Клады земли Коми

29 июня отмечается День поисков кладов и секретов. У многих интерес к этому увлекательному занятию возникает в детстве, но только у некоторых перерастает затем в страсть и становится смыслом жизни. Хотя и у всех остальных не ослабевает и не исчезает интерес к сокровищам, зарытым в земле, спрятанным в заброшенных подвалах, укрытым в старых развалинах, схороненным в глубине пещер, в толще древних курганов и на дне рек.

В глубине души многие надеются обнаружить клад. Кстати, поиск сокровищ в России – занятие вполне законное. Согласно Гражданскому кодексу РФ клад – это «зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги и ценные предметы, собственник которых не может быть установлен». Недра Республики Коми богаты полезными ископаемыми, а вот кладоносными их назвать нельзя. Обычно клады зарывали в богатых регионах или там, где часто проходили войны. Зажиточные люди прятали ценности, а затем по разным причинам не забирали их.

Сокровища из прошлого

Первым официально известным кладоискателем-археологом в Коми крае можно назвать мещанина из Казанской губернии Стефана Мельникова. В середине XIX века он служил чиновником в Усть-Сысольске, а в свободное время занимался раскопками, собирал древности, написал ряд научных работ (в одной из них рассказал, как коми девушки использовали свеклу и прочие натуральные продукты для украшения лица). А однажды он раскопал древний могильник, состоявший из женской и мужской могил. В них были древние орудия и украшения, которые археолог-любитель отправил в Эрмитаж, где они хранятся до сих пор. Обнаруженные Мельниковым могилы ученые датируют IX-X веками нашей эры.

Сыктывкарские историки и краеведы хорошо помнят о находке «сберегательной» кубышки с монетами, которую выкопали на месте старого купеческого особняка на перекрестке улиц Бабушкина и Кирова, и винный погреб, обнаруженный на месте снесенного дома на перекресте Коммунистической и Советской.

Достаточно часто старинные монеты попадались и на месте разрушенного Покровского собора. Рядом с храмом в разные века располагались кладбище и торговое место. Ныне это стадион Кировского парка, где летом катаются на велосипедах, а зимой на коньках.

К наиболее перспективным для поиска кладов районам города можно отнести территорию набережной, всего Кировского парка, улиц Советской, Ленина, рай-онов Кируль, Париж, Кочпон, Давпон. Более перспективно искать в тех местах, где стояли купеческие дома. Совсем нет смысла искать клад в верхней части города (от улицы Карла Маркса и дальше до вокзала – еще в середине прошлого века там были поля и леса), в Орбите, Лесозаводе. Большинство кладов, найденных в Сыктывкаре и в Коми в целом, коммерческой ценности не представляют. Хотя тот факт, что первые серебряные монеты Московского государства были отлиты из руд Коми края, может подпитывать надежды кладоискателей.

Много находок было сделано в столичном районе Красная гора, причем первые из них – в 1919 году. В этом местечке нетронутые боры, где тоже когда-то жили люди. В 1921 году на Красной горе археологи нашли кельт – бронзовый боевой топор XIII-XII веков до нашей эры, а также остатки древних жилищ, орудия, украшения. Еще одно место, где сейчас ведутся раскопки, – озеро Эньты возле пригородного поселка Седкыркещ. На его берегу в 1970-х годах нашли несколько поселений, в основном эпохи неолита. Как-то профессор Сыктывкарского университета Виктор Семенов обнаружил бронзовый топор-кельт в одной из деревень Корткеросского района. Один из его студентов сообщил, что его дядя нашел необычный топор и рубит им дрова. Топор передали в музей.

Клады находят и сейчас. Так, осенью 2004 года клад обнаружили на месте строительства торгового центра, что возвышается сейчас на улице Первомайской. До революции город здесь кончался, начинались поля. Позже на этом месте стояли коммерческие склады. При рытье котлована рабочие наткнулись на целую россыпь серебряных рублей и медных копеек. Монеты находились в почти истлевшем туеске и оказались советскими деньгами начала 20-х годов прошлого века. Особой ценности для историков клад не представляет, к тому же монеты были далеко не в лучшем состоянии.

