Островок малого бизнеса

Для фермеров Коми создают сеть торговых точек

В Сыктывкаре презентовали торговую точку проекта корпорации малого и среднего предпринимательства «Фермерский островок». Это дает возможность малому бизнесу, в том числе из глубинки, представлять свою продукцию в больших торговых центрах, куда им обычно путь заказан из-за проблем с логистикой, «несолидных» объемов производства. Таким образом для многих фермеров решается вопрос со сбытом товара.

Это уже второй «Фермерский островок» в столице Сыктывкаре. Первый открыт в микрорайоне Орбита, на рынке «Народный». Новый – в торговом центре «Спутник» на Октябрьском проспекте (за ТЦ «Июнь»). От «старшего брата» эта торговая точка отличается более солидными размерами, что позволяет расширить ассортимент.

Оценить работу «островка» приехали представители минсельхоза Коми, Корпорации МСП, заместитель председателя правительства республики Антон Виноградов. Заглянула в торговую точку и руководитель одного из сельхозпредприятий региона, заместитель председателя ассоциации «Фермеры Коми» Галина Тарасевич.

– Хочу поблагодарить Корпорацию МСП, оператора проекта, за то, что они договорились с нашими сельхозпроизводителями, малыми предприятиями, фермерскими хозяйствами. В ассортименте уже около двухсот видов продукции, при этом он может пересматриваться, расширяться с учетом пожеланий покупателей, – сказал министр сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Ильдар Андарьянов. – Продукцию многие уже распробовали, покупали на ярмарках выходного дня. А здесь ее можно купить в любой день, зайдя, например, после работы. И продавцам тут, конечно, лучше, чем на улице, от дождя со снегом вода за шиворот не течет. Еще тут можно что-то заказать: наши сельхозпроизводители готовы поставлять продукцию. Я думаю, это будет большой прорыв, нужно работать в этом направлении дальше. Такие торговые точки должны быть на каждой улице, тогда наши производители вздохнут облегченно. Потому что производить продукцию мы умеем и хотим, а вот со сбытом трудности. Торговать фермерам всегда тяжелее, своих менеджеров у них нет. Участие в ярмарках часто вынужденная мера – как-то деньги зарабатывать надо.

Сейчас в торговой точке представлена продукция около трех десятков производителей. Львиная доля – фермеры, представители малого бизнеса из разных городов и районов Коми, например, из Ухты, Усть-Куломского, Койгородского, Сысольского, Ижемского районов, Воркуты, Сосногорска, Инты, Печоры. Есть и сыктывкарская продукция, причем из разряда «непримелькавшейся» ни в торговых сетях, ни на ярмарках, например, готовые блюда из мяса, рыбы, круп в стеклянных банках. В меньшинстве товары от более крупных производителей вроде воркутинских колбас из оленины от сельхозкооператива. Представлена также пара-тройка предприятий из других регионов.

Ильдар Андарьянов отметил, что «Фермерский островок» представляет в первую очередь интересы именно малого бизнеса, которому трудно пробиться в торговые сети. Нельзя сказать, что «островки» дублируют магазины сети «Матӧ», которые тоже создавались для продвижения местной продукции, они в основном ориентированы на более крупные производства.

Оператор федерального проекта «Фермерский островок» в нашем регионе Евгений Осипов пояснил, что реализуется эта инициатива при поддержке Корпорации МСП и министерства сельского хозяйства.

– Проект направлен на то, чтобы наши фермеры стали ближе к потребителям. Для того чтобы представить здесь свою продукцию, главное – с нами связаться. Мы рады всем, всех приглашаем к сотрудничеству, – сказал он. – Никаких взносов платить не нужно, мы берем все затраты на себя. Фермерам необходимо только своевременно поставлять качественную продукцию. Количество таких точек мы планируем увеличивать, рассматриваем несколько локаций.

