Семейный бревет: журналисты из Ухты вместе участвуют в сложнейших веломарафонах

Мнение о том, чтобы добиться серьезных результатов в спорте, нужно заниматься им многие годы и желательно с детства, опровергли ухтинские журналисты. Супруги Инга Карабинская и Олег Сизоненко три года назад заинтересовались веломарафонами – заездами на длинные дистанции, где очень важна выносливость велогонщика, а в этом году уже взяли «Чуйский тракт» – сложнейший марафон по Алтаю с длиной маршрута 1200 километров и суммарным набором высоты 10 километров.

С каждым годом в республике становится все больше тех людей, кто, уже будучи взрослым, возвращается к двухколесным друзьям, ездит на велосипеде на работу, по другим делам. А есть и те, кто в свободное время ездит за город, путешествует по соседним деревням, просто наслаждается длительными «покатушками». С этого Инга Карабинская и Олег Сизоненко и начинали, сначала объехали ближайшие деревни и поселки, так что за выходной «намотать» до 150 километров стало делом обычным.

А потом, по словам Инги, вместо простого «я люблю кататься на велосипеде» пришло понимание, что хочется участвовать именно в марафонах, налегке проходить длинные дистанции. Так в лексикон семейной пары вошли слова «бревет» (заезд на дистанцию от 200 километров), «суперрандоннер» (велосипедист, который официально «брал» бреветы), амуниция для поездок стала профессиональной, а одна из комнат в квартире превратилась в велогараж.

Поворотным днем в семейной велосипедной истории Инга Карабинская называет 19 августа 2018 года. В этот день они узнали о существовании 1200-километрового марафона «Париж – Брест – Париж» во Франции (проведен он был впервые в 1891 году) и загорелись идеей его проехать. А до старта между тем оставался ровно год.

– У меня хорошо с целеполаганием, но плохо с тактикой, – рассказала ухтинка. – Нормальный человек сначала выучится на врача, а только потом начнет вырезать кому-то аппендицит. А у нас был только год на подготовку. И мы узнали, что для такого марафона нужны шоссейные велосипеды, купили их, поняли, что придется буквально учиться кататься заново – это же не велосипед, а бешеная табуретка какая-то с полным отсутствием амортизации, другим весом, другой формой руля.

Кроме того, не хватало нужной физической подготовки, а зимой в Коми «накатать форму» весьма затруднительно – климат не тот. Так что все свободное время супруги не слезали с велотренажеров, подключились к онлайн-игре Zwift, позволяющей велосипедистам всего мира тренироваться и соревноваться между собой не выходя из дома.

Знакомые, родственники и коллеги недоумевали, видя на страницах в соцсетях отчеты о пройденных дистанциях. Все привыкли, что Инга и Олег – личности исключительно творческие: у нее вышло несколько поэтических сборников, он пишет картины, а тут – в ленте сплошные шлемы, велосипеды, фото с очередного бревета. При этом, чтобы участвовать в веломарафоне, нужно обязательно пройти определенное количество бреветов – на 200, 300, 400 и 600 километров, они являются своего рода квалификациями. Причем не просто проехать такое расстояние за один раз, а уложиться в нужные временные рамки. Например, 200 километров надо пройти не более чем за 13 с половиной часов, 600 за 40, 1200 за 90.

«Вчера проехал первую 200-ку в своей жизни. Это мой четвертый выезд на шоссере. Несколько раз я вспоминал бессмертную фразу: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» Где-то после 50 км жутко хотелось разуться и наконец посмотреть, есть ли у меня ступни, но было некогда. Где-то после Виса поднялся ветер, и снежная крупа била в лицо, несмотря на все усилия, скорость не превышала 14-17 км. Километры казались бесконечными, а трек все не кончался. Если бы навстречу не попались наши лидеры, то думал бы что заблудился. Путь назад вначале показался приятным. Ветер в спину разогнал до 27 км, и жизнь начинала налаживаться… Но вдруг как-то резко замерз и промок. Организму не хватало энергии на одновременный обогрев и движение, понял, почему люди умудрялись умирать от переохлаждения при плюсовой температуре. Просто гнал себя усилием воли к дому. При подъезде к Ухте больше всего боялся попасть в ДТП, поскольку понимал, что уже совершенно неадекватен. Подумал, что когда-нибудь изобретут велокуртки с табло на спине: «Осторожно, чувак проехал 200 км, за себя не отвечает», – описывал Олег Сизоненко свою первую официальную марафонскую дистанцию.

В 2019 году все нужные бреветы ухтинцы накатали и вступили в республиканский клуб веломарафонцев «Легион». Попутно Инга Карабинская стала «горной королевой» – приняла участие в онлайн-велотурнире AliveBe, проехала 1700 километров и взяла первые места во всех номинациях. Кроме полученного абсолютного зачета и звания «горной королевы» (за набор высоты), ее признали «Мисс скорость» (за лучший средний темп), также она завоевала приз зрительских симпатий. Были и не виртуальные достижения: помимо обязательных бреветов ухтинка в составе «Легиона» в апреле 2019-го покорила Олимп – во время серии горных тренировок веломарафонцы из Коми поднялись на гору Олимпус высотой 1952 метра.

А в августе вместе с другими «легионерами» они отправились на тот самый марафон мечты – «Париж – Брест – Париж». Сначала все шло хорошо, не считая того, что заграница встретила жителей Коми с холодком: ночью 18 августа температура опустилась до плюс трех. Шутили, что так Франция мстит за страдания ее солдат в России зимой 1812 года. В перерывах с изумлением смотрели на опытных марафонцев, которые в минуты отдыха ухитрялись спать и сидя, и стоя, прислонясь к стене.

