Сказка возвращается на сцену

В филармонии Коми восстановили спектакль Виктора Морозова «Парма мойд»

Много лет визитной карточкой республиканской филармонии был концерт-спектакль «Парма мойд» («Таежная сказка»). Поставленный Виктором Морозовым весной 1989 года, он более двадцати лет жил на сцене. Но с 2012 года легендарный концерт-спектакль уже не показывали. И сейчас после пятилетнего перерыва его решили восстановить.

Фото Артура Артеева

Концерт-спектакль на коми и русском языках в четырех действиях, поставленный по коми легендам и обрядам, объединил поэзию и музыку, пластику, пение и хореографию. О том, как идет возрождение спектакля, журналисты республиканских СМИ узнали на прошедшей в филармонии пресс-конференции.

– Виктор Морозов впервые поставил «Парма мойд» почти тридцать лет назад, – напомнил худрук ансамбля «Асъя кыа» Александр Титаренко. – Премьера была приурочена к 50-летию ансамбля. Сам Виктор Морозов считал, что «Парма мойд» – это самый удачный его творческий проект. Я же могу сказать, что это еще и одна из самых сложных программ для ансамбля. Музыка здесь сказочная и точно соответствует тексту.

Главный балетмейстер ансамбля «Асъя кыа» Дмитрий Бушуев отметил новизну столь масштабного спектакля для восьмидесятых годов:

– В этой постановке Виктор Морозов отошел от отдельных концертных номеров к многообразию жанров в едином сюжете. Это действительно спектакль, в нем есть сюжетная линия, которая держит зрителя. В других регионах страны такого спектакля в то время не было. Программу ставили сразу четыре балетмейстера. Здесь много сольных номеров, что дает хорошую возможность танцорам показать свое мастерство. «Парма мойд» – это наше достояние, подарок республике от Виктора Морозова.

Главный хормейстер «Асъя кыа» Алексей Разбаков отметил такую особенность постановки, как подвижный хор. В одной сцене его участники во время исполнения песен двигаются по сцене вместе с реквизитом – веточками.

– Артистам приходится обыг-рывать музыкальные движения, – пояснил хормейстер. – В одной из картин артисты хора сами подыг-рывают себе на шумовых инструментах, без сопровождения оркестра. Кстати, этот номер очень нравится детям, которые, как известно, самый строгий зритель.

Сейчас в составе ансамбля «Асъя кыа» осталось не более десятка человек, которые участвовали в первом показе спектакля в 1989 году. Один из них – народный артист Коми Анатолий Смирнов.

– У ансамбля тогда был очень плотный гастрольный график, – вспоминает он. – Виктор Петрович предложил нам взять с собой на гастроли по стране ноты и минимальный реквизит. И в других городах мы репетировали прямо перед началом концертов. В итоге с двухмесячных гастролей мы привезли практически готовую постановку.

Анатолий Смирнов как в старой, так и в новой постановке исполняет роль сказителя и играет на коми народном инструменте брунгане.

Руководитель оркестра «Асъя кыа» Алексей Чашников отметил тот факт, что Морозов при написании музыки к «Парма мойд» взял за образец коми фольклор. В создании музыки к этому спектаклю композитор опирался сразу на три фольклорных традиции: вычегодско-сысольскую, вымско-удорскую и ижмо-печорскую. Также он играл жанрами, использовал разнообразную музыку, вплоть до рока. А введение им в музыкальную часть двух синтезаторов можно назвать революционным шагом для того времени.

Кардинальных перемен в восстановленном спектакле не будет. Немного изменилось звучание оркестра, установлено современное светодиодное оборудование, обновлены костюмы и реквизит. На этой неделе начались сводные репетиции ансамбля, а премьера возрожденной постановки запланирована на 20 апреля. Также пройдут три показа для детей. Но им покажут только первое, самое динамичное действие сказки.

Артур АРТЕЕВ

Оставьте первый комментарий для "Сказка возвращается на сцену"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.