Школа любви Медведевых

Многодетная мать из Сыктывкара Анастасия Медведева уверена, что самым ценным человеческим качеством является умение любить. По ее словам, это качество тем более ценно, что не дается человеку от рождения, а развивается всю жизнь. И воспитание детей – лучшая школа любви. В этой школе, где главными учителями являются пятеро их детей, супруги Сергей и Анастасия Медведевы обучаются ежедневно, без выходных и отпусков.

Не благодаря, а вопреки

Первый брак Анастасии не был удачным. Ей пришлось в одиночку воспитывать двух детей – старшую дочь Лесю и сына Руслана. Пока она была на работе, присматривать за детьми помогала ее бабушка, с которой они жили в небольшой двухкомнатной квартире одной из двухэтажных «деревяшек» эжвинского микрорайона Строитель. То, что сын отстает в развитии от своих сверстников, Анастасия заметила, когда он пошел в детский сад: Руслан все никак не начинал разговаривать, хотя другие малыши в его группе уже говорили. Отклонения заметили и воспитатели, но специалисты, к которым обратилась встревоженная мать, посоветовали ей подождать до пяти лет и не бить пока тревогу, возможно, это просто задержка развития.

Руслан ходил в коррекционную группу детсада, занимался с логопедом. А в пять лет сыну поставили диагноз «умственная отсталость» и дали бессрочную инвалидность.

– Мы лежали на обследовании в больнице, и, когда врач мне сказала, что у меня ребенок с умственной отсталостью, я вышла в коридор, села на лестницу и заревела, – вспоминает Анастасия. – Не могла понять, за что мне такое. Ко мне подошла логопед и, утешая, спросила: «Ну неужели вы теперь меньше будете его любить?» Я говорю: «Конечно, нет. Это мой ребенок. Но я не могу понять, почему так случилось». Окончательно успокоиться мне помог священник в церкви, к которому я обратилась с мучающим меня вопросом: «За что?» «Да тебя Бог поцеловал в макушку. Это не наказание, это радость, это же дается человеку, чтобы он учился любить не благодаря, а вопреки», – ответил он.

Со своим нынешним мужем Сергеем Анастасия познакомилась девять лет назад. Мужчина очень быстро нашел общий язык с ее детьми, и это сразу расположило женщину к нему. Спустя полгода в семье появился Арсений – сын Сергея от первого брака, который пожелал жить в семье отца.

– Судьба у моего мужа непростая, – рассказала собеседница издания. – Его воспитывали бабушка с дедушкой, и он хорошо понимает, как ребенок нуждается именно в родительской любви. Очень тяжело он пережил смерть своего маленького сына, который погиб уже после его развода с первой женой. Кто-то из старших ребят, играя на пляже, толкнул малыша, тот упал виском на камень и сразу погиб. Сергей до сих пор корит себя, что после развода не забрал ребенка себе.

Чтобы вывозить детей на природу и путешествовать с ними по другим городам, супруги решили купить семиместный минивэн. Договорились накопить к весне на машину и начать планировать рождение общего ребенка. Но судьба по-своему реализовала эти планы, и к тому времени, как появилась машина, семья пополнилась сразу двумя детьми. В жизнь Медведевых пришли Иван – чужой новорожденный младенец, почти сразу ставший в семье своим, и его старший брат Егор.

Ванечка и Егор

Мать этих двух мальчишек была родственницей жены Настиного брата. Женщина вела аморальный образ жизни, но при этом исправно одного за другим рожала детей, которые ей совершенно были не нужны. Ванечка стал ее пятым рожденным ребенком. Двое детей у нее умерли в младенчестве, двое сейчас живут в семье Медведевых, одного приняла другая семья.

– Один из трех ее детей – Андрей – попал в другую семью. Когда решался вопрос о его передаче, я не могла его взять, потому что тогда как раз только недавно у меня родился Руслан, и я одна воспитывала двоих детей, – рассказала Анастасия.

Еще до рождения Ванечки Анастасия как могла принимала участие в судьбе его старшего брата Егора, он почти с самого рождения большей частью жил либо у бабушки, либо у тети. Поскольку Егора долго не могли устроить в детсад, Анастасия, которая вынуждена была уволиться с работы для ухода за своим сыном Русланом, предлагала свою помощь в присмотре за мальчиком. Иногда мать Егора приходила в чувство после запоев и забирала сына сама. В один из таких ее приходов Анастасия обратила внимание, что она опять беременна.

