Иван Лысенков: «От спайсов не существует противоядия»

В течение двух месяцев в Сыктывкаре в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения проходили семинары на тему «Спайсы: мифы и реальность». Организовала цикл профилактических мероприятий Коми республиканская общественная организация «Здоровая республика». На одном из таких тренингов – в медицинском колледже – побывала и корреспондент «Республики».

jBO60CKbXtw

В актовом зале собрались студенты первого курса медколледжа – подростки лет пятнадцати. Уже по разговорам «в кулуарах» было понятно, что о курительных смесях (спайсах) и их воздействии на организм юноши и девушки, по крайней мере, слышали.
Семинар вел главный внештатный специалист министерства здравоохранения Коми по профилактической медицине кандидат медицинских наук Иван Лысенков. Разговор с аудиторией он начал с несложного вопроса: «Что такое спайсы?» Ответы звучали самые разные: «наркотики», «трава», «курительная смесь». Самым неожиданным был ответ: «специи». Но Иван Лысенков подтвердил, что с английского слово «spice» действительно переводится как «специя». И опаснейшие наркотики получили столь невинное название отнюдь не случайно: наркоторговцы сразу стали создавать самый главный и самый опасный миф – о безвредности спайсов. Ведь что такое специя в бытовом понимании? Безвредная, а иногда и полезная приправа к еде. Такой же безвредной травкой наркоторговцы пытались (и до сих пор пытаются) представить спайсы, выдавая их за «натурпродукт».
Иван Лысенков подчеркнул, что никаких безвредных спайсов нет и быть не может. Курительные смеси подчас выглядят как обычная трава, но их внешний вид не должен вводить в заблуждение: на самом деле это химия, которая причиняет тяжелый вред всему организму. Сушеную ромашку, укроп или другую траву опрыскивают раствором синтетического наркотика, который обладает сильнейшими токсическими свойствами. Смертельной может оказаться самая маленькая доза этой курительной смеси.
После вопроса: «Кто употреблял спайсы?» в зале повисло молчание.
– Как же, так они и сознаются! – усомнилась одна из студенток.
Вдруг с заднего ряда прозвучал девичий голос:
– А у нас в школе мальчик умер от спайсов.
Иван Лысенков рассказал, как и почему умирают от спайсов, буквально посекундно описав ощущения курильщика. Смерть может наступить уже через две минуты после первой затяжки.
На тридцатой-сороковой секунде после первого вдоха токсического вещества у курильщика расширяются зрачки, на исходе первой минуты резко повышается артериальное давление, склера глаз становится красной. Потом начинается рвота.
– Неукротимая рвота, – подчеркнул Иван Лысенков. – Ее не могут остановить даже врачи скорой помощи.
Рассказ лектора сопровождался соответствующими иллюстрациями на экране. Они были так красноречивы, что одна из слушательниц попросила: «Давайте дальше, а то и меня уже подташнивает».
На этапе «неукротимой рвоты» курильщик позитивных эмоций не вызывает. Но потом становится еще хуже: у потребителя спайсов возникает паника, он испытывает беспричинный страх смерти. Пытаясь спастись от неизвестной угрозы, курильщик может выпрыгнуть из окна девятого этажа, кинуться с ножом на близких или причинить вред себе.
Паническое состояние сопровождается галлюцинациями, а точнее, кошмарными видениями. Иван Лысенков рассказал о случае, очевидцем которого он стал во время работы врачом скорой помощи. Бригада медиков приехала по вызову: по детской площадке бегал голый парень лет шестнадцати, весь в крови. Он отмахивался, будто отбиваясь от кого-то. Когда врачи поймали его и привели в чувство, юноша рассказал, что сделал несколько затяжек спайсом – знакомые угостили. И угодил в настоящий кошмар, из которого не было выхода. Вернуться в реальность ему помогли врачи, но, опоздай они чуть-чуть, последствия нескольких затяжек были бы трагичны. Началось бы воздействие на сосудистый и дыхательный центры головного мозга. Тут есть два варианта: спайсы могут вызвать полную блокировку дыхания и кровообращения – и тогда наступает смерть. Если блокировка частичная, шанс «откачать» курильщика еще есть, но после этого он уже не будет прежним.
Последствия «нескольких затяжек»: уже после первого приема спайсов возникает наркозависимость, снижается интеллект, нарушается мышление, ухудшается память. От неоднократного употребления происходит дегенерация мозга, курильщики теряют способность выполнять даже простую работу, элементарные упражнения на сообразительность, которые не вызвали бы затруднений у учеников начальных классов, ставят взрослых потребителей спайсов в тупик.
– У нас уже есть люди, которые в двадцать с небольшим лет стали нетрудоспособными из-за употребления спайсов, – сообщил Иван Лысенков. – Они становятся инвалидами, и это на всю оставшуюся жизнь, потому что нервные клетки не восстанавливаются.
Лектор рассказал еще об одном случае из практики бригады скорой помощи: приехав по вызову, врачи увидели двоих мальчишек. Те были без сознания, все синие, валялись в своих рвотных массах – отравились спайсами. Медикам удалось откачать подростков, но жить дети продолжили в вегетативном состоянии
