Вторая родина зеленых эмигрантов

В последние годы на сельскохозяйственных ярмарках и «зеленых» базарах в республике все чаще можно встретить саженцы какой-нибудь совершенно необычной для севера диковинки. Чего только не предлагает современный рынок: сливу, вишню, груши и даже абрикосы. Покупать этих недешевых «чужеземцев», с тем чтобы присадить на дачном участке, или не покупать, каждый решает сам. И тем не менее лучше все-таки прислушаться к мнению специалистов. Далеко не всем известно, что уже на протяжении нескольких десятилетий в ботаническом саду Института биологии КНЦ УрО РАН идет серьезная работа по интродукции деревьев и кустарников: здесь выращивают растения, ареал обитания которых находится далеко за границами республики.

0_4

Научный сотрудник отдела «Ботанический сад» КНЦ УрО РАН кандидат биологических наук Леонид Мартынов провел для журналиста «Республики» экскурсию по дендрариуму – о своих питомцах он может рассказать многое. Ботанический сад в столице Коми зародился в голодные военные годы, и поначалу его основной целью было обеспечение населения посадочным материалом, плодово-ягодными кустарниками, а также селекция новых видов кормов. В 1944-м питомник Коми филиала АН СССР получил высокий статус ботанического сада. Здесь произрастают несколько тысяч редких, исчезающих, лекарственных, экзотических видов растений, проводятся многочисленные научные исследования, обмен растениями с другими ботаническими садами.

Сегодня коллекция ботсада насчитывает порядка 600 таксонов (видов, разновидностей, сортов) древесных растений из разных географических зон. Самая большая коллекция чужеземцев представлена дальневосточными видами, собраны также коллекции и североамериканских, и европейских видов. Переселенцев здесь внедряют, изучают, отбирают наиболее устойчивых. Зимо-устойчивость – один из основных факторов, на который делается акцент. Все ж таки хоть и глобальное потепление, а север. Процесс интродукции, рассказывает ученый, весьма и весьма длительный. Бывает, дерево или кустарник на первых порах чувствует себя неплохо, приживается, растет как ни в чем не бывало. Но проходит пять, десять, а то и 20 лет, и гибнет по непонятным причинам.

И все-таки глобальное потепление сказывается, и это, как рассказал Леонид Мартынов, весьма заметно по многим растениям, которые стали чувствовать себя намного лучше.

Касается это и плодово-ягодных. Удивительную зимостойкость, например, обнаруживают отдельные сорта малины, крыжовника, а также слива. С упоминанием о сливе, которую в ботсаду окрестили просто как «домашняя», Леонид Мартынов раздвигает густой кустарник, демонстрируя сплошь увешанные плотными зелеными плодами ветви.

Эту сливу в ботсад с российского юга завез садовод-любитель, за что ее и назвали «домашняя». Плоды сливы – вкуснейшие, сочные, не хуже, чем привозные. И это еще одно доказательство, что и на севере при желании и терпении может расти южный фрукт.

Очень популярной у дачников в последние годы стала гортензия древовидная, которая, как и все гортензиевые, родом из восточной части США, но встречается также в Индии и Китае. Дачники и садоводы любят растение за неприхотливую натуру и букеты с яркими и сочными цветами.

Многие дачники-экспе-риментаторы пытались прижить у себя на участке веточку винограда, привезенную с юга. Но в большинстве случаев – тщетно. А вот девичий виноград чувствует себя в южных районах республики весьма неплохо. Правда, его ягоды в пищу непригодны. Это растение выполняет в основном декоративную функцию. Главным его украшением является роскошная листва. Лианы, быстро разрастаясь, способны покрыть собой большие площади. На юге России эту особенность обычно используют, чтобы прикрыть неприглядные места на приусадебном участке, а на юге республики этими лианами порой украшают площадки перед офисами.

О туях Леонид Мартынов говорит с особым пиететом. Уже давно эти вечнозеленые пришельцы из восточных районов Северной Америки покорили сердца наших дачников. Замечательна туя западная желтая, или шаровидная, или западная колоновидная, которые за счет цвета и формы придадут оригинальность любому ландшафтному дизайну. Растет в ботсаду и видовая туя – огромное дерево, посаженное еще в 1964 году. А при нынешнем климате, говорит ученый Мартынов, до таких размеров дерево вырастет куда быстрее.

Общие правила ухода для туи одни: растение не любит тенистых и ветреных участков, но и палящие лучи солнца переносит плохо. Идеальное место для посадки – легкая и влажная почва, в сухой и глинистой земле растение начнет желтеть и чахнуть.

Некоторые дачники, присадившие лесные можжевельники на участках в качестве живой изгороди, вот уже года два наблюдают печальную картину их увядания. С чем это связано – даже ученым непонятно. По мнению дендролога Мартынова, имеет смысл воспользоваться самым неприхотливым из всех представителей этого рода – можжевельником казацким.

