По старинным технологиям

Игорь Андриянов делает реплики древних артефактов

Персональная выставка члена Гильдии кузнецов России – мастера Игоря Андриянова «Дерево. Металл. Кость» открылась в Сыктывкаре – в городской галерее «Пейзажи Севера». На экспозиции представлены работы из дерева, металла, кости, рога и кожи, выполненные в традиционной манере. Это реплики различных старинных артефактов, характерных для археологии и этнографии коми и соседних народов.

Более всего Игоря привлекает работа в исторической либо этнической традиции, в том числе создание художественных реплик старинных предметов. Не точных копий, а именно реплик, на которых помимо прочего необходимо еще и нанести мнимый «налет старины».

– Умение что-то мастерить своими руками – это у нас семейное, – рассказал «Республике» мастер. – Особенно работа с деревом, которую я начал осваивать еще лет с шести. Затем стали интересны металл, резьба по рогу и кости, художественное литье, кузнечная ковка, работа с кожей, основы ювелирного дела, работа со специальной химией. С детства меня увлекали история и археология, поэтому есть профильное историческое образование. Мне всегда было интересно воспроизводить предметы археологического наследия и традиционного быта. Я представил на выставке свои работы – от «чудских» украшений до христианских резных крестов.

По мнению мастера, воспроизвести точную копию бывает легко, а вот сделать так, чтобы предмет выглядел как «подлинно старинный», но при этом «тень веков» не лежала бы грязными ржавыми разводами на поверхности, а благородно оттеняла блеск и глянец современных материалов, это бывает самым трудным. Приходится остро развивать в себе чувство меры и вкуса, чтобы патины, коррозия, потертости и прочие искусственные следы времени не заглушили общее благородство форм предмета.

– Сейчас появилось много современных технических средств для копирования либо воспроизведения реплик, – отметил Игорь. – Но мне интереснее работать по старым технологиям, полностью вручную, так, как это делали мастера прошлого. Только в этом случае можно говорить о реальном восстановлении живой традиции. Например, традиционные для севера резные кресты-голгофы принципиально вырезал полностью вручную, начиная от колки плах из бревна и заканчивая полировкой.

На выставке можно увидеть мастерски исполненную реплику резного креста-голгофы XVII века. Вырезан соловецкий крест из березы, отполирован, расписан темперой и покрыт олифой.

– Электроинструменты и современные краски – это, конечно, хорошо, они ускоряют процесс, – сказал мастер. – Но существует огромная разница между тем, что изготовлено руками, и тем, что впоследствии воспроизведено на станке ЧПУ. Ни один станок не способен придать предмету свойства ручной работы, когда едва заметные детали, а иногда и «несовершенства» ручного труда становятся уникальными метками подлинности, аутентичности и признаком следования традиции. Именно поэтому, скажем, у кузнецов в последние лет 20 все более входят в моду следы ручной ковки, грубого абразива и прочие средства создания уникальной текстуры на металлической поверхности. Но хотелось сделать именно так, как это делали раньше. Когда работаешь в такой манере, начинаешь понимать очень многие тонкости и нюансы традиции, логику производственного процесса. Получается своего рода экспериментальная археология или этнография. Если мастер намерен заниматься изготовлением каких-либо сложных художественных работ или композиций, то придется становиться «мультиинструменталистом».

Одним из экспонатов выставки стала настенная композиция – реплика меча-акинака, врезанного в цельный кусок дерева.

– Многие слышали про мечи в камне, но многие ли видели меч в дереве? Когда огонь, опалив и обуглив дерево, сохранил и лежавший на нем меч, и даже остатки его ножен, – рассказал про свою работу Игорь Андриянов. – Подобный меч-акинак скифского времени мог принадлежать воину из народа тиссагетов. Этот народ, согласно Геродоту, обитал в северных лесах, промышляя охотой и занимаясь разведением лошадей. В археологии принято связывать тиссагетов с ананьинской культурой, носители которой считаются прямыми предками коми и других пермских народов. Сами же коми, находя в земле подобные вещи, считали, что их оставила чудь: древние предки, не принявшие христианство и ушедшие под землю вместе со своим имуществом.

Как рассказал мастер, для изготовления работы были использованы ковка, выколотка, оксидирование, патинирование, резьба по дереву, тонировка.

– Когда ковал этот меч, на ходу разбирался в древней технологии монтажа, пару раз консультировался с крымскими коллегами-археологами и членами нашей Гильдии кузнецов России, – добавил мастер.

О чудской древности напоминают и литые, кованые фигурки пермского звериного стиля – реплики археологических находок Ванвиздинской (IV–IX веков) и Вымской (XI–XIV веков) археологических культур.

Экспонатом выставки стала «зырянская пищаль» (турка). Это макет промыслового гладкоствольного кремневого ружья для охоты на крупного зверя, которое использовали коми охотники едва ли не до середины XX века. Также на выставке можно увидеть деревянные коми традиционные календари – пу святцы. Это своего рода палочки с вырезанными насечками и знаками, а также традиционные тасмы – пояса оленеводов. На поясах – накладные украшения из кости.

Выставка будет работать до 9 декабря.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "По старинным технологиям"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.