Обетный крест и камень-следовик: в коми деревнях и селах сохраняются местные святыни

Деревня Эжолты.

В рамках проекта «Одиннадцать чудес Коми» «Республика» продолжает цикл публикаций об интересных местах Коми края. Большая их часть, такие как столбы выветривания на плато Маньпупунёр, известны многим и стали уже туристическим брендом региона. Но есть и любопытные места, про которые хорошо знают жители того или иного района, но туристы там бывают редко. Две такие местные достопримечательности посетил журналист «Республики». При желании добраться до них намного проще и дешевле, чем до того же Маньпупунёра.

Практически в самом центре ижемского села Сизябск уже, наверное, более ста лет стоит большой деревянный крест. Его поверхность порядком побита временем, и три года назад местные жители рядом поставили новый крест. Но и старый остался на своем месте. Об истории креста «Республике» рассказали жители села.

Ежегодно 9 августа, в Пантелеймон лун (день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона), жители Сизябска совершают тайное паломничество к этому шестиконечному трехметровому деревянному кресту, который стоит во дворе одного из сельчан. По мнению местных жителей, старинный крест – чудодейственный, поэтому и украшен множеством небольших разноцветных лоскутков с нашитыми крестиками. Каждый вышитый крестик – это рукотворная «молитва» об исцелении.

Сельчане приходят сюда не только 9 августа, но и в любой другой день, вернее, ночь. Под ее покровом на старом кресте появляются новые лоскутки ткани с нашитыми на них крестами. Желательно, чтобы они были сшиты из одежды жаждущего исцелиться больного. Считается, что таким образом можно избавиться от всех болезней. Крестики на лоскутки нашивают в основном женщины, они и прикалывают их к деревянному кресту, чтобы предотвратить грозящее несчастье, смертельный исход болезни или просто заручиться успехом у высших сил в каком-либо деле. Процесс этот сопровождается молитвами и просьбами об исцелении. А вот если кто-то из приезжих по незнанию сорвет вышитый крестик на память, то это может плохо для него кончиться. В народе верят, что в таком случае болезнь перейдет на того, кто сорвет лоскуток. Поэтому крестики висят до тех пор, пока их не сорвет ветер или они полностью не истлеют.

Cело Сизябск.

Некоторые сельчане в заботе о братьях наших меньших приходят сюда также 2 августа – в день Ильи-пророка, он считается покровителем домашних животных. Прикрепляют к кресту лоскутные крестики за здравие своих оленей, коров, лошадей и прочей домашней живности, которой в Сизябске много.

По местному преданию, святыня была установлена еще в позапрошлом веке во время крестного хода. Тогда в этом месте была окраина Сизябска. Но с тех пор село разрослось, и крест оказался почти в его центре. Конечно, древесина в земле столько лет простоять не может, поэтому время от времени крест заменяли на новый. Как это и произошло в 2018 году.

– Новый обетный крест сделал мой супруг Иван Терентьев, – рассказала «Республике» жительница Сизябска Тамара Терентьева. – А установить помогли Николай Чупров и Юрий Терентьев. Сделали из лиственницы – простоит долго. Старый крест оставили там же, просто сдвинули немного к сараю. Раньше такие обетные кресты стояли в разных местах села.

Как рассказали старожилы, еще в середине прошлого века в Сизябске стояло шесть подобных крестов. Они «закрывали» все ведущие в селение пути-дороги, не пускали нечистую силу – лешаков, «ходячих» покойников (рассказы о которых распространены у местных жителей), охраняли от мора и падежа скота. Со временем кресты порушились, упал и этот крест. Но его подняли и установили поблизости от того места, где он стоял прежде – у дороги, ведущей на кладбище. На местных кладбищах еще встречаются деревянные памятники в форме антропоморфных столбиков различной высоты. Еще у ижемцев существует запрет класть в гроб или на могилу металлические предметы. Объясняется это тем, что «бесы на том свете притягивают к себе все металлическое, как магнит». Даже нательный металлический крест покойного заменяется на деревянный.

Как-то асфальтировавшие улицу рабочие решили спрямить старую дорогу и предложили передвинуть крест. Но этому воспротивился хозяин двора, где находится местная святыня. Он и другие сельчане отстояли обетный крест. И новую дорогу проложили рядом. Поразительно, но даже в советское время, когда в районе закрыли все церкви, ни у одного из воинствующих атеистов не поднялась рука на древний крест.

Сизябский крест снимали республиканские и федеральные телеканалы, его изучали этнографы из Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. По мнению ученых, придорожные, памятные, поклонные и обетные кресты имеют статус местных святынь наряду с почитаемыми камнями, родниками и деревьями.

«В деревне Косъёль на деревенской улице стоит обетный крест, – писал в 1970-х годах известный исследователь Русского Севера Генрих Гунн. – Прежде таких крестов было много, но они рушились от времени и уже не возобновлялись. Ставились кресты по случаю избавления от падежа скота. На Ижме, в животноводческом крае, падеж скота был великим несчастьем, равносильным неурожаю, потому так памятно было избавление от бедствия. Лучшие образцы обетных крестов поныне сохранились на Мезени, там они украшены резьбой, порой высокохудожественной. На Ижме резьба была более скромной. На косъёльском кресте на верхних перекладинах вырезан канонический титул Христа, а на столбе – «знаки страстей» и криптограммы, а также указана дата «лета 1925 месяца марта в 30 день» (в пересчете со славянских литер)».

