назад переключился на регби. Давно искал именно мужской вид спорта. Потом просто купил мячик, поиграли с ребятами и поняли, что это круто. У самого двое сыновей подрастает, хочу их воспитать по-мужски, привить характер. Старший сын у меня уже на секции занимается, там я ребят держу в строгости, если кто-то матом выразится, то сразу отжимается, никто не пьет и не курит. Это стараюсь прививать, а регби своего рода фундамент.

– Насколько было трудно создавать федерацию в Коми?

– Главной проблемой для нас было поле. Долго искали, где можно играть. Администрация Сыктывкара пошла навстречу, выделив поле во дворе дома №185 на улице Морозова. К первой половине августа оформим договор об установлении сервитута, на основании которого получим полное право пользоваться полем, но обязуемся его облагородить и поддерживать в надлежащем виде. Там есть беговая дорожка, турники и так далее. Наша цель в этом году поставить специальные регбийные ворота, сделать освещение и, если успеем, восстановить дренаж. У нас есть спонсоры по некоторым направлениям, поэтому уверен, что справимся еще до зимы. В следующем году соорудим раздевалку и как-то огородим поле, потому что там собак выгуливают и, хотя бы низенький забор нужен, чтобы они туда не забегали. Но для местных жителей там все всегда будет открыто. В перспективе сделаем еще небольшую трибуну для зрителей.

А так мы официально аккредитованы в Федерации регби России, ездим туда на курсы повышения квалификации регулярно. После того как федерацию возглавил руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев, ощущаем поддержку, вид спорта реально развивается.

– Сколько всего людей в Коми занимаются регби?

– В Пажге у нас есть условия для занятий, там порядка тридцати ребят занимаются. Наш регби-клуб называется «Snowmen» (в переводе с английского «Снеговики», – авт.). Плюс с сентября буду вести секцию в Выльгорте. Еще у нас у одного тренера в Палевицах секция, то есть, видите, весь Сыктывдинский район охвачен. В Сыктывкаре пока людей немного, потому что мы только недавно начали развиваться здесь. В Печоре около двадцати парней сами по себе занимаются, они не хотят делать клуб, а просто тренируются и участвуют в различных соревнованиях, например, в Ухту приезжали на Масленицу, в килу играли. Кила – это похожая на регби игра, но с упрощенными правилами, она зародилась на Руси за тысячу лет до появления регби. В Ухте тоже есть ребята, которым это интересно, но они только в килу играют. Вместе с печорцами объединяемся и ездим на разные соревнования, то есть получается своего рода сборная Коми. Например, поедем в январе в Зеленоград на турнир по зимнему регби.

– В соцсетях была критика по поводу того, что вы выбрали название на английском языке для клуба, мол, непатриотично.

– Мы играем не только в регби, но и, как уже сказал, в килу. Правила игры в килу восстановили буквально четыре года назад. Сейчас этот вид развивается семимильными шагами. Кстати, три недели назад прошел турнир по киле «Кубок Русского Севера» на острове Кижи. Нас туда звали, но у меня травма – вывих плеча, – и мы не поехали. Основные отличия в том, что людей меньше играет, – если в классическом регби 15 на 15 человек, то там 5 на 5, – мяч тяжелее, пасовать его можно как вперед, так и назад, а в регби только назад или по поперечной линии. Так вот, в киле команды называют на русский манер – ватагами, соответственно, ватаги тоже принято называть по-русски, например, мы свою назвали «Булава». А родиной регби является английский город Рагби, поэтому и назвали клуб по-английски, отдав дань уважения корням этого вида спорта. Ну и еще называем себя «снеговиками», потому что начали играть зимой. Вообще есть много разновидностей игры в регби: регби-7, пляжное и зимнее регби. Считаю, что в силу особенностей климата наиболее перспективным для нас является зимнее регби. Летом все в отпусках и на дачах, поэтому зимой люди играют активнее всего.

– Задача игроков в американском футболе и регби добежать с мячом до противоположного конца поля сквозь толчею противников или же нанести точный удар в ворота. Это слишком примитивное представление?

– В сущности это так и есть, но только вот нюансов много. Особенно в регби, потому что американский футбол – это ведь тоже упрощенный вариант английской игры. Кстати, кила по правилам больше похожа на американский футбол. У меня даже один знакомый регбист из Подмосковья, сравнивая эти виды спорта, сказал такую интересную вещь: американский футбол и кила – это шашки, регби – это шахматы. Вы удивитесь, но есть на самом деле много общего у регби с шахматами. Допустим, есть игроки большие и тяжелые, они, как ладья – идут только вперед и рассчитаны на разрушение защиты противника, есть игроки маленькие и шустрые, такие тоже нужны, они где-то перепрыгнут, где-то оббегут. Скажем, такой прием как «крест» напоминает движение коня в шахматах. То есть у всех на поле свои тактические задачи, поэтому игра похожа в этом плане на шахматы. Правила занимают 256 страниц, это огромный талмуд, где куча всяких тонкостей.

