Нина Новикова: «Каждый номер «Радуги» – отдельный проект»

Среди средств массовой информации детская печать всегда занимала особое место. Любое детское издание, если оно хочет быть востребованным у своей взыскательной аудитории, должно не только воспитывать и образовывать, но прежде всего быть красочным и увлекательным. Журнал «Радуга» отвечает всем этим требованиям. Его приятно взять в руки, интересно листать и сразу хочется почитать. Уже три года подряд это лучшее литературное российское издание для младших школьников. О том, как рождается каждый номер «Радуги», рассказала его главный редактор Нина Новикова.

– Первоначально «Радуга» была газетой, но вы и ваша команда преобразовали ее в журнал, и у издания уже совершенно другая концепция. С чем это связано?

– Если говорить о концепции, то нельзя не сказать, с чего началась «Радуга». Идея регионального издания, которое бы объединяло детей и взрослых, пришла в 1998 году главному редактору «Красного знамени» Авениру Низовцеву. Первым главным редактором «Радуги» стал детский писатель и журналист Виктор Демидов, а иллюстратором – известный художник Аркадий Мошев. Есть легенда, которая была передана из уст в уста, что Демидов, размышляя над названием нового издания, январским днем вышел на улицу и увидел гало – зимнюю радугу. Это его настолько поразило, что сразу же родилось название – «Радуга». Первые ее номера очень похожи на то, что выходит сейчас: там были детские стихи и стихи для детей. И была очень интересная тенденция – в газете публиковался не только Виктор Демидов, но и его дочка Светлана Демидова, рисовал не только Аркадий Мошев, но и его дети. По сути, это было такое семейное издание. Спустя 20 лет – а именно четыре года назад – «Радуга» поменяла свой формат, и мы вернулись к той идее, которую когда-то придумали Авенир Низовцев и Виктор Демидов.

У издания были разные этапы. Например, в середине 2000-х газета ориентировалась на молодежно-подростковую аудиторию, там печатались постеры с кумирами, информационные материалы. Но в 2017 году, когда наша команда приступила к проекту, уже повсюду царил интернет, и подростков было сложно чем-либо удивить. Поэтому первое, что мы сделали, снизили возрастную планку. Для более старшего возраста на тот момент в электронном виде выходила газета «Твоя параллель», а вот возрастная категория дошкольников от трех лет была упущена. Изначально наш журнал был рассчитан на детей от трех до семи лет, то есть тех, кто еще не умеет читать, и им читают родители, и от семи до 12 лет. Когда мы отправили журнал на первый всероссийский конкурс среди детских изданий, его определили как журнал для младшего школьного возраста – с первого по четвертый класс.

– Что это за конкурс и в каком году он проходил?

– Это был 2019 год, «Радуга» в формате журнала выходила второй год. Мы отправили несколько наших номеров на всероссийский конкурс детских СМИ «Волшебное слово». Нас с Еленой Туркиной, тогдашним руководителем редакции, пригласили, оплатили поездку и пребывание в Москве. Мы думали, что сейчас увидим кучу детских изданий и всему у них научимся, а нам говорят: «Поздравляем, у вас первое место!» Мы были признаны лучшим в России детским журналом для младших школьников.

– А сейчас разделение на дошкольников и младших школьников сохраняется?

– Я думаю, что наш читатель немножечко подрос, журнал стал взрослее. Я специально прихватила с собой первый номер журнала «Радуга». Видно, как сильно он отличается от нынешних: стало гораздо больше познавательных материалов. Вот, например, номер, посвященный устройству человеческого организма. Здесь больше текстов, много схем, скажем, на примере тела человека и дракона рассказывается о кровеносной системе. Само оформление становится более «взрослым». Но есть тексты, которые мамы могут читать малышам, – стихи, небольшие произведения, в том числе по изучению коми языка, которые придумывают наши авторы.

В 2019 году журнал «Радуга» признан лучшим российским детским изданием для младших школьников, в 2020-м – лучшим литературным изданием России, в 2021 году стал победителем фестиваля детских СМИ «Волшебное слово» в номинации «Обо всем на свете» за всестороннее развитие детей.