Когда родился Ванечка, его вместе с матерью из роддома забирала Настя. Она приготовила ребенку все необходимое – коляску и приданое. После выхода из роддома мать Ванечки ходила по инстанциям, оформляя документы на ребенка, а Анастасия нянчилась с ним. На ночь мать забирала ребенка, а утром опять приносила. Однако материнских чувств женщине хватило всего на три-четыре дня, она опять «села на стакан» и забыла о своем младенце.

Иван остался в семье Медведевых, а Егора в это время приютила тетя. В периоды просветлений мать-кукушка приходила просто посмотреть на сына, не занималась им вообще, не ухаживала за ним. По словам Анастасии, соседи даже решили, что она сама его родила, просто скрывала беременность. Поначалу, пока Ванечка был в их семье просто подкидышем, глава семьи – Сергей – не проявлял к нему никаких чувств.

– Я успела полюбить ребенка, и мне, конечно, хотелось, чтобы муж тоже разделил мои чувства к нему, – поделилась Анастасия. – И  однажды его спросила: «Почему ты совсем не подходишь к Ване? Ты не любишь его?» На что Сергей ответил: «Я боюсь к нему привязаться. Потом придут мать или представители опеки, заберут его, и это будет больно. Я уже за тебя тревожусь, ты привыкла к малышу. Как ты будешь с ним расставаться?»

Медсестра детской поликлиники, приходившая навещать ребенка, сообщила в органы опеки о том, что новорожденный живет в чужой семье, в то время как мать его где-то гуляет. Анастасия официально не была законным представителем, и ребенку даже прививки не могли сделать без согласия матери. По информации из детской поликлиники Ивана забрали и вместе со старшим братом Егором поместили в больницу. Пока шел судебный процесс по лишению родительских прав, дети жили в больнице.

Когда за детьми пришли из органов опеки, Анастасия позвонила мужу на работу: «Сергей, детей забирают, до окончания суда определяют в больницу. Что будем делать?» «Иди в больницу вместе с ними и ходи туда каждый день, будь рядом с детьми», – ответил он. И все три месяца, пока длился судебный процесс по лишению родительских прав матери Ивана и Егора, Анастасия ежедневно ходила в больницу, как на работу. Гуляла с Ваней, приносила памперсы, забирала стирать его грязную одежду. Однако взять ребенка под опеку было не так легко: на таких малышей была очередь из желающих усыновить или взять под опеку. А Анастасия вроде как без очереди влезла. Но то, что она практически с рождения ухаживала за Иваном, все-таки учли и пошли ей навстречу.

– Поначалу мы хотели забрать только Ванечку, потому что оба к нему привыкли. Но в опеке нам сказали, что кровных братьев порознь не отдадут, нужно взять и Егора. Я опять позвонила Сергею на работу: «Надо брать двоих детей». И он ответил: «Надо, значит, надо». В августе 2019 мы взяли детей под опеку уже официально.

Наука обходить углы

Поговорка «Маленькие детки – маленькие бедки», по мнению Анастасии, верна только для детей, не травмированных с самого рождения. Душевно травмированный ребенок – это настоящая беда, преодолеть ее можно только родительской любовью и терпением. Чтобы вернуть ему веру во взрослых людей и в добро, нужно приложить немало сил. И без помощи специалиста-психолога тут не обойтись. Поэтому все сложные ситуации Анастасия всегда обсуждает с психологом Ольгой Смирновой, которая ведет клуб многодетных мам «Штурвал». Благодаря Ольге Смирновой многие матери открыли для себя совершенно новые подходы к детям, научились обходить острые углы в отношениях с ними.

Ванечке повезло больше, чем его старшему брату: он не видел того ужаса, в котором Егор провел первые годы жизни. Поэтому и растет он смышленым и веселым ребенком, любимцем всей семьи. А вот Егор, которому будет пять лет, нуждается в особом подходе.

– Он даже слова «мама» боялся, – вспоминает Анастасия. – Когда мои дети говорили: «Сейчас позовем маму», он кричал: «Не надо маму». Он просто ее боялся. Нервная система у него очень расшатана, очень много любви требуется этому ребенку, чтобы он восстановился. Поначалу его даже от детского сада часто отстраняли, потому что он постоянно кричал. Помню, вскоре после того, как мы его взяли в семью, мы с ним ехали в автобусе, и он меня спросил: «Ты мне кто?» Я ответила: «Я твоя мама». И он сидящим рядом пассажирам с гордостью сообщил: «Это моя мама, а я сыночек». Он очень вежливый, внимательный, хозяйственный, помогает мне во всем, но очень не любит, когда его заставляют что-то делать: начинает кричать. Мы даже хотели его вывести в группу, где детей поменьше, но не получилось – нет в саду таких условий. Он очень устает от большого количества детей. А дома он обычный ребенок.

