Проект бюджета скорректирован

Из-за изменений в выплатах пособий доходы и расходы казны Коми изменились

Парламентарии Коми в ходе осенних бюджетных слушаний рассмотрели госпрограмму «Управление государственным долгом и государственными финансами». Представил программу министр финансов Коми Владимир Казаков.

Важный показатель финансовой госпрограммы – соотношение дефицита бюджета к доходам без учета безвозмездных поступлений. В идеале дефицит не должен превышать 15 процентов. В прошлом году год закончили даже с профицитом. В этом ожидалось 14,8 процентов, но, по предварительной оценке, получается 4,1 процента. Если считать в рублях, то это 10,9 миллиарда и 4 миллиарда соответственно.

– На данный момент поступление доходов в республиканский бюджет идет с опережающими темпами, в то время как исполнение по расходам не достигает полных объемов. Поэтому мы ожидаем дефицит меньше, чем указано в госпрограмме, – пояснил министр. – Чем меньше дефицит, тем меньше процент заемных средств, соответственно снижаются расходы на обслуживание государственного долга.

За десять месяцев этого года объем госдолга Коми сократился на 346,1 миллиона рублей, и составляет сейчас 34,1 миллиарда рублей. Расходы на обслуживание госдолга должны были составить порядка 2,5 миллиарда рублей, но в результате будут около 1,1 миллиарда. Расходы уменьшились в том числе в связи с предоставлением республике бюджетного кредита, соответственно, снизилась доля коммерческих займов. К концу этого года 48 процентов госдолга Коми будут составлять бюджетные кредиты (22,5 миллиарда рублей), 31 процент – коммерческие кредиты (14,7 миллиарда), 21 процент – государственные ценные бумаги (10 миллиардов). Кредитный рейтинг региона по итогам года прогнозируется экспертами как позитивный. Минфин России определяет уровень долговой устойчивости Коми как высокий.

Задача по увеличению местных бюджетов стоит перед администрациями городов и районов. Если на местах дефицит, недостающие средства, конечно, приходится выделять из республиканской казны. Дабы поощрить муниципалитеты, где хорошо наполняют бюджет, в Коми выдаются гранты особо отличившимся. Так, в этом году Корткеросский район заслужил 12 миллионов рублей, Прилузский – 10 миллионов, Инта – 8 миллионов. Печора – 6 миллионов, Троицко-Печорский район – 4 миллиона. То есть, всего выделено 40 миллионов рублей. На последующие годы в бюджете Коми запланированы такие же поощрительные суммы пятеркам лучших.

Финансовая госпрограмма распространяется и на инициативное бюджетирование, в первую очередь это проект «Народный бюджет». Положительный опыт Коми в этом плане не раз отмечен на межрегиональных площадках. На 1 ноября этого года на проекты «Народного бюджета» в Коми потрачено 395,3 миллиона рублей. На 2023 год на эти цели закладывают 417,6 миллиона, как и на два последующих. Большая часть средств в этом году пошла на проекты благоустройства (31 процент или 100 миллионов), на втором месте проекты в дорожной сфере (17 процентов или 57 миллионов), на третьем – проекты в сфере образования (13 процентов или 41 миллион). Меньше всего затраты на проекты, касающиеся защиты окружающей среды (полпроцента или 1,7 миллиона). В этом году уже пришло более тысячи заявок на проекты, планируемые к реализации в 2023 году.

Что касается бюджета Коми на 2023-2025 год, то на данный момент заложено снижение общего объема доходов на уровне примерно одного миллиарда рублей ежегодно. В 2023 году ожидается 95,2 миллиарда, в 2024-м – 94,1 миллиарда, в 2025-м – 93,4 миллиарда. При этом налоговые и неналоговые доходы, по предварительным прогнозам, наоборот, подрастают. По расчетам в 2023 году они должны составить 80,9 миллиарда. В 2024-м – 82 миллиарда. В 2025-м – 84,6 миллиарда. Снижение дохода идет за счет уменьшения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Общий объем расходов региональной казны в следующем году должен составить 107,3 миллиарда (дефицит, соответственно, 12,2 миллиарда), в 2024 –м – 104,7, в 2025-м – 105,2. Межбюджетные трансферты муниципалитетам в следующем году должны составить 32,9 миллиарда рублей (в нынешнем, для сравнения, 29,7 миллиарда).