– И все-таки почему вы стали выпускать именно журнал, а не газету?

– Нам, мне и нашей команде, был дан карт-бланш. «Делайте что хотите», – сказал руководитель управления печати Евгений Зелинский. По его мнению, издание нуждалось в изменениях, и важно было охватить дошкольный возраст. Мы понимали, что выпускать газету два раза в месяц неактуально – мы не сможем насытить ее материалом, и решили – пусть будет ежемесячное издание. Журнал – это же не просто название, это «нетухнущие», не устаревающие материалы, то есть то, к чему можно много раз возвращаться. Поэтому было решено, что журнал «Радуга» будет для детей и взрослых, родители могут помочь и подсказать, например, при изучении коми слов, потому что в одиночку ребенку освоить такие знания сложновато. Это может быть не только комбинация «ребенок – родитель», но и «ребенок – учитель», «ребенок – педагог дополнительного образования», «ребенок – библиотекарь». То есть получается комбинированный многоуровневый журнал, который можно читать, изучать, раскрашивать, брать для методических разработок. Например, у нас есть рубрика «Галерея «Радуги» – в ней публикуются живописные полотна, которые хранятся в Национальной галерее Коми. Можно собрать все эти произведения в единую книжку.

Многие вещи мы делали интуитивно. Примеров в республике практически не было, да и в России их немного. И нам нужно было либо идти по уже проложенному пути советской детской журналистики, наподобие «Мурзилки», либо искать свой путь. Мы выбрали нечто среднее – учли уже имеющийся опыт, посмотрели все региональные детские газеты и журналы, которые нашли в библиотеке или привозили с различных мероприятий в других регионах, и привнесли свои идеи.

– Лично вы как пришли в «Радугу»?

– Для меня путь в журналистику начался благодаря Светлане Бобиной, возглавлявшей туристический центр города Микуня. Она занималась с юнкорами, которые писали для районной газеты и выпускали свою газету. В 2008-2009 годах я, семиклассница, выполнила первое задание Светланы Викторовны – написала про репрессированных, похороненных на Коквицкой горе, откуда я родом. Вскоре была создана молодежная общественная организация «Возрождение», и мы начали выпускать газету «Миг». На тот момент это была единственная районная молодежная газета, издаваемая типографским способом. Юнкоры были раскиданы по всему району. Я жила в маленькой деревне Туискерес, через речку от райцентра. В тот же период начала сотрудничать с газетой «Вперед», даже готовила журналистские расследования.

У Светланы Викторовны была позиция, которую она нам транслировала: выходя из школы, ты уже должен быть специалистом и четко знать, куда ты поступаешь и для чего тебе эти знания. Поэтому, когда я поступала на филфак СГУ, своей специализацией выбрала журналистику. Но я была не самым ответственным студентом, потому все студенческие годы работала. С молодежной районкой сотрудничала уже в меньшей степени, потому что там была налажена преемственность – на смену выпускникам приходило другое поколение юнкоров. Долгое время после меня газету «Миг» выпускал Андрей Фетисов, который сейчас работает в «Комиинформе».

Параллельно со школой я училась в Центре управленческого резерва, была в общественной организации, активно работала в Молодежном парламенте республики и преподавала в Центре управленческого резерва. В этот период выходила газета «Вау», которую до меня выпускала Купава Волкова. Затем я поступила на работу в «Панораму столицы», проходила там практику и на пятом курсе уже была там трудоустроена. А после декретного отпуска стала главным редактором семейного журнала «Вечерок». Учредителем этого издания была Александра Васильевна Бушуева, я ей благодарна за поддержку и за то, что поверила в нас тогда. Верстальщик, корректор – трудились на общественных началах. Вспоминаю этот сумасшедший период, когда люди занимались журналом только лишь потому, что им это было интересно. На мне был весь функционал, начиная от редактора, рекламного менеджера и заканчивая разносчиком газеты. Это бесценный опыт, который помог в дальнейшем. Далее была работа в журнале «АРТ», параллельно я взялась за проект журнала «Радуга» и теперь работаю только в «Радуге».