Церковный схрон

А еще бывают клады совсем «неденежные». В июле 2006 года, накануне праздника иконы Божией Матери Казанской, во время реконструкции Свято-Казанского храма в Кочпоне и возведения новой колокольни плотник Иван Кустов нашел настоящий клад. Однажды он пришел на работу раньше всех и в одиночку начал разбирать кровлю с южной стороны церкви. И здесь, в одном из свесов кровли, он обнаружил большой и тяжелый сверток, обмотанный черной плотной тканью и перевязанный веревкой. Внутри оказались вовсе не золото и бриллианты, а восемь газетных свертков с обычными недорогими алюминиевыми и медными крестиками и медальонами с изображением Богоматери и святых. Иван сложил свертки в ведро и спустил крестики в церковную лавку. Всего получилось два ведра. Все крестики были завернуты в газету «Правда», датированную весной и летом 1958 года. Плотник на четверть клада претендовать не стал. Часть клада настоятель храма отец Филипп раздал прихожанам во время праздника иконы Божией Матери Казанской. Оставшиеся крестики и медальоны раздавали всем желающим еще долгое время. Интересно, что после этой находки Иван Кустов, его жена и сын приняли крещение в кочпонском храме. Когда стали думать, кто спрятал крестики, сразу же вспомнили, что в 1950-е годы в Кочпоне служил известный старожилам Сыктывкара отец Владимир Жохов. Вероятно, он и спрятал этот клад.

В витрине музея

Как-то в отделе истории Национального музея РК проходила выставка, посвященная десяти кладам, найденным на территории нашей республики и сданным в музей. Самый ранний из них найден в июле 1951 года. Тогда житель прилузской деревни Черемуховка решил вскопать на нетронутом берегу Летки огород под картофель. И близ того места, «где находятся курганы, около ямы в земле под липовой корой в берестяной посуде» откопал клад, состоявший из полутора тысяч серебряных монет XVII века достоинством деньга и копейка. А самой древней монетой, найденной на территории Коми, является бухарская драхма V века. Ее нашли в святилище в Канинской пещере на берегу Печоры.

Самый крупный клад в республике был найден в 1993 году в Сыктывкаре. Произошло это на углу улиц Бабушкина и Кирова. Рабочие наткнулись на целую россыпь монет – всего около двух тысяч штук середины XVIII – начала XX века. Когда-то на этом месте находился дом купца второй гильдии Забоева. Как рассказала принявшая находку заместитель директора музея Валентина Сова, клад принесли в ведрах. И особенно музейщиков поразило то, что монеты прямо на глазах позеленели.

Клад из десяти серебряных рублей XVIII века найден при разработке приусадебного участка жительницей села Туръя (Княжпогостский района). Он передан в музей в 1960 году. В Кируле в 1982 году во время осенних полевых работ обнаружен клад из 26 российских монет 1838-1930 годов. В Давпоне в июне 1971 года при перекопке огорода на глубине 30 сантиметров найдены 150 российских монет достоинством 5 и 10 копеек XVIII-XIX веков. Находка была завернута в холст и уложена в горшок. Клад медных монет XIX – начала XX века найден в Ульяново (Усть-Куломский район) в 1980 году при разборе дома бывшего казначея Ульяновского монастыря. Монеты обнаружили в щелях бревен дома. Это 116 российских монет достоинством 3 и 5 копеек.

В 1959 году близ скотного двора деревни Мыла (Усть-Цилемский район) найден клад из 25 российских медных монет конца XVIII века. В 1920 году житель Усть-Цильмы при копке грядок нашел клад медных монет XVIII-XIX веков. В июне 1950 года при копке земли под картофель в огороде в селе Аныб (Усть-Куломский район) были найдены сто медных монет XVIII века. Клад оказался в берестяном лукошке – чумане. В 1962 году в деревне Кадзес (Усть-Вымский район) при разрытии земли бульдозером на глубине 60-80 сантиметров в жестяной банке найдено 150 российских медных монет 1840-1915 годов. На месте находки, по словам старожилов, были амбары богатых людей села.

Чудское наследие

Много историй о кладах связано с легендарным народом чудь. Считается, что, уходя от новой веры, чудь оставила много кладов. Клады эти заговоренные, «заветные»: на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях охраняют эти клады.

Вот какую историю записали фольклористы в 1951 году в удорском селе Чернутьево: «У меня был дед. Этот дед много рассказывал о чуди. Их главные владения были на Городищенском холме. Новой вере они не поддались, и некоторые из них сами себя вместе с вещами и хозяйством в землю зарыли. Их ямы и сейчас еще видны возле гумна. Там после них находили много красивых чашек из-под масла, небольшие блюдечки. Когда они убегали, взяли с собой большой ящик, полный золота. Но нести не смогли, и этот ящик закопали в девяти-десяти километрах от Чернутьева. Наш дед целую неделю искал, но не нашел. Искали мужики и из Селиба и Мучкаса, но им тоже сундук так и не попался».

Сухановский кедр

История Сыктывкара неразрывно связана с историей «зырянских князьков» Сухановых, которые несколько веков играли главную роль в общественной жизни Усть-Сысольска. Династия купцов на протяжении веков переживала свои взлеты и падения, а их семейная история обрастала легендами и преданиями.