Складываются доходы по традиции из налога на прибыль организаций, налога на доходы физлиц, налога на имущество. Приоритеты в расходах тоже традиционные – реализация нацпроектов, исполнение социальных обязательств перед населением (в соцзащите, здравоохранении и так далее).

В части расходов, связанных с госдолгом, ситуация тоже ожидается несколько хуже, чем сложилась к концу этого года. Будут расти расходы на его обслуживание. В 2023-м нужно закрыть ожидаемый дефицит в 12,2 миллиарда, соответственно придется брать кредиты – бюджетные и коммерческие. Так что в 2023 году госдолг подрастет на 12 миллиардов, в 2024-м, по прогнозу, на 10,2 миллиарда, в 2025-м на 11,4 миллиарда. Расходы на обслуживание госдолга будут увеличиваться примерно на миллиард в год. Но в минфине Коми надеются, что реальные показатели будут все же ниже, чем вышеуказанные. А прогноз по традиции строится по наихудшему сценарию.

Напомним, в этом году бюджет Коми принимается в двух чтениях, первое, на котором были представлены предварительные параметры, прошло в октябре. И тогда цифры, представленные минфином, были несколько другие – доходы были запланированы в размере 97,4 миллиарда, а расходы – 109,6 миллиарда. То есть, из доходов и расходов за месяц исчезло примерно по два миллиарда с хвостиком. Председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков попросил министра объяснить, почему так произошло.

Владимир Казаков ответил, что изменения произошли от того, что в России вводится Единое универсальное пособие, объединяющее ряд существующих социальных выплат, полагавшихся беременным, а также семьям, воспитывающим детей от трех до семи лет. Если раньше выплаты проводились на региональном уровне, и в наш бюджет поступали на эти цели федеральные субвенции, то сейчас заниматься этими выплатами будет Фонд пенсионного и социального страхования России (объединенный из ПФР и ФСС). Соответственно, средства, которые должны были прийти в нашу казну, «перебрасывают» на федеральный уровень. Вот примерно 2,2 миллиарда пресловутые выплаты и составят. Что касается остальных расходов по госпрограммам, то они практически не изменились.

Вопрос министру задал и председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв. Он попросил его подробнее прокомментировать ситуацию с госдолгом, уровень которого приближается к предельному. Как минфин намерен справляться с этой проблемой?

– Самый первый инструмент – это создание условий для развития экономики региона. Если организации у нас начнут развиваться, соответственно, налогооблагаемая база будет расти, – ответил Владимир Казаков. – Также у нас есть несколько других инструментов. Работа со средствами на казначейских счетах. Работа по недопущению прироста новых расходных обязательств, своевременное введение строек, например. Работа с краткосрочными казначейскими кредитами. Думаю, мы справимся.

По соглашению с министерством финансов России госдолг республики не должен превышать 55 процентов от собственных доходов. В этом году благодаря дополнительным налоговым поступлениям, госдолг ниже 36 процентов, это дает хороший задел на последующие годы.

Также был задан вопрос о едином налоговом счете, который вводится с 1 января. Как это отразится на бизнесе, доходах бюджета?

– ЕНС направлен в первую очередь на поддержку, удобство налогоплательщиков. Вместо нескольких десятков платежек будет одна. Налоговый орган при подаче деклараций сам будет «разгонять» средства по соответствующим налогам. Для налогоплательщиков мы больших рисков не видим, – сообщил министр. – Но для бюджетной системы видим определенные не то чтобы риски, но недопонимание, как это будет происходить. Есть опасения, что теперь у нас фактически будут поступления в один день. Если мы раньше могли понимать, что у нас в течение месяца в разные дни мог «упасть» НДФЛ, налог на прибыль, на имущество, и мы могли этими средствами на счету управлять, то сейчас до единого дня подачи деклараций мы эти деньги не сможем увидеть, управлять ими. Будем сейчас разбираться, как дальше работать, в том числе с нашими крупнейшими налогоплательщиками.

Кроме того, министр ответил на вопрос депутата Геннадия Мошегова о том, за счет чего именно у нас ожидается прирост налоговых поступлений в последующие годы. Оказалось, что прогнозируется у нас прирост налога на прибыль, в том числе благодаря новым рынкам сбыта продукции, главное решить к лету ряд логистических вопросов. На прежнем уровне ожидается налог на имущество прибыль и НДФЛ, если, по словам министра, «у нас не случится массовой безработицы».↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Проект бюджета скорректирован"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.