«Наследие» с креном: колокольне в Мошъюге ищут хозяина

Ситуацию с памятниками истории и культуры обсудили в Госсовете Коми в ходе рассмотрения отдельной части госпрограммы развития культуры и туризма – подпрограммы «Наследие». Один из самых сложных объектов – колокольня в ижемской деревне Мошъюга, которая в очередной раз стала подражать Пизанской башне, все более кренясь набок.

Подпрограмму «Наследие» представила начальник республиканского управления по охране объектов культурного наследия Марина Андреева. Сейчас в Коми 1032 объекта культурного наследия, из них 112 – федерального значения, регионального – 228, плюс 690 в статусе «выявленные» (в основном это объекты археологии). 18,6 процента от общей доли наследия – в неудовлетворительном состоянии, и почти половина из таковых – объекты религиозного назначения, не оформленные в собственность церковью и муниципалитетами невостребованные. Если брать только те объекты, что в региональной собственности, то в неудовлетворительном состоянии 15 процентов, так что в этом плане Коми буквально балансирует на грани: показатели госпрограммы диктуют, что 85 процентов культурного наследия республиканского уровня должно быть в порядке. Кроме того, есть проблемы с установлением зон охраны, у управления имеются соответствующие предписания прокуратуры, президентские поручения, а установление одной такой зоны обходится примерно в 400 тысяч рублей.

Финансирование «Наследия» в 2020 году составило 10,5 миллиона рублей, а в этом – 2,6 миллиона рублей, плюс 1,4 миллиона – переходящий остаток с прошлого года, предназначенный для оплаты работ по проектно-сметной документации для Дмитриевской церкви в поселке Кажым. Также в этом году разработаны проекты границ 11 объектов исторического наследия, включая, например, архитектурный ансамбль Ульяновского монастыря. На восьми объектах проведены историко-культурные экспертизы и разработаны проекты зон охраны, причем на шести из них – за счет заинтересованных лиц или собственников. На одном объекте – стоянке времен мезолита «Мартюшевская 8» в Троицко-Печорском районе – проведены спасательные работы.

По сути, подпрограмма «Наследие» должна решать вопросы с ремонтом объектов, их научными исследованиями, реставрацией или консервацией в ожидании дальнейших работ, чтобы не разрушались.

– Конечно, в основном эти работы должны производиться собственниками, так предписывает законодательство, – пояснила Марина Андреева.

В качестве одного из объектов, проблемы которого связаны с отсутствием собственника, начальник управления назвала колокольню в Мошъюге.

– Управление планировало заказать проект консервации этой колокольни, есть интересанты, готовые провести ремонтно-реставрационные работы, если будет проект, – пояснила она.

Ижемский депутат Николай Братенков поблагодарил Марину Андрееву за внимание к колокольне, подчеркнув, что этот памятник деревянного зодчества потерять никак нельзя, разговоры о его сохранении уже полвека идут, но так ничем и не заканчиваются.

– Когда колокольня стала нашей Пизанской башней, работники ДРСУ с помощью домкратов ее подняли и выровняли без всякого проекта. Но с тех пор прошли уже десятки лет, – сообщил депутат.

Марина Андреева пояснила, что сейчас, пока у колокольни нет собственника, фактически можно решать вопрос только с консервацией объекта, чтобы он дальше не разрушался:

– А при наличии собственника появится возможность обращаться в федеральную целевую программу, даже по двум направлениям – как объект деревянного зодчества и как объект религиозного назначения. Сейчас главное – сделать консервацию и определиться, кто возьмет объект: муниципалитет или епархия.

Начальник управления сообщила, что уже запланировано проведение совещания на данную тему, при этом, по ее словам, «хотелось бы пролоббировать приемку колокольни епархией». Дело в том, что сейчас у религиозной организации есть возможности получить на восстановление такого объекта федеральные средства, а у муниципалитета фактически нет. И в целом, как отметила Марина Андреева, учитывая скромность местных бюджетов, приемка на их баланс таких бесхозяйных объектов не лучший вариант.

Николай Братенков предложил, что, если не получится помочь колокольне через участие в федеральных программах, попробовать сделать это через проекты «Народного бюджета». Лишь бы специалисты присматривали, которые «не дадут напортачить».

Марина Андреева ответила, что это тоже вариант. А заместитель председателя правительства Коми Галина Габушева заверила, что вопрос с колокольней на особом контроле, совещание будет проведено в двадцатых числах ноября.

Колокольня в Мошъюге построена в 1884 году из лиственницы. Она представляет собой точную копию каменной колокольни, ранее возведенной в селе Мохча (давно разрушена, но фотографии сохранились). Каменный вариант жители Мошъюги финансово позволить себе не могли, поэтому и был сделан деревянный «двойник», который, возможно, в чем-то превзошел оригинал, хотя бы в нестандартности подхода к делу. Мастера тщательно скопировали элементы, свойственные каменным строениям: вырезали из лиственницы портики и колонны с коринфскими капителями, оформили карнизы прямоугольными выступами-дентикулами, пришедшими к нам из древнегреческой архитектуры, сделали полукруглые арки и круглые окна-люкарны на кровле.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Артура АРТЕЕВА

Татьяна Кашапова, специалист-менеджер по культурно-массовому досугу МБУ «Центр коми культуры Корткеросского района»:

– У нас в Корткеросском районе немало старинных церквей, не вошедших в республиканскую программу, но они переданы епархии, которая и занимается их ремонтом, восстановлением с помощью прихожан, местных жителей. Есть, конечно, еще старые церкви, в которых размещаются дома культуры, заброшенные храмы, они требуют внимания. И это ведь нужно не только для развития туризма, но в первую очередь для местного населения. И я считаю, что именно местные жители должны выступать с инициативной приведения в порядок объектов культуры, памятников истории, делать свой посильный вклад. Касается это не только состояния церквей, но и сельских музеев, клубов, в маленьких населенных пунктах это центры культурной жизни, места, где можно собираться, общаться. И туристов встречают в таких учреждениях.

Районная власть по этому направлению у нас работает активно, вкладывая средства в ремонты, реконструкцию разных госучреждений в сфере культуры и туризма, идет поддержка из федерального и республиканского бюджетов. Хорошее подспорье – грантовые средства, главы поселений пишут заявки, подключают к работе местное население, людей, которые могут помочь при ремонте физически или материально. Хорошо, что у нас есть заинтересованные люди, энтузиасты, краеведы.

Если же оценивать программу развития культуры и туризма в целом, я считаю, что в ней есть все, что необходимо. Финансирования бы только побольше, чтобы был более широкий охват работы. И, кроме того, замечу, хотя вопросы ремонта и строительства дорог в эту программу не входят, для развития въездного туризма они очень важны. И если мы хотим развивать туризм, в первую очередь должны обеспечить транспортную доступность. Иначе гостей, готовых ехать по бездорожью, у нас практически не будет.

Оставьте первый комментарий для "«Наследие» с креном: колокольне в Мошъюге ищут хозяина"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.