Шева: гостья или хозяйка?

С детства помню страшные рассказы про шеву. Долгими зимними вечерами бабушка и ее подруги шепотом рассказывали друг другу о том, что шева может вселиться в человека, и тогда тот начинает говорить и вопить не своим голосом. Упоминали какую-то соседку, в которую вселилась шева, и вот бедная женщина с тех пор время от времени кричит что-то непонятное. Слушать такое было жутко, но интересно.

Чревовещательный пророк

Шевой в коми селениях называют сильную порчу. Этот чревовещательный паразит в теле человека ведет себя буйно, любит покушать и мучит несчастного, не давая ему умереть до той поры, пока он не передаст порчу другому человеку. Носитель шевы мог говорить разными голосами, требовать еду, отдавать приказы частям своего тела, насылать проклятия и даже предсказывать будущее. Способность шевы пророчествовать использовали во время войн и бедствий: спрашивали о родных, врагах, о том, когда все беды пройдут. При этом обращались не к человеку, а к вселившейся в него шеве. Та, в свою очередь, называла себя по имени, иногда с отчеством. Вызвать активность шевы можно было неприятным запахом, кислой или горькой пищей, видом червяка, чего-либо гнилого или же, наоборот, задобрив ее приятными разговорами, похвалами, обещаниями утолить ее голод.

Известные в Коми краеведы Анатолий Смилингис и Людмила Королева записали в свое время такой случай: «Жительница села Сторожевск Лидия Кузьпелева (имя и фамилия изменены) стала подвержена странным припадкам. Ее родственники утверждают, что во время них Лидия Ивановна начинала разговаривать сразу несколькими голосами. Голоса эти, то детский дискант, то мужской бас, спорили между собой. Случались приступы после того, как в доме женщины раздавались тяжелые шаги, а в тишине слышался шепот».

Не мышонка, не лягушку…

В отличие от других призрачных потусторонних сущностей шеву представляли существом вполне материальным. Например, в виде небольших животных, насекомых или предметов. Она могла быть в образе ящерицы, жука, мышонка, птички, червячка, личинки, волоса, узла из ниток, насекомого с крыльями и жалом или просто соринки. Если коми замечали соринку или волосинку у рта, попавшую вместе с пищей, они предупреждали об этом друг друга и помогали вытащить ее. Увидев соринку, волос в тарелке, почувствовав его на языке, следовало сказать: «Тьпу, шева пыр!» («Тьфу, шева заходит!»). Хлеб перед употреблением рекомендовалось обдуть и перекрестить. На напитки также нужно было подуть, чтобы шева не просочилась в тело.

Иногда считалось, что шеву можно наблюдать в виде маленького человечка. По поверьям, шева, поселяясь в организме в виде какого-нибудь малозаметного существа, начинает там расти, перемещаться по организму. Поселяясь в животе, она иногда поднималась к глазам или подкатывала к сердцу. Шева имела различную величину. От этого человек ощущал у себя под кожей то мышонка, то птичку. Сердечные боли с позывами на рвоту приписывались исключительно шеве. Если шева поднималась в голову, считалось, что возникает головная боль. А если шева подкатывала к горлу, то человек мог задохнуться. Во время припадка зараженные шевой обычно громко кричат с широко раскрытыми глазами, руки их хаотично движутся. Чтобы остановить передвижение подселенца по телу, знахарь обводил углем сучок на стене и больное место, затем приговаривал: «Как сучок, так и шева пусть на одном месте гниет». Считалось, что шева, развившаяся от хвоста ящерицы, безобидна. Наоборот, наиболее буйной бывает та, которая получилась от головы ящерицы.

Еще в начале XX века у коми бытовало мнение, что редкая замужняя девушка не является носительницей шевы, а вот мужчины, заполучив ее, скоропостижно умирают. Считалось также, что человек под влиянием шевы мог осознавать себя другим существом. Например, женщины начинали называть себя мужскими именами, курить, пить, одеваться в мужской костюм, отказываться от выполнения женских работ. Иногда человек начинал считать себя птицей, кукарекал, прыгал на жердь.

Вырастить и передать

Хозяевами шевы считались темные колдуны, которые получали ее с посвящением либо изготавливали сами из сердцевины веточки черемухи, пепла, сора, а также из сосновой иглы от печной метлы. По поверьям, шев существовало так много, что их число сравнивали с количеством комаров на улице.

До вселения в человека шева живет в берестяном кузовке – чумане, от которого в дальнейшем зависела жизнь колдуна. Колдуна можно было убить, бросив шева-чуман в огонь. Колдуны пытались тайно раздать шеву тем, кто злословит, не молится и не крестится перед едой, не умывается утром. Чаще шеву насылает женщина-колдунья, чем мужчина.

У каждого должна быть своя миска для еды, иначе шева может перейти от человека к человеку. Шева могла также перейти при совместном мытье в бане, поцелуе, прощании перед смертью. Она передается с лакомствами, с хлебом, вином и пивом, в виде волосинки или червячка. Если шева предназначена для кого-либо конкретно, то она кладется в те места, которые этот человек чаще всего посещает. Причем выбираются места тесные, неудобные, чтобы человек там обязательно выругался. Это могут быть ухабы, незаметные пни, обрывы, пороги, лестницы. Тогда шева при ругани входит в человека. Шева, предназначенная кому-нибудь, вынуждена ждать своего времени, потому что менять свое местоположение она не может. Пермские коми верили, что шева может переходить от человека к человеку во время сна. Бывает, что шева должна была найти человека за сотни километров. Тогда подселенка прикреплялась к повозке и достигала нужного места, а затем терпеливо выжидала адресата. Иногда, не дождавшись свою жертву, шева забиралась в другого человека.

