Глоток демократии по-сыктывкарски

В конце марта столица Коми обрела 42-го по счету градоначальника. Валерий Козлов избран абсолютным большинством голосов городских депутатов на пятилетний срок в спокойной внутрипартийной обстановке. Предыдущие четыре мэра по разным причинам складывали свои полномочия досрочно. «Республика» решила вспомнить, как такие вопросы решались в начале новейшей истории России, а именно в марте 1990 года. Года, переломного для страны и республики во всех смыслах этого слова. Именно тогда закладывались основы нового государственного устройства. Как это было и что от этого осталось,  в новой рубрике издания – «Провинция».

Владимир Липатников – надежда красных директоров. Фото Дмитрия Напалкова

Хулиганы портфели делят!

Такой тревожный сигнал поступил первому секретарю Коми обкома КПСС Юрию Спиридонову тихим мартовским вечером 1990 года. Звонил председатель горис-полкома столицы Владимир Липатников с докладом о ходе первого собрания только что избранных депутатов.

Выборы 1990 года стали для партноменклатуры своеобразным Рубиконом. Еще никто не отменял шестую статью Конституции СССР о «руководящей и направляющей» роли КПСС, еще оставались в руках ниточки и рычаги реальной власти, и Ельцин еще не сдал своего партийного билета в самой оскорбительной для большинства коммунистов форме. Но пять лет перестройки сделали свое дело. Партийные троны зашатались, и наиболее дальновидные функционеры сделали свой выбор в пользу лозунга «Вся власть Советам!».

Так что выборы 1990 года в этом контексте выглядели весьма значимо. Хотя само по себе скромное мартовское собрание новоиспеченных сыктывкарских депутатов – всего лишь крошечный и забавный эпизод.

Сама процедура первых выборов хотя и контролировалась партийцами по привычным схемам, но в целом результат все же был в значительной степени непредсказуемым. В Верховном Совете Коми АССР ситуация для «перебежчиков» складывалась явно благоприятно. Но в столице ясности не было. Одобренные горкомом КПСС кандидаты «пролетали» в массовом порядке. Не последнюю роль в этом сыграл рукописный черный список кандидатов от партноменклатуры. Подготовил и тайно растиражировал его младший научный сотрудник Алексей Калиновский. Вообще-то по тем временам это был вполне уголовно наказуемый подвиг. Реальные сроки давали и за меньшее. Наверняка эта скромная листовка войдет в новейшую историю республики как пример самой дешевой и эффективной политической антирекламы.

Тогда у большинства «самостийных» кандидатов не было ни денег, ни возможностей для покупки СМИ, ни красочных листовок, ни интернета, не говоря уж о подарках, чаепитиях и других достижениях политтехнологий. Избиратель толком не знал никого из предложенного в бюллетене списка. И если в его руках оказывалась листовка Калиновского, то он хотя бы знал, кого ему нужно точно вычеркивать. И мог посоветовать друзьям и родственникам.

В этой ситуации места одобренных «сверху» кандидатов занимали никому не известные учителя, врачи, инженеры, ученые. Столичный горком КПСС выборы проиграл с треском. Лишь единицы номенклатурных партийцев прорвались в совет. Да и то в основном за счет личного обаяния.

По тогдашним правилам для победы на выборах в первом туре необходимо было набрать более 50 процентов голосов избирателей. Такого результата сумели добиться менее ста кандидатов. Всего округов было 150, поэтому по итогам первого тура получившие полномочия депутаты не составляли кворума. Второй тур должен был состояться через три недели. Но мандаты новым народным избранникам вручать надо сразу, для чего избирательная комиссия и собрала их в актовом зале горисполкома.

И тут еще даже неоперившаяся оппозиция повела себя неожиданно нагло: предложила немедленно приступить к разработке нового регламента, а для подготовки чернового варианта создать из уже избранных депутатов координационный совет.

Присутствующие коммунисты восприняли эту вылазку как попытку захвата власти и начали активно возражать. Демократы уступали в числе, но превосходили своих оппонентов в молодой энергии, которой питало их революционное время. Председателя горисполкома, который попытался согнать со сцены новоиспеченного депутата, освистали. Вот тогда и прозвучал этот загадочный звонок.

Владимир Липатников исчез, зато появился депутат – второй секретарь горкома Анатолий Каракчиев. Он выступил с примиряющей речью и попросил о небольшом перерыве. Тем временем в зал срочно были мобилизованы отсутствующие партаппаратчики. И если первые выступления и кандидатуры поступали в основном со стороны стихийных демократов, то вторую часть списка сформировали уже опомнившиеся коммунисты. Координационный совет утвердили, и секретарь горкома вновь удивил начинающих политиков. Он не только пригласил всех в свой «высокий» кабинет, но и напоил чаем с печеньем и рассказал смешную историю про тот самый звонок Липатникова Спиридонову.

Демократы расходились по домам в приподнятом настроении. Ведь буквально с ходу, без подготовки, удалось выйти на диалог с высоким начальством. Наверняка и партаппаратчики облегченно перевели дух. Некоторые из них – зря.

Юноши 90-х выбирают.

Дайте карты в руки

Начался подготовительный период к первой сессии нового городского совета. Первыми свое «политическое лицо» показали демократы. Около тридцати человек зарегистрировали группу «Обновление». Объединяло их общее понимание необходимости государственного переустройства на базе демократических принципов и возраст: от 30 до 40 лет. В группу входили ученые, юристы, инженеры, рабочие. Два сопредседателя по очереди вели бурные, как и положено демократам, дискуссии на самые разные темы.