Создателем Федерации регби СССР был Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора, сам летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Он полюбил эту игру, в том числе и потому, что построение игроков в регби ему напомнило построение истребителей. Они идут тройками: один впереди, два прикрывают. В регби один бежит впереди, а сзади его плечом к плечу прикрывают другие игроки. При этом никто не имеет права забежать вперед, а все ждут, пока мяч подадут назад, и только тогда забегают вперед.

– Насколько травмоопасен этот вид спорта?

– В регби строгие правила по поводу захватов. Человек останавливается только захватом за корпус. Подсечки, подножки, захваты выше плеч – это все запрещено. Детей, прежде всего, учу правильно захватывать и правильно падать. У нас за два года ни одной травмы, кроме ушибов, не было. Важен, конечно, мышечный корсет. Это вообще нужно для любого вида спорта, нужен какой-то каркас, который поможет избежать травм. Но при этом игроки нужны разные, не только большие, есть достаточно худые, которые хорошо бегают и делают финты. то есть мы пробегаем, даем им мяч и они, финтя, «заносят попытку». В тренажерный зал, конечно, надо всем ходить.

– Как в целом в России регби развивается?

– В прошлом году наши женщины выиграли Кубок мира по регби-7, и никто об этом не знает, никто об этом не говорит. Между прочим, регби-7 с 2016-го года олимпийский вид спорта. Его сделали олимпийским, потому что он играется всего семь минут. За это время регбист не так сильно устает и может буквально на следующий день играть. По правилам Международной федерации регби, если играют в «пятнашку» (классическое регби пятнадцать на пятнадцать, – авт.), то отдыхать нужно неделю. Это не формат для Олимпиады, поэтому и придумали регби-7, где правила те же самые, но играют семь на семь на таком же поле и по семь минут.

Есть регионы, где все очень хорошо. Например, в Татарстане, где президентом местной федерации регби является премьер-министр республики. В Красноярске играют в каждой деревне, а игроков местной команды «Енисей-СТМ» приглашают во французские клубы. В России есть регионы, где регби отлично развивается. Регион номер один – Красноярск, номер два – Кубань, потом Казань, Москва и Питер, в остальных дела похуже. Ближайший к нам регион с сильным клубом, который в премьер-лиге играет, это Пермский край (Регбийная премьер лига – элитный дивизион в России, – авт.). Во всех этих регионах регби начал развиваться примерно в девяностые, а у нас самая молодая федерация.

Чем старше федерация, тем больше опытных игроков, которые помогают поднять качественный уровень подготовки воспитанников. После нас самая молодая федерация из ближайших регионов – это Киров. Их федерации шесть лет, они уже смогли воспитать мастера спорта России, который там их тренирует и уровень игроков там естественно выше. Их команда не в премьер-лиге, но на среднем уровне играет. У нас пока есть два игрока, которые играли профессионально. Один, когда учился в лесотехнической академии в Питере, он же является тренером в Палевицах, это Михаил Размыслов, и один учился на юрфаке в Саратовском университете.

В целом по России у нас 12 профессиональных клубов, которые составляют премьер-лигу. Из этих клубов формируется сборная России, почти на девяносто процентов она состоит из красноярских игроков. В целом в мире у нас 24-я позиция. Из постсоветского пространства регби лучше всего развит только в Грузии. Они на 12-й позиции – наравне с Англией, Францией и так далее. Там это спорт №1.

– Можно ли будет в перспективе стать классным регбистом, начав заниматься в Коми?

– Мы запланировали на сентябрь товарищеские матчи с кировской командой «Трудовые резервы». Поедем к ним и сыграем. Вот такие выезды нам надо совершать регулярно, набираться опыта. У нас просто пока нет тренера достаточно квалифицированного. Мы с Михаилом Размысловым проходим обучение в Федерации регби России, ездим регулярно на семинары. Года через три-четыре, думаю, поднимем качество местного регби до уровня, будем воспитывать тут высококлассных регбистов. Пока наша цель повысить массовость, популяризировать регби в Коми. Нужно научить детей играть в регби хотя бы на уровне футбола, у нас же играют во дворах по упрощенным правилам в футбол, но если кому-то особенно интересно, они отправляется в клуб или секцию. Вот мы идем по этому же пути.

Перспективы развития у регби в Коми есть, количество занимающихся будет увеличиваться. В сентябре приглашу тренера из Москвы, он проведет семинар «Займись регби». Это будет большой семинар для школ. Наша федерация предлагает такой вариант развития этого вида спорта: можно назначать в течение года стипендию учителям школ, которые хотят этим заниматься. Раз в три месяца учитель получает четыре тысячи рублей, плюс его подопечные обеспечиваются всем инвентарем: манишками, мячами и так далее. Это мощный импульс дает. Потому что есть физруки, которые приходят в школы, и у них нет какого-то опорного вида спорта. Так почему бы не развивать регби? Кстати, для школы есть тач-регби и тэг-регби, это игра на твердом покрытии, без захватов, только с касанием плеча либо отрывом ленточек. То есть регби можно играть где угодно, и в зале тоже. Такое разнообразие – это один из главных плюсов нашего вида спорта.

Ярослав СЕВРУК

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Дмитрий Бажуков: «Перспективы развития у регби в Коми есть»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.