«Пигмалион» в стиле комедии дель арте

Второй премьерой 92-го творческого сезона Академического театра драмы имени Виктора Савина стал спектакль «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Напомним, что театр открыл сезон «Поминальной молитвой» по пьесе Григория Горина.

Историю чудесного преображения Элизы Дулиттл сыктывкарским зрителям представила режиссер Липецкого театра драмы имени Льва Толстого Елена Оленина. Для нее это вторая работа в драмтеатре имени Савина. Пять лет назад она поставила в Сыктывкаре чеховскую «Чайку». На международном театральном фестивале «Мелиховская весна» спектакль назвали одной из лучших постановок классической пьесы за всю историю фестиваля.

– Принято считать, что «Пигмалион» – это уже «нафталинная» пьеса, – сказала Елена Оленина на пресс-конференции перед премьерой. – Но это практически комедия дель арте, ее масочный принцип в этом спектакле будет работать напрямую. В пьесе у каждого персонажа заложен большой темперамент. Это написано в авторском предисловии и послесловии к пьесе. Я постаралась вывести это впрямую к зрителю. Сейчас люди соскучились по радостям, сказкам, а эта постановка как «Золушка» для взрослых. Помимо этого, пьеса дает возможность поговорить с людьми о коде нации, а это ее язык. Поэтому спектакль начинается с большого количества цитат о языке и слове.

Комедия дель арте подчеркнута гримом – выбеленные лица, на которых выделяются подведенные черным глаза и брови, алые губы и скулы.

– Напрямую в программке ничем не отмечено, что режиссер решил спектакль в стилистике комедии дель арте, – рассказала «Республике» театральный критик Вера Морозова. – Хотя отсыл к Италии наличествует – в постановке звучат вариации на тему арии из оперы Пуччини «Девушка с Запада». С началом спектакля зритель начинает решать загадки: киносъемка артиста Дмитрия Максименко, одевающегося в родном театральном гардеробе – видимо, сразу ему на «работу» – играть спектакль. Затем появляются другие артисты в проходах зрительного зала – уже в стильных костюмах с геометрическими «заплатками» и в гриме масок. Не слишком искушенные в узнавании заграничных пейзажей зрители полагают, что действие будет происходить в Лондоне, пока взгляд их не упирается в изображение римского фонтана Треви, пока не предстает перед ними презеленый, затейливо подстриженный внутренний дворик, который вряд ли возможен в Англии. Скорее, он находится как раз в Италии, откуда родом артисты знаменитой комедии. Спектакль поставлен в той манере, по которой узнается комедия дель арте. Окончательно мы утверждаемся в своей догадке, когда дуэт Хиггинса и Пикеринга совершает почти акробатические трюки и блестяще исполняет степовый номер, который напрямую не увязывается с сюжетом. Похожие номера артисты комедии дель арте отрабатывали годами и включали в свой репертуар независимо от сюжета, демонстрируя личный опыт и мастерство. Такой номер назывался «лацци».

Алёна Доронина, которая играет в спектакле Элизу Дулиттл, рассказала, что перевоплощение играть достаточно тяжело.

– За короткое время нужно из девушки низшего сословия превратиться в принцессу, – отметила она. – Это трудно физически и эмоционально.

В роли профессора Хиггинса – Дмитрий Максименко, полковника Пикеринга сыграл Владимир Рочев. Альфред Дулиттл – Игорь Янков, миссис Пирс – Татьяна Валяева, мать и дочь Эйнсфорд Хилл – Елена Аксеновская и Кристина Чернева, миссис Хиггинс – Юлия Экрот, горничная – Дарья Артеева.

Художник спектакля – Анна Репина, которая много лет работала в театре имени Савина, а теперь является главным художником Рязанского театра кукол. Балетмейстер и режиссер по пластике – Ангелина Комлева. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "«Пигмалион» в стиле комедии дель арте"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.