Взгляд в прошлое

В Национальной галерее восстановили выставку 1947 года

Масштабный портрет Сталина, портреты знатных стахановок – женщин-лесорубов и токарей, плакаты и книжные иллюстрации сыктывкарских книг времен войны – все это можно увидеть на новой выставке в Национальной галерее Коми. В данном случае новое – хорошо забытое старое. Экспозиция – это реконструкция выставки 1947 года.

7 ноября 1947 года в новом здании Художественного музея (сейчас Национальная галерея Республики Коми) состоялось торжественное открытие «Выставки произведений художников Коми АССР к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Она вошла в историю как первая выставка Художественного музея. На новой выставке представлено более половины произведений с выставки 1947 года. Часть их хранится в фондах Национального музея Коми, а часть в галерее. К сожалению, треть работ была утрачена.

– В июне 1947 года Совет министров Коми АССР распорядился передать Художественному музею в аренду жилой двухквартирный дом, принадлежавший Уполсоюзгосплана, в парке имени Кирова, – рассказала «Республике» заместитель директора галереи Надежда Беляева. – Годом ранее этот дом был экспонатом на юбилейной выставке, приуроченной к 30-летию республики. Его привезли в 1946 году в разобранном виде из Княжпогостского района для масштабной выставки. Детали к нему были сделаны на одном из производств Северо-Печорского железнодорожного лагеря, дом из них собран в парке двенадцатью рабочими за 64 часа как пример достижений местного строительства. Каждая квартира состояла из двух комнат и кухни. Находился он на спуске по улице Орджоникидзе. Через год после выставки дом так и стоял недостроенным. Городские власти выделили пятнадцать тысяч рублей, и после небольшого ремонта Художественный музей наконец-то обрел крышу над головой. Этот дом можно увидеть на новой выставке – на этюде Николая Жилина «Домик». В музее шесть маленьких комнаток с низким потолком. Смотреть большие работы в них проблематично – нужно было искать точку, с которой можно охватить взглядом все полотно. В таких условиях в 1947 году и состоялось публичное открытие Художественного музея – выставкой, посвященной 30-летию Октябрьской революции. Здесь он просуществовал до 1962 года, тогда музей переехал на Коммунистическую, 6. Деревянный домик в парке снесли.

На выставке 1947 года в основном представлены работы, созданные в военные и первые послевоенные годы (с 1943 по 1947) и уже закупленные в фонды музея. Среди экспонатов превалировали этюдные пейзажи, портреты передовиков Коми края, но были и новые большие полотна с актуальной тематикой: композиции Жилина «Жатва», Постникова «На лесозаготовках», работа Митюшева «Заполярная кочегарка», созданная им по итогам поездки в Воркуту.

Николай Жилин написал целую портретную галерею известных людей республики. Все персонажи были орденоносцами, героями войны или труда, их список утверждался «наверху». Жилин также автор большого портрета Сталина, написанного в 1945 году. Подвиг героя Великой Отечественной войны Василия Кислякова запечатлен на картине Виктора Постникова. Это одна из самых ранних живописных работ в Коми АССР, созданных во время войны, в 1942 году. А подвиг другого нашего земляка – героя Виктора Лобанова увековечен на полотне Валентина Полякова. На графических этюдах художника можно увидеть воркутинские зарисовки сороковых годов.

Сейчас уже не узнать, как в 1947 году была оформлена художественная выставка, как выглядела экспозиция, в архивах не сохранилось фотографий. Тематические блоки можно представить благодаря каталогу, составленному Виктором Постниковым и Василием Игнатовым. Каталог также стал экспонатом новой выставки, в нем 111 работ десяти авторов.

Также на выставке представлены винтажные агитплакаты на коми и русском языках и иллюстрации одного из основоположников книжной графики в коми изобразительном искусстве Михаила Безносова к первому изданию романа Василия Юхнина «Алая лента».

В одном экспозиционном пространстве показаны произведения художников, выполненные в духе господствующего в советском изобразительном искусстве соцреализма, и небольшие по формату этюды – это работы репрессированных художников Абези и Воркуты – Александра Кузнецова, Анатолия Комарова, Василия Прокошева.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Взгляд в прошлое"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.