Слухи о сухановских кладах и подземельях будоражили город на Сысоле еще в начале XX века. Немало потомков «зырянских князьков» жили в Сыктывкаре. Один из них, бывший геолог Николай Суханов, незадолго до своей смерти рассказал о сухановском кладе. Он якобы был зарыт под могучим кедровым пнем, стоявшим во дворе сухановского дома. Николай с детства помнил этот пень в полтора обхвата. Рос кедр во дворе деревянного двухэтажного дома, который до 1969 года стоял на высоком берегу Сысолы. Сейчас на этом месте территория детского парка.

В семье бытовало предание, что под вековым кедром спрятан клад. Когда засохший кедр спилили, могучий пень так и не смогли выкорчевать. Старший брат Николая, чтобы разрешить тайну клада, решил взорвать пень. Подрыл под него яму, заложил порох, селитру и завалил камнями. От взрыва все камни буквально впечатало в деревянные стены дома, стоявшего в пяти метрах. Удивительно, но все окна уцелели. Пень даже не шелохнулся, так и не открыв свою тайну. Когда сухановский дом сносили, бульдозером убрали и пень. Но клад не нашли. Вполне возможно, что он и поныне там, недалеко от Замка Берендея. А откроется этот клад, по семейному преданию, только одному человека – белоголовому Ивану Суханову.

Золото Рябушинских

В неспокойном 1918 году на территории современного Усть-Цилемского района были спрятаны несметные сокровища известных российских миллионеров Рябушинских. Тайна клада на притоке Пижмы – реке Умбе – много десятилетий притягивала в этот глухой угол искателей приключений и кладов. Но, несмотря на все уговоры и угрозы, хранитель клада Сидор Антонов никому не открыл заветное место. Девяностолетний старик почти всю жизнь прожил около сокровищ и тихо ушел из жизни в 1983 году. Его охотничий домик уже не стоит в лесу. Но неподалеку от этого места до сих пор якобы хранятся бочки с царскими золотыми монетами, которые привезли на север купцы Рябушинские.

До революции эта семья миллионеров была хорошо известна в России. Основателями династии стали калужские крестьяне-старообрядцы братья Василий и Павел Рябушинские, открывшие в 1830-х годах несколько текстильных фабрик. В 1867 году они учредили торговый дом «Братья Рябушинские». Семейное дело унаследовали шестеро сыновей Павла Михайловича, в 1902 году основавшие «Банкирский дом братьев Рябушинских». Ведущие промышленники-финансисты и миллионеры Рябушинские в начале XX века стали хозяевами предприятий текстильной, лесной, полиграфической, стекольной промышленности, контролировали несколько банков. В 1902 году братья, развивая кредитный бизнес, доставшийся им от отца, основали новое банковское учреждение – банкирский дом «Братья Рябушинские». В 1912 году банкирский дом был реорганизован в Московский банк c капиталом двадцать миллионов рублей. К 1917 году банк с капиталом в 25 миллионов рублей стал тринадцатым по величине в России.

В начале Первой мировой вой-ны, в 1914 году, заинтересовавшись богатствами Русского Севера, Рябушинские на свои средства снарядили для работ в бассейне реки Печоры геологоразведочную экспедицию с целью найти месторождения золота, угля и нефти. Возглавил экспедицию профессор Московского университета, уже тогда известный геолог Александр Чернов (позже он прославился как первооткрыватель Печорского угольного бассейна). База экспедиции находилась в селе Усть-Цильма. Курировал работу Павел Рябушинский. Работы в Усть-Цилемском районе продолжались и после революции, в 1918 году. Уехав во Францию, Рябушинские надеялись, что большевики пришли к власти ненадолго. Поэтому братья из эмиграции финансировали работы и каким-то образом завезли для этого в Усть-Цильму вместе с оборудованием около двухсот тысяч золотых рублей. Весной 1918 года в избушку на Умбу приплыли в лодке местный купец Ефрем Кирилов и профессор Чернов. В лодке под брезентом были тяжелые, окованные железом ящики. А в них золото.

Существует три фактора, побуждающих к кладоискательству: коллекционирование исторических артефактов; желание обогатиться; хобби, в котором важны процесс поиска и радость от находки. Обычно кладоискатели – люди азартные и увлеченные. Свое свободное время они проводят в лесах, полях, на руинах с металлоискателем и лопатой в руках. Но не менее важной и скрупулезной является подготовительная работа – изучение архивных и исторических данных.

После революции братья Рябушинские эмигрировали, оставив в России немало тайников с сокровищами. Так, в московском особняке только через семь лет после их отъезда случайно обнаружили потайную комнату, а в ней сорок живописных работ русских художников, в числе которых полотна Брюллова, Тропинина, Репина, Серова, Врубеля, Кустодиева, восемьдесят акварелей русских и европейских мастеров ХIХ – начала ХХ века, картины французских живописцев, работы Родена и другие раритеты.