Впрочем, Евгений Осипов признал, что вопрос поставок достаточно сложный, особенно из отдаленных районов. Небольшую партию продукции, килограммов на сто, к примеру, по себестоимости доставить в Сыктывкар сложнее, чем тонну. Так что фермеры кооперируются, несколько человек делают доставку одной машиной.

На вопрос журналиста «Республики», не получится ли так, что с открытием дополнительных «Фермерских островков» продукции просто перестанет хватать, как раз из-за скромных объемов производства у того или иного предпринимателя, Евгений Осипов ответил, что вопрос будет решаться постоянным расширением ассортимента, увеличением числа поставщиков.

– Покупатели сюда заходят за каким-то эксклюзивом. Да, есть позиции, к которым привыкают и идут только за ними, но также всегда интересует новое, люди спрашивают, какие новинки появились, – отметил он. – Это позволяет менять ассортимент, удовлетворять спрос потребителя.

Перед тем как запустить продукцию в «Фермерский островок», представители оператора выезжают на производство, смотрят, соблюдаются ли все требования, оценивают упаковку, другие показатели. Впрочем, по словам Евгения Осипова, отказов желающим поставлять свой товар пока не было, рекомендовали только взять дополнительное время, чтобы что-то доработать, прежде чем начать поставки.

Ильдар Андарьянов пояснил, что минсельхоз Коми поддержал проект на региональном уровне, оказали помощь в приобретении холодильного и весового оборудования. В дальнейшем министерство тоже будет сопровождать деятельность «островка».

Представитель Корпорации МСП, советник дирекции развития кооперационных цепочек субъектов МСП Елена Молчанова сообщила, что те, кто в своем городе, регионе хотят стать операторами «Фермерского островка», могут подать заявку удаленно, на цифровой платформе. В случае необходимости можно получить кредит под открытие торговой точки.

– Также мы плотно сотрудничаем с региональными органами власти, помогаем в подборе поставщиков, локаций. Мы сотрудничаем с федеральными сетями и всегда при выборе локации обсуждаем аренду, договариваемся о нижней ставке, которая, например, может включать и коммунальные платежи, то есть стараемся обеспечить льготные условия для наших операторов. Мы оказываем информационно-консультационную поддержку, помогаем выстроить бизнес, предоставляем пакет необходимых для открытия документов. Так что приглашаем всех в наш проект, в том числе и производителей из Республики Коми, – рассказала Елена Молчанова.

По ее словам, в скором времени будут открываться четыре «Фермерских островка» в Москве, где будет представлена продукция из разных регионов России, в том числе и наша. Там будет также возможность договориться об обмене продуктами: чтобы фермерские товары из Коми отправлялись в другой регион, а оттуда поступала продукция, которой нет у нас в республике.

Второй «Фермерский островок» открылся для покупателей около двух недель назад, гостей из органов власти сразу не приглашали, потому что «обкатывали» рабочие процессы, определялись с ассортиментом. Зато уже с уверенностью можно сказать, что у покупателей торговая точка пользуется популярностью.

– Берут все, нет товара, который бы просто лежал, – отметила директор магазина Ирина Короткова. – Покупают все, начиная от колбас, заморозки до чая, меда и выпечки. Полуфабрикаты на ура расходятся. Например, привезли из Инты фарш и суповые наборы из оленины, первую партию моментально разобрали. Вот заказали вторую партию, ждем, с Интой логистика все же непростая. А так запасы всегда пополняем быстро. Девочки-продавцы у нас молодцы, знают все свойства, характеристики товара, готовы рассказать о нем абсолютно все.

Периодически в торговой точке проводятся дегустации продукции, в этот день ее тоже организовали. Попробовать предлагали напиток из иван-чая с добавлением других ароматных трав (запах было слышно от самого входа в торговый центр), козий сыр, овощи, колбасные изделия, копченое сало, выпечку. По словам Ирины Коротковой, на дегустацию обычно выставляются новинки, и в большинстве случаев покупатели, попробовав что-то, без покупок не уходят, а потом возвращаются за «добавкой».

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Островок малого бизнеса"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.