«Белая дама» Удоры и другие загадки Коми

Некоторые исследователи аномальных явлений отмечают 3 мая свой «профессиональный» праздник. Также этот день на Руси был днем окликания предков. По народным поверьям, это один из немногих дней в году, когда исчезают все преграды между мирами усопших и живых. Необычные истории о встречах с аномальным и необычным стали частью фольклора практически всех народов, в том числе и коми. И как фольклор являются частью нашего культурного наследия. «Республика» собрала рассказы о некоторых необычных встречах и явлениях.

Призрак прекрасной чудинки

Белая дама – один из самых известных призраков Санкт-Петербурга. Есть легенда о подобном призраке и в Коми. Историю о нем журналисту «Республики» рассказал один старый удорский охотник. В окрестностях деревень Макар-Ыб и Латьюга уже много веков бродит белое привидение молодой красивой женщины – Мича Ичмонь. Предание о ней передается на Удоре из уст в уста, и мало кто из местных жителей решится утверждать, что это неправда.

Мича Ичмонь завлекает в тайгу охотников, и большинство из них не возвращается назад. Кстати, в своем рассказе о чуди это предание использовал местный писатель Алексей Вурдов. Призрак чудинки видели не только коми охотники, но и болгарские лесозаготовители. Предание про Мича Ичмонь еще в середине прошлого века записал в Латьюге известный коми ученый Федор Плесовский. В нем рассказывается, что когда-то на Удоре обитала чудь. Когда сюда пришли православные миссионеры, языческая чудь, чтобы не принимать новую веру, стала уходить через леса и реки на северо-восток. Но не все смогли покинуть родные места. Одна прекрасная чудинка предпочла изгнанию добровольную смерть. И вот уже много веков ее призрак бродит там, где жила легендарная чудь.

Если Мича Ичмонь безмолвно заманивает охотников в лес, то героини других удорских преданий – «лесные женщины» – общаются с людьми и даже живут с одинокими охотниками. Единственное, что способно их отпугнуть, это колокольный звон или православный крест.

Охотник-промысловик, знатный медвежатник Генрих Селиванов, которого на родине больше знают по прозвищу Кужим, рассказывал, что встретился с призраком в 1980 году.

– Произошло это летним солнечным днем в глухом лесу в верховьях Мезени, – поведал он журналисту «Республики». – Я плыл вниз по реке к своему охотничьему домику.

Когда охотник проплывал мимо большого луга, то заметил на высоком берегу женщину. Почему-то Кужим сразу решил, что это не человек, а призрак Мича Ичмонь. Может, потому, что загадочная незнакомка молча манила его к себе, подзывая рукой. По описаниям охотника, это была женщина выше среднего роста, плотного сложения, со светлыми пшеничными волосами и светлым цветом кожи. Она стояла в белом платье, длина которого была чуть выше колен. Легкое платье и распущенные волосы девушки развевались на ветру. Кужим решил не подплывать к берегу, но незнакомка стала стремительно передвигаться по лугу. Она преследовала плывущую лодку. Тогда Кужим направил лодку к песчаному острову посреди реки и пристал к его берегу. Призрак продолжал звать его и уже приближался к воде. Видя это, охотник решил прибегнуть к решительным действиям – он взял из лодки ружье и выстрелил в Мича Ичмонь зарядом картечи. Та закричала и буквально взлетела на крутой песчаный косогор над берегом. Потом она обернулась и погрозила человеку кулаком. Кужим выстрелил снова – на этот раз пулей. И только после этого призрак Мича Ичмонь окончательно исчез.

– Я 36 лет в лесу прожил, 22 года был профессиональным охотником, но такого никогда не видел, – удивлялся Генрих Селиванов. – Жалко только, что я не вышел на берег, чтобы посмотреть, какие были следы Мичи Ичмонь на траве и песке.

Русалка из Трехозерки

Рассказы о таинственном семействе водяных, камне-следовике, колдунах и аномальных зонах в Корткеросском районе собрали несколько лет назад участники фольклорно-этнографической экспедиции – сотрудники сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Людмила Лобанова и Алексей Рассыхаев. Среди прочего были записаны предания о магическом состязании двух колдунов, силаче Юрке, устные рассказы о мифологических персонажах – водяном, домовом, лешем, колдунах-знающих, сглазе, порче, шеве, предсказаниях будущего, об отсутствии крыс в Вишерском крае из-за особенностей почвы, о сновидениях.

Одна сельчанка рассказала ученым о водившейся в местном озере русалке и ее семье. Русалка была самая классическая – женщина с длинными волосами и рыбьим хвостом, которая расчесывает руками волосы. Бытуют рассказы о том, что в 1955 году во время взрыва на запани около поселка Трехозерка семейство русалки погибло. Тела водных жителей всплыли на поверхность, их якобы отправили в Москву для изучения.

Свободны от серых пришельцев

Считается, что крыса – это одно из самых живучих существ на планете. Сложно сказать, когда и в какую эпоху люди познакомились с крысами. Но с незапамятных времен крыса верным спутником следует за человеком. Некогда в Европе обитала черная крыса, в Средней Азии – туркестанская. Никто, конечно, рад им не был, но все же люди относились к их присутствию, как к привычному злу. Крысы всеядны и вездесущи. В Европе, в том числе и на Севере, крысы обитают практически везде, где живут люди.