Много внимания и особого подхода требует и Руслан. Ему сейчас 11 лет, но пока он не читает и общается в основном жестами.

– Мы с ним разговариваем, как иностранцы, – рассказала Анастасия. – Я его понимаю больше по жестам. Сейчас выводим его на индивидуальное обучение, потому что он не со всеми учителями может найти общий язык. Ему нужно очень много внимания. И, конечно, больше других требуется ласки, его чаще надо обнимать и целовать. Если он что-то рассказывает, обязательно потом переспросит: «Ты меня поняла?» И я обязательно должна еще и пересказать, как я поняла, и только потом мы договариваемся. Одного его гулять не отпускаю, потому что он ведомый, его легко можно втянуть во что угодно. Конечно, невозможно ребенка постоянно держать возле себя, и я потихоньку его приучаю к самостоятельности. Когда учились ходить по маршруту от дома до школы, я его просила: «Давай ты меня сам доведешь». И он сам вел, на светофоре останавливался. И только когда мы закрепили маршрут несколько раз, я написала заявление, чтобы в школе разрешили ему самостоятельно добираться до дома. Несмотря на то, что речь дается ему с трудом, он очень хорошо разбирается в гаджетах. Самостоятельно научился монтировать и выкладывать в Тик-Ток сторис.

На вопрос, откуда многодетной матери взять столько терпения, чтобы каждого ребенка выслушать и суметь прийти к консенсусу, Анастасия признается, что, прежде чем пришло понимание, как правильно себя вести с Русланом, немало было пролито слез. В силу заболевания Руслан не умеет управлять своими эмоциями и совершенно не выносит, когда родители в чем-то ему отказывают, «включает» агрессию и манипуляции. По словам Анастасии, иной раз от отчаяния и бессилия она плакала так горько и безутешно, «будто в доме кто-то умер». Но постепенно с помощью психолога научилась обходить подводные камни и перестала жестко отказывать сыну в его просьбах:

– Я перестала говорить «нет». Например, сейчас в случаях, когда он что-то просит купить, могу ему сказать: «Я не могу тебе сегодня это купить. Куплю позже, когда деньги появятся». Он спрашивает: «Сколько дней ждать?» И услышав ответ, успокаивается и ждет. И я обязательно свое обещание выполняю. При этом никогда не разделяю детей: если покупаю что-то одному, то и другим тоже покупаю. И Руслан стал спокойней и мягче. Однажды даже на свои накопленные деньги купил мне шоколадку. И принес ее с извинениями. Сейчас он уже намного меньше создает проблем.

Режим, справедливость и культ отца

Детей в семье Медведевых не наказывают, в угол не ставят и уж тем более не воздействуют на них физически. Разве что могут в качестве наказания лишить на какое-то время интернета. Но самое большое наказание для них – осуждение братьев и сестры. По словам Анастасии, когда детей воспитывают в любви и уважении друг к другу, их начинает воспитывать сама эта атмосфера. Нашкодивший ребенок сразу чувствует, как меняется отношение к нему других детей в семье. И старается как можно скорее вернуть их расположение к себе.

– Старших приходится учить уступать малышам, – рассказала Анастасия. – Дети ведь не очень хотят понимать, кто старше, кто младше, они по природе эгоистичны и готовы спорить по всяким пустякам. Приходится и это регулировать. Егор и Ваня ходят в один детсад, и Егор всегда хочет сам открывать дверь. И Ваня тоже. Я Егору говорю: «Давай сейчас ты откроешь, а вечером Ваня будет открывать дверь». Соглашается. Дети должны чувствовать, что все по справедливости и их интересы не ущемлены.

Знакомые часто спрашивают женщину: «Как справляешься?» А она утверждает, что сейчас даже и не устает. Трудно было, пока младшие дети не ходили в садик:

– Когда Ваня пошел в садик,  помню, отвела его, вернулась домой и не могла поверить, что могу побыть одна в тишине. Просто села и целый час сидела.

По словам Анастасии, в семье работают те же принципы, что в любом коллективе. Если начальник сумел грамотно организовать коллектив, он никогда не будет выматываться на работе. В семье Медведевых у всех свои обязанности, даже у собак, а их в доме две. Из-за Руслана завели сначала цвергшнауцера, а потом еще взяли приблудную дворняжку. Собаки гуляют с Русланом во дворе, потому что одного его на улицу не выпускают. У Арсения обязанность выносить мусор, посидеть с малышами, если надо.

