Юрий Белецких: «Мой главный принцип – «не навреди»

В Коми подвели итоги регионального этапа XI всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2020», в котором приняли участие 15 педагогов из разных муниципалитетов региона. Победителем признан учитель физкультуры начальной школы №7 Усинска Юрий Белецких, который представит республику на финальном этапе конкурса в ноябре 2021 года.

По мнению экспертов, бурное развитие информационных технологий снижает творческую активность детей, замедляет их физическое и психическое развитие. В связи с этим применение здоровьесберегающих технологий на уроках становится необходимостью. Причем эта работа должна вестись не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. И в зоне внимания учителя должно быть не только физическое, но и психическое, эмоциональное состояние ребенка. Вряд ли кому-то нужно объяснять, что утомительно скучный урок с монологом учителя способен отнять большую часть энергии ученика. После такого урока у школьника уже нет сил вникать в новый материал, внимание рассеивается, работоспособность понижается. Точно такое же негативное воздействие оказывает критика учителя, которая резко понижает стремление ребенка к успеху. В контексте всего этого здоровьесберегающие технологии призваны сделать урок наиболее продуктивным.

За многие годы работы в школе главным принципом Юрия Белецких стал принцип: «не навреди». То есть все методы и приемы, которые он применяет на своих уроках, должны быть проверены и обоснованы практикой. Одна из особенностей его подхода к детям: у него нет и не может быть двоечников и даже троечников.

– Оценки – только «хорошо» и «отлично». Хотя бы уже потому, что у каждого ребенка есть свои сильные качества, – рассказал учитель. – Все предусмотренные ФГОСами нормативы – это условный набор знаний, умений и навыков. К примеру, не каждый ребенок может выполнить все упражнения на бревне. Кто-то на бревне шпагат сделает, а кто-то просто пройдет по бревну – и то уже можно зачесть за усилие над собой. К тому же есть дети, которые боятся высоты, не могут сразу этот страх пересилить, просто надо с таким ребенком подольше позаниматься, и проблема будет решена.

Каждый год, принимая новый класс, Юрий Белецких сначала проводит своеобразную диагностику, смотрит уровень физического и психического развития детей и уже после этого определяет нагрузку:

– Сначала узнаю, у кого какие способности, кто какие секции посещает. Кто-то из ребят занимается ритмикой, кто-то танцами, гимнастикой, боксом. Потом на уроках я обязательно обращаюсь к спортивным навыкам этих детей. Например, если урок посвящен упражнениям на гибкость, прошу кого-то из детей, занимающихся гимнастикой, продемонстрировать некоторые упражнения. Это вызывает живой интерес у класса. И главное, это очень стимулирует остальных повторить. Больше, чем если бы это показал учитель. Если подходим к силовым упражнениям и я знаю, что какой-то ребенок занимается силовыми видами спорта, тоже прошу продемонстрировать. И обязательно похвалю потом. Похвала очень стимулирует детей к работе над собой. Вообще, у меня на уроках не бывает такого, что кто-то из детей совсем не справился с заданием. Дети это ценят и стараются не подвести.

По словам Юрия Белецких, сама жизнь на севере провоцирует гиподинамию и отклонения в здоровье у детей. Практически ежегодно среди первоклассников есть двое-трое детей с лишним весом или с нарушениями зрения. И задача учителя не только научить школьников выполнять какие-то упражнения, но еще и сформировать навыки здорового образа жизни, привить культуру тела. Чтобы ребенок с детства почувствовал радость движения и вкус к здоровому образу жизни. Для этого учитель использует и уроки, и внеурочные занятия, спортивные состязания, сдачу норм ГТО, занятия на свежем воздухе.

– Еще недавно учителя и не помышляли, что будут такие технологии, как сегодня, – говорит педагог. – Что будут интерактивные доски, возможность делать презентации. Сейчас у нас в каждом классе интернет. Это рождает интерес к работе, разнообразит урок. Можно уже не на пальцах объяснять материал, а наглядно, зрелищно. На таких занятиях мы смотрим фильмы о здоровом образе жизни, об опасности вредных привычек и так далее. Здоровьесберегающие технологии сегодня внедряются не только на уроках физкультуры, обычный урок по предмету тоже должен выстраиваться с их применением. Даже то, что учитель дозирует нагрузки, а не создает стрессовую ситуацию, – это тоже здоровьесберегающая технология. Или физкультминутки проводит.

Свою победу на конкурсе Юрий Белецких считает победой команды единомышленников. На конкурс нужно было представить презентацию, сюжет урока в 25 минут и самоанализ. Когда наряду с подготовкой к конкурсу приходится нести свою обычную рабочую нагрузку, потому что уроков никто не отменял, то это, по словам собеседника издания, непросто.

– Наша школа постоянно участвует в самых разных профессиональных конкурсах, и учителя-участники всегда могут рассчитывать на поддержку коллег, – объяснил учитель. – Ведь победа любого из нас – это победа всей школы. Мои коллеги помогли мне отснять урок и подготовить презентацию.

Галина ГАЕВА

Фото предоставлено Юрием Белецких

Оставьте первый комментарий для "Юрий Белецких: «Мой главный принцип – «не навреди»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.