Ваш защитник

В рамках проекта «Ваш защитник» известный адвокат, заместитель председателя Общественной палаты Коми Роман Койдан отвечает на вопросы жителей Коми. «Республика» предлагает читателям комментарии юриста к самым актуальным вопросам.

– Мы паркуем свои автомобили на дворовой территории, граничащей с детским садом. На территории детсада недавно возвели новые деревянные веранды, в выходные эти веранды обрабатывали неизвестным составом, который частично покрыл три автомобиля. Мой автомобиль пострадал больше всего. Самое неприятное, что данную проблему удалось обнаружить только во вторник. Подскажите, как поступить? Доказательств вины подрядчика мало – только свидетельские показания жильцов дома. Можно ли предъявить подрядчику работ иск о возмещении ущерба, причиненного имуществу?

– Для начала надо зафиксировать повреждения. Лучше всего вызвать полицию по факту повреждения транспортного средства. Заявление в письменном виде надо писать по статье 167 УК РФ и подавать в полицию. Попросить привлечь виновных к ответственности (заявление примет дежурная часть и выдаст талон). Пусть проведут осмотр места происшествия, установят подрядную организацию, выполнявшую работы. Свозите авто на диагностику, пусть составят смету на ремонт. Справку о размере ущерба приобщите к материалу. Когда полиция проведет проверку и будет собран материал, можно готовить гражданский иск.

– 3 июня авиакомпания «Норд-авиа» вместо прямого рейса (5Н 501 в 20.25 из Домодедово) Москва – Сыктывкар выполнила рейс Москва – Архангельск – Сыктывкар. О том, что самолет летит в Архангельск, пассажиры узнали только в самолете. Следующий рейс в Сыктывкар из Домодедово лишь через сутки. На мой вопрос, смогу ли я улететь на следующий день по этому билету (живу в Москве, потому могла бы вернуться домой), пилот ничего не ответил. Четверо в итоге лететь через Архангельск не согласились и остались в Москве: они побоялись, что судно в аварийном состоянии и его перегоняют на ремонт в родной город. Уверена, что их билеты пропали и вынужденную ночевку в Москве им не оплатили. В аэропорту не было представителя авиа-
компании (со слов пилота), потому мы не услышали официального объяснения причины. По словам пилота, ему самому позвонили за час до вылета и приказали доставить «Боинг» в Архангельск, потому что он на следующее утро должен выполнить рейс за границу. Как следует поступать пассажиру в такой экстренной ситуации? Конечно, сейчас у каждого есть мобильный телефон, но мы, во-первых, совершенно не знаем своих прав, а во-вторых, не знаем того, куда можно и нужно звонить в таких случаях, чтобы получить оперативную реакцию в любое время суток.

– Вопрос отрегулирован Федеральным законом «О защите прав потребителей». Он предусматривает право потребителя на оказание услуги, оговоренной в договоре, и права на полную и достоверную информацию об услуге. Все существенные условия договора перевозки содержатся в билете и в правилах перевозки пассажиров, утвержденных авиакомпанией. Маршрут полета и время вылета и прилета – существенные условия договора, которые не подлежат изменению в одностороннем порядке. В случае если перевозчик нарушил условия заключенного договора, потребитель по своему выбору имеет право в письменном виде потребовать от авиакомпании:

– расторжения договора и возврата денежных средств;

– уменьшения цены договора;

– исполнения договора третьими лицами и возмещения убытков.

Если потребитель указывает требование о возврате денежных средств, то он указывает реквизиты для их перечисления. Требования заявляются в письменном виде и направляются почтой с уведомлением о вручении с описью вложения в конверт. Если перевозчик в течение 10 дней отказывается удовлетворять условия претензии, то потребитель имеет право подать исковое заявление в суд по своему месту жительства и взыскать сумму по договору, неустойку, компенсацию морального вреда, сумму штрафа. Это что касается гражданско-правового порядка восстановления своего нарушенного права.

Дополнительно, что касается ответственности перевозчика – с заявлением о привлечении к административной ответственности можно обратиться в управление Роспотребнадзора, в прокуратуру либо в ФАС.

– Подскажите, в какие сроки производится выплата стоимости проезда к месту отдыха? И может ли сумма выплачиваться по частям?

– Это зависит от того, где гражданин работает. Скажем, оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов (ст. 325 ТК РФ).

У работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, условия и порядок предоставления компенсации на отпуск, а также ее размер определяются коллективными соглашениями, внутренними приказами, трудовыми договорами. В этом случае необходимо внимательно почитать документы.

Ответ на второй вопрос также зависит от того, где человек работает. Если в организации, финансируемой из федерального бюджета, то может по частям, то есть часть до поездки, часть – после. Если работодатель к бюджетной сфере не относится, то условия и порядок надо смотреть в вышеуказанных документах.

 

Свои жалобы Роману Койдану жители Коми могут оставить на сайте информагентства «Комиинформ», где работает специальный раздел, или отправить на электронный адрес газеты «Республика».

Оставьте первый комментарий для "Ваш защитник"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.