Следом зарегистрировали свою группу 16 коммунистов. На самом деле членов КПСС среди депутатов было около 80 человек.

Затем доктору Валентине Патрушевой удалось каким-то образом зарегистрировать самую многочисленную группу – до 50 депутатов – по профессиональному признаку: учителя и врачи.

В действительности даже депутаты, формально входившие в группу, далеко не всегда голосовали и выступали на сессиях согласованно. Более того, пожалуй, самая влиятельная часть депутатов – руководители крупных предприятий – и вовсе не регистрировала никакой группы, хотя на этапе формирования исполнительной власти красные директора явно выступали с заранее подготовленных позиций. Интересно, что именно эта тенденция оказалась самой живучей. Более того – получила достойное развитие и в день сегодняшний.

Первая сессия нового горсовета вызвала беспрецедентный интерес общественности. Слухи о первой за последние 70 лет открытой битве за власть заполнили столицу. В переполненном актовом зале делались ставки и заключались пари. Зрители стояли в проходах и даже в фойе.

Формально первая сессия должна была утвердить регламент работы совета и после небольшого перерыва избрать освобожденного председателя, его заместителя и председателя городского исполнительного комитета. А по сути именно тогда, пожалуй, впервые на местном уровне открыто столкнулись интересы разных групп населения. И уже тогда стало ясно, что интересы эти выражают отнюдь не партии.

Конечно, главным был вопрос о власти. Коммунисты продвигали на два главных поста двух секретарей горкома – Михаила Чеусова в совет и Анатолия Каракчиева в горисполком. Директора на своих тайных посиделках сформировали другую (уже «антипартийную») пару: директор речного порта Анатолий Сальников и действующий председатель горисполкома Владимир Липатников. Учителя с докторами заняли позицию классического «болота», группа из своего состава кандидатов не выдвигала, а голосовать намеревалась по обстоятельствам. «Обновление» выдвинуло на пост председателя совета инженера Виталия Шахова.

Позиция коммунистов, озвученная Михаилом Чеусовым, оказалась стандартно невыразительной. Никакой реакции зала не последовало. А Анатолия Сальникова с его чисто хозяйственной программой атаковали друзья-демократы и часть примкнувших к ним учителей.

Самой «загруженной» оказалась демократическая платформа. Ее критиковали и коммунисты, и директора, и старшее поколение депутатов. Итоги первого тура голосования удивили всех.

Первый секретарь горкома КПСС Чеусов набрал 16 голосов (ровно по численности депутатской группы) и выбыл из дальнейшей борьбы. Разрыв между опорой красных директоров и неизвестным инженером Шаховым оказался совершенно незначительным.

Во втором туре коммунисты, оставшись без собственного кандидата, естественно, проголосовали за Анатолия Сальникова. Получилось, что победили именно директора, а отнюдь не коммунисты или демократы.

Анатолий Каракчиев – лидер нового поколения.

Свой среди чужих

Пожалуй, из партийцев только Анатолий Каракчиев правильно определил для себя наиболее перспективное направление атаки.

В горкоме КПСС второй секретарь традиционно курировал промышленность и должен был разбираться в вопросах экономики. Анатолий Каракчиев на своем посту поддерживал тесные контакты с институтом экономики и прессой. Он не гнушался лично выступать в городской газете с передовыми концепциями того времени.

А накануне выборов орган обкома КПСС – газета «Красное знамя» – вдруг начинает буквально громить столичный горисполком. Тут и квартиры по блату, и дефицитные товары по списку, и «строится город, как попало», и т.п. По тем временам – настоящие гвозди.

Компромат публиковался последовательно и наделал много шума. Ведь тираж «Красного знамени» был около ста  тысяч экземпляров. И это несмотря на то, что в номенклатурных кругах того времени Владимир Липатников имел устойчивую репутацию крепкого хозяйственника и «своего парня»: «Под себя много не гребет», – говорили про него.

В итоге Владимир Липатников не только проиграл выборы в своем округе, но и в глазах депутатов заработал кучу «черных шаров». И даже поддержка красных директоров ему не помогла. Более того, его будущий преемник получал своеобразный карт-бланш на разгон всего «запятнанного» аппарата исполнительной власти (что впоследствии и произошло).

За сами выборы горкому КПСС можно было смело поставить неуд. И только его второй секретарь Анатолий Каракчиев проявился с удобной для него стороны. Он удачно дистанцировался от группы коммунистов. В «Обновление», естественно, не вошел, но активно участвовал в обсуждении самых разных вопросов. Конкурента не чернил, а только беззлобно пошучивал. В итоге секретарю горкома быстро удалось стать почти своим в чуждом до этого окружении. По сути он и был своим вполне искренне. Искусство заключалось в том, чтобы это доказать.

В общем не очень-то и тернистый, но волнительный путь закончился заслуженной победой. Демократы внесли в обсуждение кандидатур необходимую остроту, раскачали «болото» и обеспечили Анатолию Каракчиеву убедительное большинство. 14 марта 1990 года он стал председателем исполкома Сыктывкарского городского совета народных депутатов. После реорганизации органов власти, в соответствии с новой Конституцией Республики Коми, 10 июля этого же года Анатолий Каракчиев стал главой администрации Сыктывкара.

Виталий ШАХОВ

1 Комментарий для "Глоток демократии по-сыктывкарски"

  1. Автор всех трех фотографий — Напалков Дмитрий.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.