(в народе известном как состояние «овоща»).
– Употребление спайсов – это смертельно опасная игра в русскую рулетку. Никто и никогда не скажет, чем обернется для человека одна затяжка, – подчеркнул Иван Лысенков.
После завершения семинаров Иван Лысенков рассказал корреспонденту «Республики»
об итогах цикла мероприятий.
– Так что же знают сыктывкарские студенты о спайсах?
– Знают они много, но не все, что они знают, – правда. Главное заблуждение: молодые люди считают, что спайсы безвредны. Этот миф надо развенчивать всеми способами на всех доступных площадках.
Курительные смеси – это не просто наркотики. Есть версия, что спайсы, которые контрабандно доставляют из-за границы, – боевые отравляющие вещества, которые действуют сразу, с одной затяжки, нанесенный ими вред непоправим. И придумали их специально, чтобы отравить нашу молодежь. Один вдох – и человек становится неадекватным или умирает.
Потребитель спайсов разрушает не только свою жизнь, но и жизнь всей своей семьи. Один из подростков чуть не умер от отравления курительной смесью, был доставлен в больницу, там его откачали, но спайсы вызвали тяжелейшие необратимые изменения в организме. Отец этого подростка лишился работы и теперь ухаживает за ребенком, ставшим инвалидом. Мать, не выдержав свалившихся на нее испытаний, ушла из семьи. О таких случаях тоже надо рассказывать: это действительно страшно.
Информация о вреде спайсов актуальна уже не только для подростков, но даже для детей десяти-двенадцати лет. Возраст начала потребления курительных смесей снижается, чем меньше ребенок, тем он более наивен. Он ничего не знает об опасности употребления курительных смесей, его легче обмануть, чем и пользуются наркоторговцы. Не обязательно собирать большие аудитории, беседы с небольшими группами слушателей так же эффективны.
– Бытует мнение, что курительные смеси распространяются среди молодежи. А встречались ли вам немолодые потребители спайсов?
– Если они и есть, то это, скорее, исключение из правила. Потребители спайсов – это все-таки подростки и молодые люди в возрасте до тридцати лет. Хотя был в моей практике случай, когда пришлось спасать взрослого мужчину. Он шел по улице, обнаружил, что у него закончились сигареты, а на углу стояли подростки, курили. Прохожий попросил у них сигаретку, они посмеялись и угостили. Мужчина даже до дома не дошел – упал без сознания на улице. Потом выяснилось, что сигарета была со спайсом. И этому человеку еще относительно повезло – затяжка курительной смесью могла стоить ему жизни.
Один из жителей Сыктывкара, которого друзья угостили сигаретой со спайсом, дома вышел на балкон покурить. Долго не возвращался, жена забеспокоилась, вышла на балкон, а муж уже не дышит. Когда скорая приехала, молодой мужчина, отец двоих детей, был мертв. И это от одной сигареты.
– Много ли в вашей практике было смертельных случаев от употребления спайсов?
– В качестве врача скорой помощи с первыми отравлениями спайсами я столкнулся года два-три назад. К счастью, в моей практике летальных исходов не было, всех удавалось спасти. Тут важно не опоздать. Хотя бывают такие случаи, когда врачи ничего не могут сделать, потому что от спайсов не существует противоядия. Хорошо, если отравление не фатально и удается поддерживать жизненно важные функции курильщика, помогает интенсивная терапия. А иногда даже не знаешь, чем помочь, потому что неизвестно, какие вещества в этих спайсах намешаны.
Однажды в наркологию полицейские доставили молодого человека с признаками отравления. Он, пока был в сознании, сказал, что курил спайс. Потом ему стало хуже: давления почти нет, пульс редкий. Лекарства, которые мы применяли, будто в песок уходили – никакого эффекта.
– Присутствовали ли на тренингах молодые люди, которые употребляли спайсы? Делились ли они с вами впечатлениями?
– В общей сложности в тренингах участвовали порядка тысячи трехсот человек. Несколько человек рассказывали о своем опыте употребления спайсов – и опыт этот негативный. Всем им потом пришлось лечиться в больнице. Больше рассказывали другие истории: был знакомый, нормальный парень, учились вместе. Он начал употреблять спайсы, успеваемость ухудшилась, из учебного заведения отчислили, возникли серьезные проблемы со здоровьем, теперь молодой человек не вылезает из больниц.
Были и другие рассказы, которые меня порадовали, – благодаря нашим тренингам несколько человек отказались от предложения попробовать спайсы. Юноша, побывав на одном тренинге, через несколько дней пришел на тренинг в другом учебном заведении и рассказал, что после нашего мероприятия оказался в компании, где ему предложили покурить спайс. Однако молодой человек, вооруженный знаниями о необратимых последствиях употребления курительных смесей, не только сам отказался от предложения, но и отговорил еще нескольких знакомых. По-моему, уже одно это говорит о том, что проведенные мероприятия были эффективны.
Людмила ВЛАСОВА
Фото vk.com/zdorovkomi

Инд колледж 6

Оставьте первый комментарий для "Иван Лысенков: «От спайсов не существует противоядия»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.