Будучи старообрядцами, Рябушинские в Усть-Цильме доверили хранение денег своим единоверцам. И не ошиблись в выборе. Уже давно никого из участников событий тех лет нет в живых, а надежно спрятанное золото так и остается ненайденным.

В начале шестидесятых годов в гостях у Сидора Антонова побывал известный корткеросский краевед, педагог и турист Анатолий Смилингис. Прилетев в село Замежное на печорской Пижме, туристы по навесному мосту переправились в село. Вода в реке чистая и стремительная, на дне видны камни. Остановились в местной школе. Директор школы, извещенный военкомом о приезде туристов, принял их хорошо. Предупредил, чтобы при встречах, разговорах с людьми не курили, в дом без разрешения не заходили, воду из колодцев не брали. Сказал, что Антонов, с которым группа планировала встретиться, недавно был в Пижме. Теперь он на Умбе. Подсказал проводника с лодкой для доставки вещей, байдарок до устья Умбы. Проводник Яша согласился отвезти байдарки и снаряжение до нужного места – Яранского мега. Утром на лодке отправили груз: три байдарки, две палатки, спальные мешки, продукты на месяц пути. Сами туристы пошли пешком по скалистым берегам, заросшим лиственницами. На берегу наткнулись на избу, стены которой блестели от вековой сажи и были расписаны посетителями от потолка до пола. Среди прочих обнаружили надпись, сделанную в 1812 году.

По словам краеведа, отшельник рассказывал об «истинной» вере, людях, охоте, рыбалке, медведе, Великопоженском монастыре. Также северный отшельник поведал о собирателе книг, приехавшем на Умбу из Ленинграда, – ученом Владимире Малышеве. Как тот выпросил несколько книг и обещал привезти рыболовные сети, блесна, но так и не появился. Малышев в вышедшей в 1960 году книге «Усть-цилемские рукописные сборники ХVI-XX веков» упоминает о подарке Антонова. Уже потом Анатолий Смилингис узнал, что Сидор Антонов – хранитель золота московских купцов-старообрядцев Рябушинских, якобы спрятанного в пещерах реки Средняя.

Помимо золота московских миллионеров Сидор Антонов сохранял и не менее ценное наследие своих предков из старообрядческого Великопоженского скита. Скит был основан на Пижме в начале XVIII века игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, иноком Иоанном. Зимой 1743 года в деревне Скитской сожгли себя 114 старообрядцев. По воспоминаниям односельчан, которые записал писатель Лев Смоленцев, Ефрем Кирилов за год до смерти показал землякам ценности скита: две яндовы, наполненные золотыми реликвиями и драгоценностями. Сидор (или по-местному Исидор) Антонов был мужем сестры Кирилова. Ему и доверили сохранить сокровища. Прятал он и древние книги скита, и оружие людей Кирилова. Вскоре после расстрела Кирилова Сидор увез на лодке вверх по течению Умбы шесть запечатанных бочек книг и церковной утвари. На вопрос сына, сколько лет ему сидеть в тайге и стеречь тайник, отец Сидора – Нил ответил, что до смерти или до второго пришествия Христа. Сидор прожил около кладов до весны 1978 года, потом доживал свой век в деревне. Кроме сокровищ скита он прихватил с собой и бочки с золотыми монетами – средствами Рябушинских.

С 1930 по 1980 год на Умбу к Сидору неоднократно приезжали охотники за сокровищами. Они назывались журналистами, геологами и учеными и надеялись выяснить, где клад. Но все попытки подкупить или испугать хранителя остались безуспешными. Когда сотрудники милиции приехали с обыском, у него под столом были ружье и топор. Говорят, не все искатели сокровищ смогли вернуться с Умбы. Некоторые так и сгинули в глухих лесах. Местные жители утверждали, что своими глазами видели и древние образа, и золотые монеты. Описывают четыре больших берестяных туеса, полностью заполненных золотыми пятнадцатирублевыми монетами царского времени. У Сидора было две дочери и два зятя. Но он считал их недостойными этого золота, поэтому и им тайну клада не открыл. Куда делось золото, никто не знает.

В конце июня 1994 года на Умбе побывала экспедиция под руководством писателя Льва Смоленцева. По ее результатам по сценарию писателя был снят телефильм «Золото Рябушинских». Примечательно, что российский канал «Культура» открылся показом именно «Золота Рябушинских». Кинолента была удостоена наград на нескольких телевизионных фестивалях и показана за границей. Но тайна древнего клада так и не была раскрыта.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Клады земли Коми"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.