Спектакль, который каждый трактует по-своему

Зрители признались, что проект «Globaly wanted» их взбудоражил и разморозил

В Сыктывкаре завершились трехдневные гастроли финского театра «Новый мир» со спектаклем «Globaly wanted», который был показан на подмостках академического театра драмы имени Виктора Савина. Спектакль задолго до проката в Сыктывкаре обрел скандальную славу в кругах православных педагогов, посчитавших, что постановка носит элементы порнографического характера. По счастью, это оказалось преувеличением, и проект «Новый мир» не постигла участь оперы Шостаковича «Балда», которая принесла скандальную известность театру оперы и балета Коми в 2006 году.

IMG_7663

Напомним, тогда с подачи местного духовенства был отменен показ оперы, поставленной в нашем театре в юбилейный год композитора, что вызвало бурный резонанс в среде российской театральной общественности. Как оказалось, и на сей раз православные общественники, впечатленные публикацией в одной из городских газет, охарактеризовавшей спектакль «про секс и насилие», зря ломали копья. Спектакль «Globaly wanted», безусловно, эксперимент театра пластики, по экспрессии и чувственности разве что чуть превосходящий спектакль Романа Виктюка «Есенин», который был показан сыктывкарскому зрителю в прошлом году в театре оперы и балета и, по счастью, не «замеченный» слишком ревностными поборниками морали. Напомним, сотрудничество театра драмы имени Виктора Савина и театра из Финляндии началось на площадке российско-финляндского культурного форума, во время которого режиссер Сейа Хаккарайнен оценила формат сцены театра драмы, после чего совместно с администрацией сыктывкарского театра было принято решение проката «Globaly wanted». На предваряющей встрече с журналистами заместитель директора театра Владимир Казаковцев отметил, что заведомо организаторы не употребляют слово «спектакль», настраивая зрителей на перформанс, на эксперимент. В европейских странах, где финнам доводилось прокатывать проект, творчество «Нового мира» характеризовали также по-разному. Для одних это был «визуальный театр», для других – «физический театр», третьи расценили постановку как цирковое представление. Сейа Хаккарайнен рассказала, что коллектив основан в 2006 году группой свободных художников – драматических актеров, музыкантов, акробатов, балетных артистов. За девять лет коллективом было поставлено более 70 шоу, стилизаций, перформансов, концертов. премьера «Globaly wanted» состоялась в Финляндии в 2011 году и вызвала разный эмоциональный отклик зрителей. многих смутило разнообразие представленных жанров: музыка, пластика, акробатика, паркур, воркаут, элементы театра драмы, пантомимы и рок-музыки. Режиссер считает, что спектакль посвящен проблемам глобализации, одиночества, поиска любви, строительству семейных отношений. по ее мнению, это одна из самых удачных работ труппы. Тогда же она отметила, что не понимает и не принимает русский классический театр, в котором «много текста». Театр «Новый мир» несет невербальное искусство, которое, по ее мнению, понятно всем на уровне эмоций, сопереживания, чувств. Участники проекта неустанно подчеркивали, что весь спектакль строится на импровизации. один из актеров – создатель международной организации паркура пертту пихлайа – подчеркнул на пресс-конференции, что задача актеров – импровизировать, а цель режиссера – выбрать из импровизации отдельные фрагменты и как из пазлов создать единое целое. Вся идея нанизывалась на декорацию – большой металлический куб, который в спектакле символизирует мир, где строят отношения его герои. Задолго до премьеры артисты узнали о скандальной славе постановки в Коми. Финский режиссер считает это чисто идеологическим моментом в отношениях России с Западом.
– Для искусства не должно быть никаких табу, – увенчала она щекотливую тему на встрече с представителями Сми. иТаК, что же увидел сыктывкарский зритель и что могло насторожить ценителей семейных устоев? За что западная пресса оценила «Globaly wanted» как «отрыжку почерневшего бурлеска»? при этом автор рецензии из издания «Helsingin Sanomat», правда, добавил: «Я понятия не имею, с чем это можно сравнить. Ни с чем. Страшно и в то же время приятно наполняться такими чувствами». На сцене металлический куб, в котором пять «героев» строят взаимоотношения. Кто они: людичеловеки, приматы, высшие существа, инопланетяне – тут зритель вправе трактовать как угодно. одна из актрис театра драмы, например, увидела души. Хотя для «душ» в них все же много плотского. Как бы там ни было, это история отношений, и все же отношений людей – единственных, способных на такую широкую гамму чувств. они «принюхиваются» друг к другу, прицениваются, они способны унижать и заступаться, обижать и быть обиженными, оттолкнуть и быть отвергнутыми. Не важно, какого они пола и принадлежности, ведь речь здесь, как во всем, что ставится на всех сценах и подмостках мира, – о любви. о некой формуле любви, о ее составляющих, о хрупкости и выживаемости. мир этих героев разделен на «до» и «после». Вначале спектакля они облачены в чернобелое, но в какой-то момент их одеяния становятся кричащими, яркими. Время от времени по ходу действа они выходят за пределы куба и возвращаются в него другими. В какой-то момент они «ломают» свой дом-куб, а вместе с ним «ломаются» и сами, представ перед зрителем на костылях, в лангетах, а один – на инвалидной коляске, которая вдруг станет точкой опоры для нескольких героев сразу. после первого проката зрителям предложили встретиться с финскими актерами для обсуждения спектакля. Неудивительно, что первый вопрос, адресованный режиссеру, касался главного: что это было и о чем, собственно, шла речь? понятно, что зрителей интересовала прежде всего сюжетная линия постановки. – В мире нет единой правды, правд несколько, пусть каждый решает сам, – ответила режиссер Сейа Хаккарайнен. Встреча в фойе длилась почти час. Финские артисты вели себя непосредственно, не без удовольствия отвечая на вопросы. отчаявшись добиться «момента истины»,
попав под безусловное обаяние гостей, зрители переключились на бытовое: хобби, семьи и прочее. Выяснилось, что за все время существования театра через него прошли порядка 250 человек. В их числе практически не было профессиональных артистов как таковых. Были акробаты, работники цирка, гимнасты, музыканты, художники, просто люди, любящие театр. У каждого из пяти актеров, задействованных в «Globaly wanted», есть профессия. один художник, один садовник, одна балетная актриса – самая молодая участница проекта, один музыкант-звукорежиссер. о музыке поговорили отдельно. Как отметил звукорежиссер проекта, который, как выяснилось, неплохо владеет русским языком, музыку он нанизывал прямо по ходу репетиций, в зависимости от пластических решений. один из профессиональных музыкантов, присутствовавших на проекте, заметил, что в музыкальной ткани спектакля была использована цитата из «Кармен». опровергать сей факт звукорежиссер не стал. под занавес обсуждения одна из зрительниц призналась: – Ничего подобного мы не видели, но вы взбудоражили нас, это точно. мы испытали такие необычные чувства, как будто вы нас разморозили, – восхищенно произнесла поклонница. Гости в свою очередь признались, что аплодисменты во время действия, которые не приняты в Европе, пришлись им очень по душе и что сыктывкарского зрителя они будут вспоминать часто.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

IMG_9373

IMG_7675

IMG_7653

Оставьте первый комментарий для "Спектакль, который каждый трактует по-своему"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.