Этот стелющийся кустарник, по виду тоже чем-то напоминающий тую, способен вырастать до полутора метров в высоту, а в ширину, постепенно укореняя ветви, – более чем на 20 метров. Его очень любят ландшафтные дизайнеры, ведь он не требователен к почвам, к тому же терпит жару, мороз, ветра и засухи, плюс ко всему обладает сильными фитонцидными свойствами. Не теряет растение своей декоративности и зимой. Единственный его недостаток – резкий неприятный запах при растирании, который придает ядовитое эфирное масло сабиноль.

Прекрасно чувствует себя на юге республики и кипарисовик горохоплодный. Всего известно семь видов этого растения, варьирующихся по цвету от голубого до желто-зеленого. Но только два вида прижились на территории нашей страны. Крона дерева представляет собой узкий конус, на котором расположены плоские ветви, лежащие в горизонтальной плоскости. Очень красивое дерево, которое при желании можно перенести из сада в дом, где оно также будет чувствовать себя замечательно. При нынешнем климате, говорит Леонид Мартынов, из черенка до небольшого деревца кипарисовик при соответствующем уходе вырастет за пять лет.

Еще одна изысканная уроженка Северной Америки прекрасно чувствует себя в дендрариуме ботсада. Это магония падуболистная, которая принадлежит к семейству барбарисовых.

Это вечнозеленый кустарник, правда, зимой листва приобретает красно-бурый цвет. Цветки у магонии ароматные, ярко-желтые. Благодаря этому в ландшафтном дизайне магония используется довольно-таки часто. Растение плодоносит. Ягоды при соответствующем климате появляются в конце лета, а пробовать их можно уже в начале осени. Плоды сине-черные, с сизым налетом, на вкус кисло-сладкие.

По ходу экскурсии Леонид Мартынов ознакомил с общими правилами ухода за деревьями: прикормка, внесение органики, которую любят все деревья, а иностранцы – особенно. Но главное, нужно время от времени окапывать приствольный круг. Понятно, что ни одно дерево не выживет без своевременного полива, особенно в засушливую погоду. Равно как и ни одно растение не переносит застоя воды.

В европейской группе у садоводов-любителей весьма популярным становится миндаль низкий. В этом году «европеец» цвел обильно, уже завязались и плоды. Передать словами всю красоту цветущего миндаля просто нет возможности. Главная его особенность – он неплохо чувствует себя и при обилии солнечного света, и в холодное время года.

Замечательно чувствуют себя на юге республики и клены. Дендролог продемонстрировал усеянное крылатками, или, как называет их порой детвора, «вертолетиками» (плоды клена), дерево. Это клен полевой, по происхождению – «голландец». Соцветия клена – желтые метелки. Как и его дальневосточный коллега, растущий, правда, не деревом, а в виде крупного кустарника, – клен гиннала, необыкновенно красив осенью.

Клены, как и все деревья, требуют соответствующего ухода. В этом плане самый неприхотливый, теневыносливый и не слишком требовательный к земле, а также не подверженный болезням и вредителям является их североамериканский побратим, который также прекрасно чувствует себя на земле Коми – клен колосистый.

Приусадебные участки редко когда украшают плодовыми кустарниками. Смородина альпийская является исключением. Густая зелень, обильное цветение и яркие ягоды выделяют ее среди других растений. А если дачнику необходимо отгородиться от соседского участка, а во многих садоводческих обществах заборы между соседями запрещены, то лучшей живой изгороди и не придумать. При соответствующей посадке, своевременной и правильной стрижке кустарника может вырасти замечательная пышная «пограничная полоса».

Невозможно рассказать обо всех зеленых эмигрантах, но не упомянуть об актинидии коломикта нельзя. Это мощная древовидная лиана (амурский крыжовник). Растение очень устойчиво к заболеваниям, и вредители ею не интересуются. Листва у лианы крупная, густая и очень декоративная: в разные периоды развития актинидия меняет окраску, а ближе к осени становится еще более праздничной – на одном кусте могут присутствовать одновременно розовые, малиновые, фиолетовые и коричнево-красные тона. Весьма ценны и небольшие ягоды актинидии, которые, как утверждает экскурсовод-дендролог, по вкусу весьма напоминают тархун. А вообще актинидию называют северным лимоном, ведь ее ягоды – настоящий кладезь витаминов, особенно витамина С, его содержание в пять раз больше, чем в смородине.

Актинидия очень не любит близость водоемов, поэтому сажать ее нужно там, где нет высокого залегания вод. Красавица очень ревнива и агрессивна к соседним растениям, она сильно подавляет другие деревья, а ее быстро расползающиеся корни будут угнетать корневую систему соседей.

Покидая сад, можно обратить внимание на оригинальное дизайнерское оформление: огромный тополь стоит в кольце низкорослых хвойных. Оказывается, хвойные – это сибирская ель. Как говорит Леонид Мартынов, сотворить такое чудо на своем участке возможно. Главное, правильно выкопать ель – с комом земли, и точно разместить по кругу. После чего постригать хвою, формируя верхушку. Лет 10-12 терпения, и хвойный круг будет готов.

Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

IMG_2744 туя IMG_2823 дуб IMG_2783 слива

Оставьте первый комментарий для "Вторая родина зеленых эмигрантов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.