Но для Олега Сизоненко марафон, который должен был продлиться четверо суток, закончился на вторую ночь. На спуске в трех километрах от городка Карэ разогнался до 64 километров в час, на трассе был туман, и неожиданно из него вынырнула молодая велосипедистка из Китая. Шоссейники столкнулись, оба оказались на обочине. Пока другие марафонцы помогали попавшим в аварию, на лежащий на дороге велосипед налетел еще один участник из Канады. Вскоре пострадавших отвезли в больницу в Карэ, у ухтинца оказался перелом ключицы, ушибы, голову защитил шлем, который хоть и треснул при падении, но дело свое сделал. Курьезный факт: в протоколе «Париж – Брест – Париж – 2019» Олег Сизоненко записан под аббревиатурой OTF – маршрут прошел, но не уложился в лимит времени. Скорее всего, сработал электронный чип на велосипеде, его позже привезли на финальную точку на машине.

Инга Карабинская  об аварии узнала на контрольном пункте. Чисто психологически для нее марафон в тот момент закончился, поэтому она решила сойти с дистанции. До Бреста, впрочем, доехала, поскольку думала, что мужа везут на скорой именно туда.

Супруг по поводу своей неудачи шутил, что это, возможно, кармическое воздаяние за прогулянные в школе уроки физкультуры. Но свои шоссейники они после парижской эпопеи не оставили, продолжили тренировки. Коллега-марафонец по «Легиону», сыктывкарский травматолог Василий Иевлев помог с восстановлением после аварии.

2020-й в плане бреветов, которые нужно проходить ежегодно, чтобы не терять статуса суперрандоннера, оказался необычным, из-за ковида они были автономными. И само отношение к веломарафонам изменилось.

По словам Инги Карабинской, она понимала, что когда в 40 лет начинаешь заниматься чем-то новым, многое происходит впервые. Но не ожидала, что после «премьерного» марафонского 2019-го в 2020-м ощущение новизны не исчезнет, и само восприятие велоспорта будет другим:

– Передо мной больше не маячила великая цель – я просто каталась в свое удовольствие и радовалась улучшению показателей. Да, я стала сильнее и лучше. Это классное чувство.

В нынешнем году ухтинцы решили выйти на не менее сложный марафон – «Чуйский тракт». Он проводится раз в четыре года клубом «Новосибирск-марафон». У этого супербревета негласная репутация самой трудной в мире 1200-километровки, поскольку дистанция подразумевает преодоление трех горных перевалов – Семинского, Чике-Таман и Бирюксинского. Причем Семинский и Чике-Таман нужно пройти дважды, поскольку заезд, стартующий в Бийске, в Бийске же и финиширует. Ехать нужно по действующим автодорогам, некоторые участки достаточно оживленные, поскольку ведут к местам, популярным у туристов. Кроме горного серпантина веломарафонцы должны пройти участки межгорной котловины в верхнем течении реки Чуя.

Стартовал супербревет 5 июля, а завершился 8 июля. От Республики Коми покорять алтайскую дистанцию поехали семь участников из «Легиона». Кроме Инги и Олега была еще одна семейная пара, так же дружно штурмующая веломарафоны, – сыктывкарцы Наталья и Сергей Штумп. И еще Василий Иевлев и Олег Позолотин из столицы Коми, Сергей Торопов из Ухты. Всего на «Чуйский тракт» прибыло 119 веломарафонцев из разных регионов России, Германии, Беларуси, Украины, Казахстана.

Природа на сей раз сложный характер продемонстрировала не в плане холодов, а наоборот – в первый день температура ударила до 41 градуса, вода в бутылках почти моментально стала горячей, в селах по пути покупали мороженое в местных магазинчиках, часть суперрандонеров, чтобы охладиться, наскоро купалась в речках. А в последние сутки марафонцев искупал сильнейший ливень.

Переменчивый характер Чуйского тракта суперрандоннеры испытали на себе, он как будто выбирал, какой участок сделать сложнее или проще для определенных людей. Инга, например, дорогу по степи прошла с восторгом – кругом красота, ветер в спину, поэтому скорость спокойно держалась порядка 30 километров в час. А прибыв в горное село Кош-Агач, увидела совершенно вымотанных мужчин-марафонцев, которые прибыли за полчаса до этого и всю дорогу в степи сражались с сильнейшим встречным ветром, так что шли со скоростью в два раза ниже. Зато ее совершенно вымотал Семинский перевал, а Чике-Таман, сложностью которого пугали, ощущался как «веселый и привольный».

На сайте марафона болельщики могли отслеживать передвижение участников, и все чаще фиксировались сходы – «Чуйский тракт» подтверждал свою репутацию сложнейшей трассы. Кто-то сходил на отметке в 200 километров, особенно обидно было, когда марафон прекращался для участника, преодолевшего уже более тысячи километров.

Из гонщиков Коми дистанция не покорилась Сергею Торопову, прошедшему больше половины пути в очень хорошем темпе. Остальные же прибыли к финишу и с достойными результатами. У Василия Иевлева второе время среди всех участников марафона, «Чуйский тракт» он прошел за 59 часов пять минут, уступив лишь Игорю Ильину из Екатеринбурга. Интересно, что они и зарегистрированы были под номерами 2 и 1. Инга Карабинская со временем 79 часов 59 минут заняла второе место среди женщин. Хотя участие в этом марафоне и не подразумевает получения каких-либо спортивных званий, кубков и наград – все равно очень приятно. А задача на ближайшие дни – взять очередной бревет-шестисотку, чтобы в третий раз подтвердить звание суперрандоннера.

Анна ПОТЕХИНА

Фото предоставлены Ингой Карабинской

Оставьте первый комментарий для "Семейный бревет: журналисты из Ухты вместе участвуют в сложнейших веломарафонах"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.