Русалка на сосне сидит

На рисунке художника Аркадия Мошева русалка забирает с собой богатыря Юрку на дно озера

Большинство героев коми преданий, если верить легендам, жили несколько столетий назад, и с ними связывают обычно старинные села, часто отдаленные. Но есть среди них и те, кого можно считать нашими современниками, причем встречали их как в деревнях, так и в городах. Речь о русалках и других водных духах, которых в мифологии коми видимо-невидимо.

В столице Коми русалки тоже отметились. Героиня одного из преданий жила на реке Човъю, где-то в верхней ее части. Ее так и зовут – Чов юса ныв, «девушка с реки Чов». Считается, что когда-то здесь утонула в омуте то ли одна девушка, то ли погибших купальщиц было больше, но после лунными ночами в этих местах начали видеть русалку. Човская ундина, длинноволосая, в белой одежде, предпочитала не прятаться в воде, а наоборот – забираться на высокую сосну. Девушка, сидя на ветвях, пряла, а когда луна закрывалась тучей, свистела и кричала: «Белая, свети!», после чего снова становилось светло.

Из-за Чов юса ныв возле этой речки нельзя было рубить лес: мало ли, как русалка отреагирует, если свалят ее любимую сосну. Так что стоит поблагодарить ее за то, что сберегла водоохранную зону Човъю. Но в последние десятилетия о девушке в белом не слышно, наверное, потому, что места эти стали слишком шумными – появились поселки Нижний и Верхний Чов, дачи, автодороги, промышленный узел, железнодорожная ветка, военная часть и исправительная колония. Предположим, что Чов юса ныв перебралась к истоку реки, в район Выльгорта, там потише.

По другому преданию, индустриализация лишила нас целой семьи русалок. В прошлом году научные сотрудники сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Людмила Лобанова и Алексей Рассыхаев, собирая фольклорные материалы в поселке Приозерный и селе Маджа Корткеросского района, записали рассказ об озерных русалках, которые погибли после взрыва на запани возле сыктывкарского поселка Трехозерка в 1955 году. Якобы тела вспыли на поверхность, их забрали и увезли в Москву.

По словам Алексея Рассыхаева, за годы своей работы он слышал множество историй о водяных духах. А их у нас множество – вакуль, васа, васа-бес, васа-олысь, редкий для наших краев мельничный дух, русалки – васа ныв, чери божа ныв.

– Почти в каждой экспедиции за последние 25 лет нам рассказывают о них. Причем немало меморатов – текстов от первого лица, якобы сами видели русалку или их родственник, знакомый. Например, на Вишере мы записали рассказ о том, как люди переводили через реку коров, лошадей, животные вели себя, будто им что-то очень не нравится, а потом на берегу обнаруживалось, что у них до колен ноги погрызены. Считается, что это водяные духи напали, – рассказал Алексей Рассыхаев. – У меня даже семейная история есть, моя мама рассказывала со ссылкой на свою маму. Дом в Усть-Куломе, в котором они жили, стоял на берегу Вычегды, и одна женщина утром пошла за водой к реке, видит, а на заборе возле дома сидит русалка, волосы расчесывает. Она позвала мужа, а тот взял ружье и стал целиться в русалку, но выстрелить не успел, она в воду прыгнула. Бывает, рассказывают, что люди ныряют в воду, чтобы найти утонувшего человека, и под водой видят, что его тело держит водяной бес.

Алексей Рассыхаев иронически отмечает, что больше всего о русалках, как и о леших, знают те, кто ни на реку, ни в лес не ходит. А бывалые рыбаки и охотники уверяют, что ни разу необыкновенных существ не встречали. Тем не менее до сих пор в Коми можно увидеть простейшие обряды «задабривания» русалок и водяных, когда перед рыбалкой или дальней поездкой на лодке в воду кидают кусочек хлеба, монетку. Раньше такие обряды обычно проводили в начале ледохода, когда водяные духи «просыпались». У рыбаков были и другие секреты налаживания отношений с русалками и васа, после которых знающие промысловики получали от них помощь в виде хороших уловов.

Между тем очень скоро, буквально на следующей неделе, наступают «русалочьи дни». В разных местностях предания о том, когда именно русалки выходят на сушу, чтобы порезвиться вволю, и на какой срок, расходятся. Но самый популярный вариант – в зеленые святки, или семицкую неделю перед Троицей, которая в этом году 12 июня. Считалось, что с «семика» – четверга на неделе перед Троицей до духова дня – первого понедельника после Троицы, у русалок самый разгар гуляний, поэтому в эти дни лучше не ходить в одиночку ни в лес, ни к реке – поймают, защекочут, утопят. Или украдут одежду – по преданиям, с гардеробом у водяных дев всегда проблемы, либо нет ничего, либо рваная рубашка, и они норовят утащить у людей хотя бы платочек или ленточку. И прядут они поэтому же – пытаются изготовить нитки на платье.

Из-за поверий о выходе водяных девушек на сушу в начале лета праздники многих народов в этот период связаны с русалками. Где-то их «провожают» в определенные дни, где-то задабривают, оставляя гостинцы и яркие лоскутки. И в современные фольклорные праздники Коми водяные духи тоже неплохо вписались. На прилузском «Луза дорса гаж», например, в разные годы можно было увидеть водяного Васу в качестве ведущего, танцующих девочек-русалочек в белых платьях.

Анна ПОТЕХИНА

Оставьте первый комментарий для "Русалка на сосне сидит"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.