– Какая команда работает в «Радуге»?

– Когда я пришла в «Радугу», в редакции уже был слаженный коллектив. Со временем кто-то ушел, пришли новые. На данный момент в штате редакции пять человек. А в целом это большая команда людей, которые раскиданы по всему миру, – наши художники, авторы.

Известный детский писатель, представитель международного объединения детских авторов Елена Васильевна Габова ведет у нас рубрику, название которой придумала сама – «Солнечные зайчики». Здесь публикуются стихи авторов, пишущих для детей. Для каждого номера, какая бы сумасшедшая тема ни была, она подбирает стихи.

Все коми странички были придуманы командой, которая работает с Еленой Евгеньевной Афанасьевой. Те, кто писал для взрослой аудитории – Алена Шомысова, Любовь Ануфриева, Елена Афанасьева, Алена Старцева – начали писать для детей: и стихи, и короткие произведения, и маленькие задания. И, что отрадно, авторы стали расти вместе с «Радугой». Недавно у Алены Шомысовой вышел сборник стихов для детей. У Елены Афанасьевой за четыре года вышли три детские книжки.

Анастасия Сукгоева четыре года назад только начинала писать, и в том числе приносила первые свои произведения в «Радугу». Сейчас она автор нескольких детских книг. Ей можно позвонить в любое время и попросить сделать срочный перевод стихов или прозы, и она справится за ночь. Это верный помощник, друг, готовый всегда поддержать.

Анна Люлина живет в Оренбурге, она пишет нам стихи на обложку. Например, написала для номера, посвященного Дедам Морозам разных народов.

Первые номера нам рисовала Лера Осташова (Бруниес). Мы ей безмерно благодарны за то, что она придумала логотип журнала, персонажа КнигаЖеня, который путешествует во времени и пространстве и рассказывает обо всем нашим читателям. Валерия Осташова посоветовала нам привлечь к сотрудничеству Светлану Шабалину, которая сейчас живет в Кирове и удаленно создает для журнала иллюстрации. Супруги Владимир Панев и Ольга Жданова работают в тандеме – Ольга может писать и рисовать, а Владимир рисует. Карикатурист из Ухты Нина Елина попробовала себя в иллюстрации и теперь постоянно сотрудничает с «Радугой».

Художники очень разные. Кому-то, как этой семейной паре, достаточно дать тему, а есть иллюстраторы, которым нужно четко обозначить размер стихотворения, к которому требуется рисунок.

Светлана Прокушева долгое время вела рубрику, связанную с рисованием, проводила мастер-классы. Сейчас у нее своя студия «Рисуем вместе». Это человек, который во все времена нас поддерживает.

Алина Щапова рисует комиксы. Она окончила университет в Белоруссии, живет на юге России, придумывает для «Радуги» увлекательные сюжеты и образы.

Алена Копырина ведет студию английского языка и разрабатывает методики специально под формат нашего журнала.

– Каждый номер «Радуги» – тематический. Как вы разрабатываете темы?

– Каждый номер – это отдельный проект. Иногда тему подсказывает случайный разговор с кем-то или конкретная ситуация. Например, номер про тело человека заказала наша постоянная читательница, девочка, которая лежала в больнице. Она спросила у мамы: «Как у меня кость срастается? Что такое кость? Что у меня внутри? Я бы очень хотела об этом узнать». Мама написала нам, и так родилась тема номера.

Иногда тема разрабатывается целенаправленно, к работе подключаются партнеры. Сейчас практически каждый номер – это минимум шесть партнеров и эксперты. Когда мы готовили экономический номер, партнерами выступили Минфин и Банк России, РЕСО «Гарант». С каждым экспертом нужно обязательно материал согласовать. Историк Михаил Борисович Рогачёв был экспертом номера про Великую Отечественную войну. Там был мастер-класс «Как нарисовать танк», и он сказал: «Танк красивый, но в боях Великой Отечественной эта машина не участвовала, танк находился в резерве». Пришлось подготовить новый текст.