В первой половине XVIII века в европейских городах стали появляться крупные серо-бурые крысы. Дерзкие, хитрые, пронырливые пришельцы вытесняли или даже просто убивали черных аборигенов и стремительно размножались, захватывая территорию за территорией. Это был пасюк, или, по-научному, rattus norvegicus – крыса норвежская. Агрессивный пришелец быстро вытеснил черную крысу и стал привычным обитателем городов и деревень Европы.

Но, оказывается, существуют в мире такие «островки», где крысы по какой-то неизвестной науке причине жить не могут. Несколько из этих мест находятся в Республике Коми: в Корткеросском, Троицко-Печорском и Вуктыльском районах. Самая известная «антикрысиная» зона расположена в районе реки Вишеры и ее притока Нившеры (Корткеросский район). По названию реки ее называют «вишерским феноменом».

В зону «вишерского феномена» попадает Троицк, Большелуг, Выльыб, Зулэб, Сюзяыб, Богородск, Пасвомын, Нившера.

Житель Троицка Василий Габов как-то рассказал мне любопытный случай из деревенской истории. Как вспоминала его тетя, во время войны и до войны большую часть груза в район Вишеры завозили на баржах. Так крысы еще в Сыктывкаре в панике покидали те баржи, что направлялись на Вишеру. Непонятно, как они могли догадаться о пункте назначения груза. И все, кто плавал по реке на катерах, лодках, баржах, утверждают, что, когда до Большелуга остается несколько километров, крысы спрыгивают с судов в воду – обычно это происходит напротив местечка Нам-Вомын. Как-то одна крыса «зазевалась» и добралась до Богородска. Она выскочила на берег, немного пробежала и тут же сдохла. Точно такие же истории про крыс рассказывают жители села Усть-Илыч в Троицко-Печорском районе. Туда «вход» крысам тоже запрещен испокон веков.

Вишерский феномен

Наука пока не ответила, в чем причина «вишерского феномена». Но существует несколько народных версий. Часть вишерцев уверена, что крыс отпугивает растущий в здешних местах обыкновенный пион (Paeonia) или его корни. Но тот же пион растет и в других местах республики, где крысы чувствуют себя вполне «как дома».

Другая версия – крысы боятся местной земли. Поэтому землю из Вишеры берут жители всего района, везут к себе и рассыпают вокруг домов и хозяйственных построек. Говорят, что после этого грызунов становится меньше.

Местом на Вишере, выше которого крысы не водятся, Василий Габов назвал урочище Гöрд чой (Красная гора). Глина здесь красного цвета. Местные жители уверены, что в этой глине много киновари – минерала с примесью ртутной руды. Это может отпугивать крыс. По другой «почвенной» версии, крыс отпугивает то, что в окрестностях Троицка и соседних селах полностью отсутствует йод в воде и почве. Но никто из ученых эти версии не проверял.

Еще одна версия – радиация. Но, как журналист «Республики» несколько лет назад смог лично убедится при помощи счетчика Гейгера, уровень радиации в районе вдвое ниже сыктывкарского.

Рассуждая о феномене родных мест, Василий Габов вспомнил легенду о местном колдуне Тюве. По преданию, тот обладал могучим колдовским даром. Ему подчинялась водная стихия. Так, находясь во главе охотничьей артели, Тюва, чтобы преодолеть волок, заставил дождь идти две недели. Река вышла из берегов, и по большой воде его артель легко перебралась через волок. Находясь под водой и не выходя на поверхность, Тюва умел передвигаться на большие расстояния, путешествуя из одного селения в другое. Обладал он и таким уникальным даром, как способность к телепортации. Как-то его артель припозднилась в лесу почти до Рождества, и все охотники заскучали по дому. Тюва заметил это и сказал, что пора домой, но нужно поспать в избушке еще одну ночь. Охотники легли спать, а утром все они проснулись в деревне, в доме у Тювы. Там же находились все их снаряжение и добыча. Выяснилось, что каждому из охотников этой ночью снился одинаковый сон: будто он вылетел из промысловой избушки, влетел через среднее окно в дом Тювы и лег спать на печи. У конкурирующих артелей Тюва мог «украсть дорогу», из-за чего большая группа охотников все время возвращалась на то место, откуда они начали путь. Помимо этого, Тюве приписывается дар предвидения. Он, как Нострадамус, предсказал появление многих современных технических достижений: железных коней (тракторов), птиц (самолетов) и железной паутины (линий электропередачи).

Но главное – Тюве приписывают отсутствие крыс на Вишере и Нившере. По легенде, это произошло так. Однажды Тюва возвращался домой в Богородск из Сторожевска. Пройдя несколько километров вверх по реке, колдун притомился и сел перекусить. Но в котомке оказались лишь хлебные крошки – крысы съели весь хлеб. Прогневавшись на них, колдун наложил проклятие и сказал: «Больше сюда не ходите». С тех пор крысы не могут пересечь эту, незаметную для других, границу.

Артур АРТЕЕВ

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "«Белая дама» Удоры и другие загадки Коми"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.