Действительно, обетные кресты когда-то стояли во всех ижемских селениях. В соседней с Сизябском деревне Бакур в 1920-е годы прошел падеж скота. Жители поставили деревянный крест на окраине, на высоком берегу старицы Курья. Мор скота прекратился. После этого сельчане ходили к кресту молиться. Простоял крест до конца 1940-х годов. До сих пор стоит высокий деревянный обетный крест и в селе Гам.

Традиция установки или восстановления обетных крестов возрождается. В деревне Ель, что рядом с Сизябском, несколько лет назад был поставлен деревянный шестиконечный крест с двускатной крышей на территории усадьбы молодого предпринимателя. Инициатором была его мать. По ее словам, в 1940-е годы неподалеку от этого места стоял деревянный крест. «Там, где сейчас находится усадьба сына, был конец деревни, здесь никто не жил, – рассказала она этнографам. – Крест нужен, чтобы дела шли хорошо. Молилась я, обещала Богу крест поставить, какой раньше стоял. Выпросила, чтобы сын установил. И хорошо все в семье и на работе стало…»

До этого удивительного креста в Сизябске несложно добраться из Ижмы. А недалеко от креста можно увидеть современный арт-объект – металлический памятник комару.

К другой местной святыне журналист «Республики» прикоснулся на Коквицкой горе в Усть-Вымском районе. Здесь можно увидеть принесенный ледником реликтовый камень-следовик, десятиметровое можжевеловое дерево, живописное озеро Эжолты, деревянные кресты в деревенских дворах. На Коквицкой горе сохранились тринадцать старинных сел и деревень. Каждое селение имеет свою богатую историю и свои легенды.

Дарующие исцеление и собирающие толпы паломников и туристов чудо-валуны есть во всех уголках планеты. В России из называют следовиками, потому что на них проступают отпечатки рук или ног. Ближайший от Сыктывкара такой камень находится в деревне Эжолты. По преданию, на этом камне сюда из Усть-Выми приплыл сам Стефан Пермский. До советской власти около камня стоял большой крест, и к камню от церкви ходили крестным ходом. Паломники приписывали огромному валуну силу исцелять от ревматизма, женских болезней, зубной боли и других недугов. После революции местные комсомольцы решили уничтожить святыню. Деревянный крест сломали легко, а вот выкопать камень и сбросить его с обрыва не смогли. Стали обкапывать валун со всех сторон, чтобы он скрылся под землей. Но чем дольше копали, тем больше камень открывался людям. Зарыли яму и оставили валун в покое. Уже в этом веке камень вновь освятили и установили рядом четырехметровый деревянный крест.

На поверхности валуна в Эжолты отчетливо проступает громадный след, похожий на человеческий. В углублении следа вода и горсть монеток. Летом на солнце камень нагревается как печка. Вероятно, согревающий эффект от аккумулирующей тепло громадины имеет реальную целебную силу прогревающего лечения. Как-то камень исследовала экспедиция республиканского отделения общества «Космопоиск». Оказалось, что валун не обладает ни магнитными, ни гравитационными, ни другими физическими аномалиями. Единственное, что можно отметить, – повышенный фон гамма-излучения – 12-15 микрорентген/час. Хотя это вдвое больше, чем в окружающей почве, но вполне нормально для большого куска гранита. Размер камня около пяти метров, но это только часть над землей. Что скрывается ниже – неизвестно. В деревне много больших валунов, которые предприимчивые сельчане используют под фундаменты домов. Но камень-следовик здесь единственный.

Известный российский историк Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» упомянул: «Памятником древних славян остались большие гладкие плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт».

Следы на камнях называли «Божьими ножками», «следами Христовыми», «стопами Богородицы» или «чертовыми следами». Считалось, что вода из такого «козьего копытца» излечивает от болезней. В России известно около четырехсот следовиков, которым поклонялись финно-угорские народы. В Эстонии – более тысячи культовых камней, примерно столько же в Финляндии. По мнению историков, русские переняли древний культ камней у коренных северян. На Псковщине был известен Ольгин камень, на котором виднелся след женской ножки. Его взорвали в тридцатых годах прошлого века, и сейчас там пирамида из валунов, увенчанная кованым крестом. В Ярославской области на берегу Плещеева озера лежит Синь-камень. Его подножие усыпано монетами и цветами. Синь-камень поражает своей способностью к передвижениям. В XVI веке Василий Шуйский распорядился зарыть языческий «блуждающий» камень в землю, но через два века тот чудесным образом снова оказался на берегу озера. А когда его утопили, за несколько лет буквально выполз из озера. Следовики известны и в других частях света, где они также служили предметом почитания.

Другая туристическая достопримечательность Эжолты – это частный музей разделочных досок. Самая старая доска из коллекции – 1913 года. В другом селе Коквицкой горы – Гажакересе туристов удивляют кресты, стоящие во дворах. Кресты похожи на кладбищенские, но никто под ними не похоронен. История этого обычая такова: у одного из местных жителей дед вернулся с войны. На фронте он дал обет Богу, что, если останется жив, установит крест в честь святителя Николая. После войны поставил крест в своем дворе. По его примеру и другие жители установили у себя во дворах деревянные поклонные или обетные кресты. А дети и внуки соблюдают традицию и обновляют кресты.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Обетный крест и камень-следовик: в коми деревнях и селах сохраняются местные святыни"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.