Часто материал рождается в спорах. Например, Национальная библиотека считала, что содержание должно быть подано максимально полно, и они борются за текст, а я объясняю, что журнал – детский, и здесь главное – иллюстрация.

– Какова миссия КнигаЖеня?

– Когда мы начинали работу над проектом, то в том числе советовались с психологами на предмет того, как лучше дети воспринимают информацию. И нам в один голос говорили, что детям легче получать информацию из уст персонажа. Все знают Мурзилку, персонажей детских журналов – Понимашку, Сибирячка, Бикинёчка (у коми журнала «Би кинь»). КнигаЖень – задорный непослушный мальчишка. В первом номере журнала опубликована его история. Он чуть-чуть старше нашей целевой аудитории, ему 13 лет, ведь дети же всегда хотят дружить с более старшими. Он их более взрослый товарищ. Юный волшебник рассказывает, где он летал, что видел. Его легко перемещать во времени. В одном из недавних номеров мы переместили КнигаЖеня в коми деревню на два века назад. Его глазами дети побывали в прошлом. Сформировалось определенное количество авторов, у которых получается сочинение сказок про КнигаЖеня. Мы уже знаем, что если это познавательный текст, с ним хорошо справится Настя Сукгоева, если более фантазийный – Анастасия Лабецкая. Многие ее знают как художника, но Настя еще и прекрасно пишет. Алена Шомысова берет национальную тематику. КнигаЖень объединяет все качества авторов, которые о нем писали, и у него очень много граней.

– Кто ваши главные подписчики?

– Когда четыре года назад «Радуга» начала выходить в формате журнала, мы сразу установили тираж в тысячу экземпляров. Это было рискованно, мы понимали, что не все сможем продавать, но решили, что будем держать у себя тираж и в дальнейшем его реализовывать, например, через торговые сети. Но основной путь реализации – это, конечно, подписка через Почту России и альтернативная подписка. То есть какой-нибудь класс, например, Выльгорта или Сыктывкара, решает подписаться на журнал. Сделать это достаточно просто. Зайдя в нашу группу «ВКонтакте», можно найти пошаговую инструкцию. Легче всего написать сообщение в сообщество о желании подписаться или заполнить короткую заявку. Если подписывается целый класс, мы сами организуем доставку по адресам в черте города, в Эжву и Выльгорт. Если это ближайшие районы, то специалисты управления образования и культуры приезжают к нам, забирают пачку журналов и развозят по своим детским садам и школам.

С северными районами труднее. Но открою небольшой секрет – январский номер «Радуги» будет посвящен Арктике, и очень надеюсь, что подписка появится в Воркуте, Усинске, Инте. Пока же наши основные подписчики – сыктывкарцы и ребята из близлежащих районов. Но что интересно, в последнее время все больше наш журнал заказывают из других регионов России. Например, мой друг Рома Хади из Ростова решил сделать подарок всем детям своей обширной родни и на протяжении нескольких лет заказывает по 12-15 экземпляров. Мои родственники в этом году увезли несколько номеров «Радуги» в Канаду. А еще одна моя хорошая знакомая и, как выяснилось, многолетняя наша подписчица отправила в этом году журнал в Австрию. И, конечно, мы очень мечтаем выйти на федеральную подписку. Самая большая мечта – чтобы тираж был большой, чтобы журнал попадал во все школы и детские сады, потому что когда вложен такой большой труд, хочется чтобы содержание издания дошло до его целевой аудитории.

Беседовала Галина БОБРАКОВА

Фото предоставлено Ниной Новиковой

1 Комментарий для "Нина Новикова: «Каждый номер «Радуги» – отдельный проект»"

  1. Регистрация в Vavada | 13.01.2022 в 17:40 | Ответить

    Спасибо! Буду теперь заходить на этот блог каждый день!.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.