Однажды в одной из коми деревень женщины чаевничали, а одна из них сказала, что чай горячий и она его позже выпьет. А сама стакан на кухне оставила и ушла домой. Оставшиеся разглядели в стакане какую-то мелкую букашку, вытащили ее и сожгли в печке. А после этого заболела та, что не выпила чай.

С человеком, имеющим шеву, остерегались есть из одной миски, вместе ходить в баню. Со смертью носителя обычно погибала и сама шева. На Ижме считалось, что перед смертью больного шева должна выскочить изо рта, поэтому ему при смерти клали кусочек ладана, чтобы помешать ее выходу. Чтобы мучения оставили человека, он должен завещать свою шеву тому, кто ему не нравится. Если же шеву запирали в теле и оно умирало, то возникал риск ее передачи обмывальщику.

То лишинка, то икотка

Если шева только что вселилась в организм, человек начинал икать. В этом случае ее пытались напугать. Иногда испуганная шева выходила изо рта носителя. Ее следовало уничтожить – сжечь. А вот ножом ее не зарубить. Изгоняли шеву в основном заговорами и походами в церковь. Изгнанный злой дух предполагалось зашить в кожаный мешочек и бросить в огонь.

Считалось, что только очень сильные знахари способны изгнать, уничтожить шеву с помощью магических обрядов или тайных трав.

Название «шева» происходит от коми слова «шевны» – звучать, издавать звуки, говорить, подавать голос. Известный коми ученый Георгий Лыткин делит это слово пополам: «shy» + «va», что означает «звук» и «вода», то есть «звук воды». Ижемцы называют шеву лишинкой, а на Удоре – икоткой.

Образ икотки присутствует в российском мистическом телесериале «Территория» (2020 год), сюжет которого основан на представлениях коми-пермяцкой мифологии. В центре сюжета сериала «Территория» история Егора Чудинова и его дяди, которые отправились на поиски родителей подростка, пропавших в этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться не только с обычными препятствиями, которые поджидают городских жителей на чужой территории, но также и загадочными духами этих земель: икоткой, ворсой и другими.

Коми-пермяцкий краевед и этнограф Василий Гагарин рассказал, что коми-пермяки называют это явление «икöта». «Икöта – это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков, – рассказал он. – И кормят их толченой яичной скорлупой. Икöта могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы. Икöта может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье. Еще один способ называют передачей икотки «по ветру». В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит этот человек. И проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка. Отношение к икотницам никогда не были враждебными, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства».

Книга про колдовство

Большое внимание изучению феномена шевы в своей книге «Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Материалы по психологии колдовства» уделил известный ученый-энциклопедист Алексей Сидоров. Монография впервые была издана в 1928 году и стала библиографической редкостью. В 1997 году книгу переиздали. Третья глава книги посвящена шеве. «Шева представляет собой проявление определенного вида болезни, истерии, – писал ученый. – Женщины коми страдают этой болезнью в сильной степени. В некоторых районах редкая из женщин свободна от нее. Некоторые исследователи считают эту болезнь в известном смысле заразной».

Далее Алексей Сидоров сравнивает шеву с описанием русского кликушества и проводит случаи наблюдения за шевой. В частности, такой: «Врач Усть-Куломской больницы сообщил мне следующие симптомы у одной больной. На празднике женщина поела очень обильно. Случился припадок, позвали врача. Врач нашел такую картину: больная с широко раскрытыми глазами сильно кричала, производя руками неправильные движения. Были налицо: функциональное расстройство, повышенная чувствительность и раздражительность. Мнительность точно так же была резко выражена. Присутствующие сообщили, что больная часто жалуется на боли головы, сердца».

Еще один случай: «В селе Слобода рассказывают, как во время чая прилетела маленькая бабочка и села в чашку одной гостьи. Последняя не посмела попросить переменить чашку, хозяйка же, наоборот, заставила ее выпить и в результате у женщины появились признаки порчи».

Сидоров пишет, что иногда шева входила в коров, лошадей, собак. И они испытывают одинаковые с людьми последствия от присутствия шевы. По поверьям, шеву могут получить также малолетние дети. В таких случаях считается, что дети страдают по вине родителей.

У одной женщины на Печоре шева «вышла» в виде шмеля, «идет по полу и пищит», у другой из уха «выпал» как-то в виде червячка, у третьей выпала изо рта в виде птичьего яйца, у четвертой «пол-ящерицы с задней парой ног» вылезло изо рта.

«У одной печорской женщины были две шевы: одна имела вид мужчины, а другая была просто «вороной». Когда ее сознание настраивалось сообразно природе первого существа, женщина чувствовала себя как бы мужчиной, «наряжалась в мужской костюм, надевала шапку и отправлялась под окна тех домов, где собирались девушки, а когда она была «вороной», садилась среди улицы в лужу или на снег, хлопала руками и каркала, как ворона».

«Шева не выносит, чтобы в той же комнате одновременно была другая шева. Как-то в народном суде допрашивалась подсудимая, имевшая «шеву». При допросе в камеру ввели свидетельницу, считавшую себя также с «лишинкой». Как только последняя переступила порог камеры, так первая запела петухом. Вторая в свою очередь пришла в бешенство. В результате подсудимую и свидетельницу пришлось допрашивать отдельно, изолируя их друг от друга».

Артур АРТЕЕВ

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Шева: гостья или хозяйка?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.