Людмила Нехорошева: «Детям нужно прививать любовь к своей родине»

В Коми прошел VII Республиканский конкурс профессионального мастерства «Коми велöдысь» («Коми учитель»). Лучшей в своей профессии признана учитель коми языка, русского языка и литературы школы №1 села Выльгорт Сыктывдинского района Людмила Нехорошева. В этом году исполнится двадцать лет с тех пор, как она начала работать учителем. Первые шесть лет преподавала в сыктывкарской школе №18, а с 2012 года работает в Выльгорте. В интервью «Республике» учитель рассказала о своей работе.

– Русский язык вы знали с раннего детства или выучили в школе?

– Я родилась и выросла в селе Дон Усть-Куломского района. В детстве мы в семье общались только на коми языке. С русским языком познакомилась в школе. Никаких проблем от знания двух языков у меня никогда не было, я одинаково любила уроки как коми языка и литературы, так и русского языка и литературы.

– Вы преподавали коми язык в городской школе, а сейчас в сельской. Есть ли разница в восприятии языка учениками?

– Работать с городскими детьми также интересно, как и с сельскими. В Сыктывкаре всегда были ученики, которым нравились уроки коми языка. Они с большим интересом работали на уроках, активно участвовали в различных конкурсах, в которых нужно было показать свой уровень знания коми языка.

– Как школьников удается заинтересовать коми языком? Многие считают этот предмет второстепенным и не хотят «забивать себе им голову».

– Я стараюсь заинтересовать ребят через внеурочную деятельность. Мы снимаем буктрейлеры, учим стихотворения, принимаем участие в различных конкурсах, играем, пишем исследовательские работы, знакомимся с произведениями коми литературы. В этом году впервые создали свой мульт-фильм на коми языке. Такие работы очень нравятся детям и их родителям.

В 2021-2022 учебном году более 30 процентов обучающихся изучали родной и государственный коми язык, свыше 85 процентов – учебные предметы этнокультурной направленности. Обеспечивают реализацию учебных предметов по коми языку 559 учителей коми языка и литературы. В регионе ведется подготовка профессиональных педагогических кадров, разрабатываются и издаются новые учебники и учебно-методические пособия. Средний объем средств, предусмотренных на приобретение учебников и учебных пособий этнокультурного содержания, составляет более трех миллионов рублей ежегодно.

– Нужен ли современным детям коми язык?

– Детям нужно прививать любовь к своей родине. У нашей республики есть свой язык, и этим мы должны гордиться.

– Есть ли у вас ученики, для которых коми язык родной?

– У меня есть ученики, для которых коми язык является родным. Но, к сожалению, таких детей мало. Они не стесняются говорить на коми языке, гордятся тем, что знают больше, чем одноклассники.

– Родители также часто против того, чтобы их дети в школе учили коми язык.

– Надо разговаривать с родителями. Но нужно еще и через детей искать к ним подход. Если детям будет интересно на уроках, никакой родитель не будет против изучения коми языка. Все зависит от учителя. Я на дом задаю повторить только то, чему научила на уроке. Своих учащихся прошу к родителям за помощью не обращаться. Если у них что-то не получилось, значит, я недостаточно хорошо все объяснила.

– Что самое сложное для детей в изучении коми языка?

– Самым сложным являются наши звуки. Например, слово «серпасасьысь» повторяешь-повторяешь весь урок, а завтра можно начинать работать с этим словом заново. Еще многим сложно выговаривать звук ö. Самое сложное в том, что учить язык детей заставлять сейчас нельзя, нужно делать все так, чтобы они на уроке много раз самое важное услышали, повторили и хорошо запомнили.

 Член жюри VII Республиканского конкурса «Коми велöдысь» – кандидат педагогических наук Зоя Остапова считает, что конкурс еще раз показал необходимость соблюдения преемственности в обучении коми языку в системе «детский сад – школа».

– Коми язык невозможно сохранить и развить без дошкольного уровня образования, – рассказала она «Республике». – Ребенок в первый класс приходит уже со сформировавшейся языковой системой и ценностными ориентирами. Именно в детском саду закладываются основы знания коми языка и характер личности-патриота, любящего коми культуру и желающего узнать о ней больше, а главное – передать это знание окружающим. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для обучения коми языку в детском саду. Именно это позволит сохранить коми язык и в школе. Родители, увидев реальные успехи своих детей, поддержат коми язык и в дальнейшем. «Благоприятные условия» означают: моральная и материальная поддержка воспитателей детских садов, владеющих коми языком, для ведения работы с детьми, оснащение педагогического процесса необходимыми методическими пособиями, игровыми материалами, техническими средствами и так далее. Да, это требует финансовых трат, но это окупится в будущем в геометрической прогрессии. К сожалению, школа уже мало что сможет сделать для восстановления коми языка без опоры на детский сад.

– Что помимо новых слов узнают на уроках ваши ученики?

– На уроках коми языка дети знакомятся с родной республикой. С ее историей, городами и районами, реками и озерами, с композиторами, поэтами и писателями, с их произведениями. Некоторые из ребят только на моем уроке узнают, что река Волга не протекает в Коми.

– В коми языке несколько диалектов. Не мешает это преподаванию?

– В седьмом классе у меня есть ученица Арина Витязева. Ее родители дома общаются на коми языке, на ижемском диалекте. У нас возникли некоторые сложности с девочкой – иногда мы друг друга не понимали. В этом году мы с Ариной написали проектно-исследовательскую работу «Диалектные слова в речи моих родителей». Теперь моя ученица знает, каким литературным словом можно заменить ижемское слово. В пятом классе у меня есть мальчик с кавказской фамилией, но благодаря маме он отлично знает коми язык.

– Сейчас планируется сократить уроки коми языка до одного часа в неделю. Будет ли этого достаточно?

– В следующем учебном году в нашей школе коми язык пятиклассники будут изучать только один час в неделю. На мой взгляд, этого явно недостаточно. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Людмила Нехорошева: «Детям нужно прививать любовь к своей родине»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.