Общественники обсудили, как привлечь в регион молодых учителей

В прошлом году в педагогические коллективы школ Коми влились 179 молодых специалистов, однако это не покрывает и половины имеющейся потребности в кадрах. Больше всего в образовательных учреждениях республики не хватает воспитателей, учителей английского языка, математики, русского языка, а также педагогов начальных классов. Почему выпускники профильных вузов и педколледжей не стремятся работать по специальности, выясняли участники организованного на площадке Общественной палаты Коми совместного заседания комиссии по социальным вопросам палаты и общественного совета при министерстве образования региона.

Как сообщила замминистра образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова, в целом армия учителей в республике насчитывает 15 тысяч человек, но большая часть, а именно 60 процентов, – это педагоги, отработавшие в школе 20 и более лет. Молодежи до 30 лет не более 25 процентов. Благодаря компенсационным выплатам и надбавке к основному окладу в размере от 25 до 30 процентов зарплата молодого учителя составляет от 18 до 24 тысяч рублей. В детских садах начинающие воспитатели получают от 16 до 20 тысяч, в учреждениях дополнительного образования заработок молодых специалистов – до 18 тысяч рублей. Но по истечении первых трех лет работы стимулирующие выплаты прекращаются, и, чтобы не лишиться доплат, педагог должен защититься на первую квалификационную категорию. При малом стаже и недостатке опыта это получается далеко не у всех.

Вступивший в разговор председатель республиканского профсоюза педработников Михаил Иванов напомнил, почему кадровая проблема не стояла так остро в советские времена. Большую роль играло не только распределение, но и ряд льгот, которых нынче уже нет. Например, сельские учителя были на 100 процентов освобождены от платежей за коммунальные услуги. Сейчас вместо натуральной льготы педагоги на селе получают денежную выплату – две тысячи рублей, да и те стали включать в среднюю зарплату.

Несомненным стимулом в советском прошлом была и северная зарплата. Нынче заработок учителя – что в Краснодаре, что в Сыктывкаре – примерно одинаковый.

И, наконец, чуть ли не самое главное – жилье, которое бесплатно предоставлялось молодым специалистам. По нынешним временам муниципалитеты республики, за исключением разве что Воркуты и Инты, не могут обеспечить учителей квадратными метрами. В Усинске выделяют место в общежитии, в некоторых сельских районах – ведомственное жилье, в ряде других предоставляют арендованные помещения с возмещением или жилье по социальному найму. Но такие случаи редки, в основном же учителям приходится брать ипотеку и покупать квартиру, либо – если это молодые специалисты, прибывшие на работу в сельскую местность, – строить свой дом.

По мнению Михаила Иванова, как минимум, что сегодня можно сделать для привлечения и закрепления молодых специалистов в регионе, это продлить им компенсационные доплаты до пяти лет. Как максимум – добиваться возврата северных зарплат: чтобы оклад по всей стране был одинаковым и к нему прибавлялись северные и районные коэффициенты и надбавки.

– Мы прекрасно понимаем, во сколько это обойдется бюджету, – подчеркнул профбосс, напомнив, какая нагрузка ложится на регионы по выполнению майских указов президента.

Председатель палаты Галина Киселева призвала обсудить и нематериальные стимулы, которые тоже не следует снимать со счетов. Свои соображения по этому поводу изложила руководитель общественного совета при министерстве образования Коми Ольга Уваровская. Во-первых, молодым педагогам надо помочь адаптироваться в новых для них условиях. Зачастую администрация предъявляет к ним такие же требования, как и к опытным специалистам, сразу дает классное руководство, хотя, возможно, выпускник педвуза еще со своим предметом не вполне справляется. Как следствие, молодых учителей преследует чувство невыполненного долга. Во-вторых, по мнению Ольги Уваровской, руководство школы должно отмечать даже небольшие успехи начинающих учителей, методисты управлений образования должны помогать им в выстраивании уроков, а школьные психологи подсказывать, как наладить в классе дисциплину, и научить правильно разговаривать с родителями учеников. Также глава общественного совета призвала создавать при администрациях муниципалитетов комиссии по работе с молодыми специалистами, организовывать своего рода местные отраслевые профсоюзы, ежегодно проводить слет молодых педагогов, больше уделять внимания их профессиональному росту и признанию, разработать программу «школы молодого учителя». Все это будет способствовать обновлению педагогических кадров, ведь, как сказал кто-то из участников обсуждения, «школа затягивает: чем больше в ней проработал, тем труднее уйти».

Галина ВЛАДИС

Добавить комментарий