В районах делят дороги

Участники президиума Госсовета Коми обсудили полномочия по содержанию дорог, улиц и переулков внутри поселений. По их мнению, федеральный закон, принятый в 2015 году, передавший ответственность за поселенческую дорожно-уличную сеть на муниципальный уровень, добавил проблем районным властям, которых обязали строить автомобильные дороги на месте улиц и переулков.

L-kg2PnFPos

Как отметил руководитель администрации Корткеросского района Василий Гончаренко, в прошлом году на баланс муниципалитета были переданы поселенческие дороги, после чего районные власти столкнулись с ухудшением качества дорог, их содержания и ремонта:

– Мы нанесли вред состоянию дорог и считаем, что необходимо вернуть полномочия по их содержанию и ремонту на уровень поселений.

По его словам, в состав Корткеросского района входят 18 сельских поселений, по которым проходит 461 километр дорог общего пользования, из которых 329 километров региональных и 132 километра – муниципальных автодорог, находящихся на балансе муниципалитета. Также в составе дорожной сети три понтонные переправы и три мостовых сооружения. Кроме этого, к ним добавились 254 километра улично-дорожной сети сельских поселений. На их ремонт, содержание и безопасность дорожного движения муниципалитет ежегодно выделяет порядка 55 миллионов рублей.

На основании федерального закона № 136 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, и с 1 января 2015 года полномочия по поселенческим дорогам относятся к муниципальному району.

– До вступления в силу этого закона наши сельские поселения содержали уличную дорожную сеть, используя для этого все нормативные правила по благоустройству. Использовали все необходимые средства: содержали, чистили, восстанавливали знаки, контролировали дороги, особенно зимой. Глава поселения, зная все свои закоулки, мог спокойно контролировать и своевременно влиять на обслуживание дорог. Но закон расслабил глав поселений и дал им возможность отказаться от этих полномочий, возложив всю ответственность, все улочки, переулочки и тропинки на районную власть, – пояснил Василий Гончаренко.

Сельские поселения при утверждении реестра объектов муниципальной собственности обозначают уличную дорожную сеть как улицы жилой застройки, тем самым наделяя их статусом автомобильных дорог местного значения.

– Сложившаяся практика по судебным решениям 2015 года показывает, что уличная дорожная сеть сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, то есть автодорогой в соответствии с классификацией, которая утверждена федеральным законом. Получается, что все дорожки, которые есть в районе, считаются дорогами, и мы должны заниматься ими согласно классификатору, – рассказал руководитель администрации, подкрепив слова слайдами, на которых были изображены так называемые «дороги».

Все проблемы, которые ранее были на «сельских улочках и дорожках», теперь возложены на районные власти. Так, в муниципалитете за последний год открыто 50 с лишним исполнительных производств по выявленным нарушениям. Их через суды главы поселений автоматически передали на исполнение районной власти с требованием привести к нормативному состоянию уже не по правилам благоустройства, а по классификатору автомобильных дорог.

– Нам необходимо произвести сплошную инвентаризацию всех этих 254 километров. Но для того, чтобы разработать проект по организации дорожного движения, потребуется минимум 15 миллионов рублей. А на элементарные ремонты по этим 50 искам потребуются огромные средства. Для понимания: чтобы из одного километра этих улиц сделать один километр дороги, нам надо 10 миллионов рублей, – пояснил Василий Гончаренко. – Поэтому или мы потратим все деньги, которые есть в муниципалитетах и даже в республике на то, чтобы превратить поселенческие улицы в автодороги, или же законодательно возвратим полномочия по дорожной деятельности на поселенческий уровень, где улицы будут содержать по правилам благоустройства, на что требуется намного меньше средств. Наше предложение – выйти с подобной законодательной инициативой в Госдуму.

Замминистра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства республики Эдуард Слабиков добавил, что это проблема не только Корткеросского района, предложив на площадке Госсовета собрать отдельное совещание с главами сельских поселений.

– Ведь что происходит. Глава поселения начинает вести межевание участка дороги, а кадастровый инженер, который приступил к решению этого вопроса, пишет в кадастровом паспорте, что это автомобильная дорога, – рассказал Эдуард Слабиков. – Реально там, конечно, никакой дороги нет, потому что есть пять категорий автомобильных дорог.

Кадастровый инженер просто одним росчерком пера перечеркивает все, что есть по факту. На эту дорогу, так называемую, приезжает сотрудник ГИБДД и выписывает административное нарушение главе поселения по приведению ее в нормативное состояние согласно ГОСТам автомобильной дороги, более того, в паспорте даже не написано, какой категории дорога. Но привести к ГОСТам – это построить заново автомобильную дорогу, где ее реально нет. И вот такая ситуация у нас сплошь и рядом. Это происходит даже в отношении зимних дорог, к которым не применимы эти ГОСТы.

По мнению председателя комитета по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрия Шатохина, определиться с понятийным аппаратом необходимо прежде всего на федеральном уровне.

– Если федеральное законодательство четко разъяснит, что такое дорога, а что такое улица, проулок и т.д., оно снимет все проблемы. Тогда за районами останутся крупные дороги, в том числе и в населенных пунктах, а за поселениями – улочки, проезды, переулки. Ранее было четко все сказано, что дорожная деятельность внутри населенных пунктов остается за сельскими поселениями, сейчас законодатели обязали закрепить это уже региональным законом. Конечно, мы можем дорожную деятельность вернуть в сельские поселения, но там возникнут проблемы с деньгами дорожного фонда, так как внутри поселения нельзя будет их использовать, а это не совсем правильно. Есть крупные населенные пункты, такие как Визинга, Усть-Кулом, Корткерос, где есть дороги, но они не смогут пользоваться фондом. А это достаточно большие средства – от 15 до 20 миллионов рублей. Тут действительно такая коллизия, и если бы федеральный законодатель нам бы четко сказал, было бы легче, – рассказал Дмитрий Шатохин.

Валентин ТИМЧЕНКО
Фото пресс-службы
Госсовета Коми

4hubBGk-uy8

Оставьте первый комментарий для "В районах делят дороги"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.