– Дети у нас приучены убирать за собой игрушки, – рассказала собеседница издания. – Ваня даже в садике ходит и за всеми убирает. Он и дома мне помогает все время. Обязательно его за помощь поощряю: покупаю наклейки или билет на батут. Леся готовит ужин для всей семьи. Мы всегда все делаем вместе – и работаем, и отдыхаем. Купили в прошлом году минивэн, летом возили детей в аквапарк в Глазов, это родина нашего папы. В сентябре собираемся на юг с двумя малышами и с мужем. Со старшими останется Леся, она уже совершеннолетняя. Леся вообще беспроблемная, у меня никогда с ней не было никаких сложностей, мы с ней подружки, никаких тайн у нас друг от друга нет. Она знает, что, какая бы беда ни случилась, мама всегда поможет.

Еще один существенный момент, которого придерживаются в семье, – это обязательное подчинение режиму. Даже в выходной день все, как обычно, поднимаются в семь утра. В восемь – завтрак, потом игры и свободные занятия, прогулка. В 12 – обед, и сразу после обеда – тихий час. Все спят до трех часов. Вечером обязательно прогулка.

И, конечно, как в любой благополучной семье, есть у них свои традиции. Так, накануне Нового года Медведевы всегда варят уху из красной рыбы. На следующий день после тяжелых новогодних салатов и сладостей дети едят уху за обе щеки. Еще одна ненарушаемая традиция: дни рождения детей обязательно готовятся всей семьей. Дети украшают комнату шарами и плакатами с веселыми надписями и поздравлениями. И торт всегда заказывается именной, а не покупается в магазине.

Сегодня из-за социального и экономического уравнивания полов выражение «глава семьи» во многих семьях уже не несет той смысловой нагрузки, которая изначально предполагалась. И главой семьи даже при наличии отца по факту нередко бывает женщина. Однако в семье Медведевых – неоспоримый культ отца. Папа в семье – главный кормилец. Чтобы содержать такую большую семью, Сергею приходится работать допоздна. Работает он в автомастерской, ремонтирует машины. Старшие дети – Арсений и Руслан – завсегдатаи в папином гараже, смотрят, учатся разбираться в машинах. Руслан часто подражает отцу и говорит: «Я как папа». Как только отец возвращается домой, все мальчишки кучкуются вокруг него.

Поскольку отец много времени проводит на работе, часы досуга с ним особо ценны для всей семьи. С папой выезжают на природу или в этнопарк, где можно много бегать, играть и есть шашлыки. Сейчас в планах супругов купить дачу, где можно было бы все лето проводить с детьми на природе.

И все-таки многодетность – нелегкий крест, и нужно уметь его нести так, чтобы в пути сохранять силы. То, что у многих матерей начинаются выгорание и депрессия из-за того, что жизнь превращается в день сурка, факт общеизвестный. От этого выгорания Анастасия Медведева спасается тем, что помогает другим людям. Она волонтер известной в Сыктывкаре организации «Сытый гражданин», которая оказывает помощь семьям, попавшим в трудную ситуацию, и кормит бездомных людей. Анастасия готовит еду для них, а Сергей помогает жене, когда нужно что-то куда-то подвезти. Общение с волонтерами – это для женщины возможность выхода в другую реальность, смена обстановки. Кроме того, многодетная мать свято верит в то, что мысли и намерения создают качество жизни. И соответственно, отданное людям добро возвращается приумноженным.

– Это счастье, что у меня есть муж и старшая дочь, которые мне очень помогают, – сказала Анастасия. – Вечером я иногда оставляю им детей, выхожу на улицу и сижу на лавочке – хочется просто молча посидеть одной. Но мне кажется, когда дети вырастут и уйдут, я буду бояться тишины. Потому что уже привыкла к детским голосам, к шуму. Без детей ведь тяжело. Благодаря им я стала мудрей. Мы, люди, часто не умеем отличить, где заканчивается любовь и начинается потворство. Умение различать приходит только с опытом. Поэтому я старшей дочери говорю: «Не бойся обжигаться, иначе ты и жизни не научишься. Но и на моих ошибках тоже учись».

Галина ГАЕВА

Фото из архива семьи Медведевых

Оставьте первый комментарий для "Школа любви Медведевых"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.